Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология позднего периода жизни: учеб. пособие (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЮсупов
ИздательствоПознание
Страниц232
ID208401
АннотацияВ издание включены научные сведения, накопленные мировой на- укой к началу XXI в., о регрессии психики человека с завершением пери- ода его зрелости и до глубокой старости. Адресуется практикующим психологам психокоррекционных центров, геронтологам. студентам медицинских и психологических факультетов.
ISBN978-5-8399-0403-3
УДК 159.922.6(075.8)
ББК 88.3я73
Юсупов, И.М. Психология позднего периода жизни: учеб. пособие / И.М. Юсупов .— Казань : Познание, 2012 .— 232 с. — ISBN 978-5-8399-0403-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/208401 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.М. Юсупов ПСИХОЛОГИЯ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ Учебное пособие Казань 2012 УДК 159.922.6(075.8) ББК 88.3я73 Ю91 Печатается по рекомендации Академии наук Республики Татарстан и решению Ученого совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: Баранов А.А. – профессор, доктор психологических наук, директор Института психологии, педагогики и социальных технологий Удмуртского государственного университета (г. Ижевск); Знаков В.В. – профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития Института психологии РАН (г. Москва); Карпов А.М. – профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии. <...> ISBN 978-5-8399-0403-3 В издание включены научные сведения, накопленные мировой наукой к началу XXI в., о регрессии психики человека с завершением периода его зрелости и до глубокой старости. <...> 6 Психология позднего периода жизни Объективно начало старости связывается с падением жизненно важных физиологических функций. <...> В 1963 г. на Международном семинаре ВОЗ по проблемам геронтологии была принята классификация, выделяющая три хронологических периода в позднем онтогенезе человека: средний возраст (45–59 лет), пожилой возраст (60–74 года), старческий возраст (75 лет и старше). <...> Дети (5–15) Юношеская фаза (0–20) Младенчество (0–1) Юность (16–24) Молодые (15–30) Детство (1–5) Пожилые (45–60) Старческий возраст (75–90) Ранний период старости (65–74) Пожилой возраст (60–74) Средний возраст (45–64) Средний возраст (45–59) Глубокая старость (после 80) Старость (после 75) Долголетие (после 90) Старость Терминальная (после 70) стадия, дряхлость (до смерти) Ранняя старость (70–79) – Долгожители (75–100 и старше) Послерабочий период Старые (60–75) Пожилой возраст (60–69) – Увядающее поколение Удаление Поздняя Предот дел взрослость пенсионная (60–65) (50–60) (60–65) Фаза зрелости Поздняя зрелость (45–59) Подростковый <...>
Психология_позднего_периода_жизни_учеб._пособие.pdf
Академия наук Республики Татарстан Институт экономики, управления и права (г. Казань) ПСИХОЛОГИЯ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ Учебное пособие Казань 2012 И . М . Юсу п о в
Стр.1
УДК 159.922.6(075.8) ББК 88.3я73 Ю91 Печатается по рекомендации Академии наук Республики Татарстан и решению Ученого совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: Баранов А.А. – профессор, доктор психологических наук, директор Института психологии, педагогики и социальных технологий Удмуртского государственного университета (г. Ижевск); Знаков В.В. – профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития Института психологии РАН (г. Москва); Карпов А.М. – профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии. Ю91 Юсупов, И.М. Психология позднего периода жизни: учеб. пособие. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2012. – 232 с. ISBN 978-5-8399-0403-3 В издание включены научные сведения, накопленные мировой наукой к началу XXI в., о регрессии психики человека с завершением периода его зрелости и до глубокой старости. Адресуется практикующим психологам психокоррекционных центров, геронтологам. студентам медицинских и психологических факультетов. УДК 159.922.6(075.8) ББК 88.3я73 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2012 © Юсупов И.М., 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ...............................................................................................5 СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ ..............................................................................7 Соотношение психологического и хронологического возрастов ......................................................................................................9 ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ПСИХОГЕНЕЗА ............................................................ 15 Механизмы развития в пожилом возрасте ............................................20 ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ И СТАРОСТИ ..........................................................23 Биологические теории старения .............................................................25 Социальные концепции старения ..........................................................30 Психоаналитические взгляды на старение ........................................... 33 Факторы, влияющие на старение ........................................................... 37 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ .......................................................................................................44 Костно-мышечный аппарат.....................................................................44 Кожа и подкожная клетчатка .................................................................. 45 Возрастные изменения волос .................................................................46 Дыхательная система ............................................................................... 47 Сердечно-сосудистая система ................................................................ 