Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Модернизация профессионального образования в системе экономического развития региона: монография (200,00 руб.)

0   0
Первый авторХамидуллина
ИздательствоПознание
Страниц128
ID208318
АннотацияМонография посвящена вопросам модернизации профессионально- го образования как фактора развития экономики региона и как механизма участия общественности в процессах выработки и реализации управлен- ческих решений в целях модернизации, совершенствования и развития сис- темы ВПО.
Кому рекомендовано для преподавателей, аспирантов и руководителей учреж- дений профессионального образования
ISBN978-5-8399-0296-1
УДК378
ББК 74.58
Хамидуллина, Г.Р. Модернизация профессионального образования в системе экономического развития региона: монография / Г.Р. Хамидуллина .— Казань : Познание, 2009 .— 128 с. — ISBN 978-5-8399-0296-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/208318 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.Ф. Гафиуллина МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Казань Познание 2009 УДК 378 ББК 74.58 Х18 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: зам. министра образования и науки РТ по вопросам экономики, член-корреспондент АН РТ, д-р экон. наук, проф. <...> Д.Ф. Хафизов Х18 Хамидуллина, Г.Р. Модернизация профессионального образования в системе экономического развития региона / Г.Р Хамидуллина, А.В. Тимирясова, <...> Система образования имеет сложную иерархическую структуру, ключевым сегментом которой является высшее профессиональное образование (ВПО). <...> В этой связи система образования в Республике Татарстан требует прогрессивной модернизации, для чего нужны совместные усилия государства, общества и бизнеса. <...> Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство», – заявил глава государства и продолжил «образование должно стать основным приоритетом в развитии государства и общества, так как оно представляет для страны социальную стабильность, национальную безопасность, экономический рост, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность». <...> Последние характеризуются изменением ценностей и потреби тельских предпочтений в пользу образования, информационных услуг, качественного питания, здоровой окружающей среды: стереотипы «общества потребления» уступают место ориентирам качества жизни. <...> Уже эти краткие замечания показывают, что в силу своей значимости система образования в принципе является (во всяком случае, должна являться) существенным, активным, системообразующим элементом общественного развития. <...> В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориентированном личностном факторе, профессиональное образование должно стать по-настоящему действенным институтом <...>
Модернизация_профессионального_образования_в_системе_экономического_развития_региона_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Г.Р. Хамидуллина А.В. Тимирясова Л.Ф. Гафиуллина МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Казань Познание 2009
Стр.1
УДК 378 ББК 74.58 Х18 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: зам. министра образования и науки РТ по вопросам экономики, член-корреспондент АН РТ, д-р экон. наук, проф. В.В. Хоменко; заслуженный экономист РТ, почетный работник ВПО РФ, д-р экон. наук, проф. Д.Ф. Хафизов Хамидуллина, Г.Р. Х18 Модернизация профессионального образования в системе экономического развития региона / Г.Р Хамидуллина, А.В. Тимирясова, Л.Ф. Гафиуллина. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 128 с. ISBN 978-5-8399-0296-1 Монография посвящена вопросам модернизации профессионального образования как фактора развития экономики региона и как механизма участия общественности в процессах выработки и реализации управленческих решений в целях модернизации, совершенствования и развития системы ВПО. Предназначена для преподавателей, аспирантов и руководителей учреждений профессионального образования. УДК 378 ББК 74.58 ISBN 978-5-8399-0296-1 �� Институт эк ут экономики, управ и права (г. Казань), 2009 �� Хамидуллина Г.Р., 2009 �� Тимирясова А.В., 2009 �� Гафиуллина Л.Ф., 2009 мики, управления
Стр.2
Оглавление Введение ........................................................................................................... 4 Глава 1. Высшее профессиональное образование в социально-экономической структуре общества .............................. 8 1.1. Социально-экономические функции профессионального образования ............................................................8 1.2. Методологические аспекты вхождения профессионального образования в формирующиеся рыночные отношения ........................................................................... 18 Глава 2. Современные формы функционирования образовательных учреждений ................................................................... 33 2.1. Возникновение и развитие автономных учреждений ...... 33 2.2. Порядок образования и функционирования автономных учреждений ..................................................................... 55 2.3. Позитивные и негативные стороны перехода к статусу автономных учреждений ...................................................... 66 Глава 3. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики ............... 75 3.1. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» за период 2006–2007 годов ................ 75 3.2. Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года ........................................................................................... 86 3.3. Облик современной модели образования к 2020 году .... 95 Заключение ..................................................................................................106 Библиографический список .................................................................... 110 Приложение .................................................................................................121 3
Стр.3
Введение В последние годы в России четко обозначилась необходимость крупномасштабных мер по оздоровлению экономики посредством коренных изменений методов и механизмов хозяйствования и государственного регулирования рыночных отношений, что предопределило потребность в высококвалифицированных специалистах, «креативных индивидах», составляющих кадровый потенциал XXI века. В связи с этим одной из приоритетных задач профессионального образования на современном этапе социально-экономического развития общества становится повышение качества подготовки специалистов. Проблема качества подготовки профессиональных кадров обусловлена рядом противоречий и несоответствий результатов обучения и воспитания требованиям непосредственных потребителей образовательных услуг, общества, государства, международного сообщества. Такое положение снижает эффективность образования и требует незамедлительного принятия управленческих мер, направленных на ликвидацию любых несоответствий. Многоаспектность проблемы повышения качества подготовки специалистов предопределяет и множественность подходов к ее решению, поиск различных вариантов эффективного управления, что активизирует научные исследования в этом направлении, о чем свидетельствует не только отечественный, но и мировой опыт. Подтверждением этого является использование системы тотального управления качеством (TQM), применяемой в крупных компаниях мира в качестве методологической базы для создания системы управления качеством в вузах. Теоретические исследования и анализ практического использования принципов TQM обусловливает необходимость создания новой отечественной комплексной системы повышения качества подготовки специалистов, охватывающей все составляющие сложного процесса подготовки специалистов в вузах, начиная от набора абитуриентов и заканчивая привитием выпускникам профессиональных 4
Стр.4
знаний, умений, навыков и способностей к самосовершенствованию. Действенность системы обеспечивается активизацией воздействия экономических рычагов и усилением мотивации студентов и преподавателей, что актуализирует роль экономического механизма, который в вузах либо отсутствует, либо нуждается в совершенствовании, вызванном социально-экономическими преобразованиями в стране и в сфере высшего образования. Система образования имеет сложную иерархическую структуру, ключевым сегментом которой является высшее профессиональное образование (ВПО). Устойчивое и эффективное функционирование профессионального образования является стратегической государственной задачей, от решения которой зависят и социальная стабильность, и повышение конкурентоспособности национальной экономики. В настоящее время наблюдается определенный разрыв между потребностями реальной экономики, сложившейся структурой специальностей ВПО и уровнем подготовки специалистов. В этой связи система образования в Республике Татарстан требует прогрессивной модернизации, для чего нужны совместные усилия государства, общества и бизнеса. Проблемы системы ВПО преимущественно предлагается решать на основе увеличения ресурсного обеспечения. На наш взгляд, ставка только на увеличение ресурсных компонентов вряд ли может быть рассмотрена как единственно достаточное условие модернизации ВПО. Модернизация неизбежно затрагивает все стороны ВПО: информационную базу, технологии, человеческий капитал, институциональные основы и организационную структуру. Решение проблем предполагает выработку и обоснование, в первую очередь, инновационных подходов к развитию системы образования и совершенствование управления ею. Поиск оптимальных форм организации системы ВПО должен идти в различных направлениях и затрагивать федеральный, региональный и муниципальный уровни. Если на федеральном уровне обозначены основные направления модернизации и предпринимаются конкретные шаги по их практической реализации, 5
Стр.5
то, к сожалению, на региональном и муниципальном уровнях только приступают к осмыслению и выработке концептуальных подходов по реформированию региональных подсистем ВПО. Тем не менее, в силу происходящих в стране процессов регионализации эта составляющая процесса реформирования системы ВПО представляется весьма продуктивной. Развитие региональной экономики во все возрастающей мере корреспондируется с наращиванием человеческого капитала, ростом образовательно-профессионального уровня общества. С одной стороны, позитивный вектор социально-экономического развития территории определяется системой ВПО, призванной выполнять инновационную, модифицирующую функцию в отношении сложившегося технологического уклада и соответственно «работающей» на качественное обновление региональной экономики. С другой стороны, для дальнейшего развития регионов следует готовить кадры, не только способные осуществлять экономические преобразования, но и формировать гражданскую и нравственную позицию членов общества региона, в связи с отсутствием координации развития системы ВПО на мезоуровне. Кроме того, возникновение и развитие рыночного пространства и его территориальная локализация поставили перед системой образования ряд задач теоретического и методического характера, обусловленных необходимостью адаптации образовательных учреждений ВПО к роли территориальных интеграторов социально-преобразующего характера. Для органов управления исключительно сложными становятся задачи определения приоритетов и направлений действий. Изучением вопросов экономики и управления ВПО занимались С. Арженовский, С. Беляков, М. Вахрушин, А. Воронин, А. Добрынин, С. Дятлов, В. Тихомиров, В. Чекмарев, В. Щетинин, В. Хоменко, Г. Хамидуллина, Д. Хайруллин. Среди авторов, работающих над решением конкретных проблем управления и развития территориально локализованных социально-экономических образований в контексте проблематики нашего исследования, следует отметить А. Венедиктова, В. Глухова, Н. Кетову, В. Овчинникова, А. Радченко, А. Тамбиева. 6
Стр.6
В целом следует отметить, что в литературе представлен широкий спектр точек зрения на реформирование системы образования. В то же время можно указать на недостаточную разработку в научных публикациях инвестиционной проблематики и отсутствие комплексных работ по инновационным особенностям развития региональных систем образования. В частности, не решены вопросы распределения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления образованием. Становление и специализация новых учебных заведений носит стихийный характер. Не координируются вопросы специализации региональных вузов с задачами социально-экономического развития регионов. Отсутствуют механизмы участия общественности в процессах выработки и реализации управленческих решений по модернизации, совершенствованию и развитию системы ВПО и т.д. Нерешенность этих и других сопутствующих им задач обусловили выбор темы, цель и структуру данной исследовательской работы. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