47 Пищеварительная система ...................................................................... 50 Мочевыделительная система .................................................................. 51 Старение мозга .......................................................................................... 52 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТАРЕНИЯ .......................................................... 55 Особенности мужского старения ........................................................... 56 Особенности женского старения ............................................................ 58 ИЗМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................................. 62 Зрительные ощущения ............................................................................. 62 Слуховые ощущения ................................................................................ 67 Обоняние ................................................................................................... 71 Вкусовая чувствительность .................................................................... 75 Тактильная чувствительность ................................................................ 77 Болевая чувствительность ...................................................................... 79
Стр.3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ................................................................................................. 81 Внимание ................................................................................................... 82 Память ....................................................................................................... 83 Интеллект ..................................................................................................84 Аффективные расстройства в пожилом возрасте ................................88 КРИЗИСЫ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ........................................................... 93 Кризис ухода на пенсию (удаление от дел) ........................................... 93 Кризис «узелкового периода» ................................................................. 95 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ ...............97 ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ..................................................................................................... 102 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ............................ 109 Особенности Я-концепции пожилых людей ........................................119 Условия успешной адаптации к старости............................................ 123 ПСИХОПАТОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ ............................................................ 126 Деменция ................................................................................................. 127 Деменция при болезни Альцгеймера ................................................... 128 Болезнь Крейтцфельдта-Якоба ...............................................................135 Деменция при болезни Пика ...................................................................138 Болезнь Паркинсона ............................................................................... 140 Хорея Гентингтона ................................................................................. 146 Синдром Корсакова ................................................................................ 148 Дисциркуляторная энцефалопатия ........................................................151 ЗАВЕРШЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ .................................................... 155 Основные психические установки, ведущие к самоубийству .......... 158 Психопрофилактика назревающего суицида ..................................... 162 Переживание ухода в безвременье ...................................................... 162 ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ........................................................ 168 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ............................................................................. 170 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ............................................................................... 179 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ......................................................... 190 ПРИЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ .......................................................................... 191
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Население планеты стареет. В пушкинскую эпоху продолжительность жизни мужчины-крестьянина в России составляла 38 лет, а для женщин она была и того короче. По истечении двухсот лет к последнему десятилетию ХХ в. этот демографический показатель для мужчин достиг 58 лет. Этнографы и геронтологи не решаются назвать единственную причину увеличения продолжительности жизни. На нее оказывают влияние и климатическая зона проживания, и уменьшение доли изнурительного физического труда, и калорийное питание, и доступное многим медицинское обслуживание – все, что социологи обозначают обобщенным понятием «качество жизни». В разных культурах этот показатель различен. Число долгожителей в мире растет. Особенно это заметно в развитых странах. Стареющее население после выхода на пенсию может позволить себе на свои сбережения путешествовать по миру, предаваться своему хобби, заниматься творчеством, на которое в зрелые годы не хватало времени и средств или вести общественно полезную деятельность, передавая накопленный жизненный и профессиональный опыт молодому поколению. Если верхняя граница старости очевидна и совпадает с завершением жизненного пути человека, то ее начало в разных возрастных периодизациях размыто, поскольку в основу отсчета положены разные индикаторы жизни человека.
Стр.5