Светлана Николаевна
ЖДАНОВА
Светлана Васильевна
САЛЬЦЕВА
СОЦИУМ И ШКОЛЬНИК:
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Монография
Москва
2010
2
УДК 371.485
ББК 74.200.58
С16
Рецензенты: Емельянова М.А., доктор педагогических наук, профессор
Литвак Р.А., доктор педагогических наук, профессор
Жданова С.Н., Сальцева С.В.,
Социум и школьник: методология педагогического исследования
взаимодействия: монография / С.Н.Жданова, С.В. Сальцева– М. <...> Монография отражает междисциплинарный базис для педагогического
исследования, что обеспечивается обращением к классическим концепциям
отечественной
и
зарубежной
философии,
эстетики,
культурологии,
психологии, социологии и других отраслей научного знания, позволяющих
обосновать
основные
концептуальные
положения
о
педагогике
сопровождения освоения социума школьниками. <...> Ядро созданной социально-педагогической
теории освоения мира учащимися
составляет система идей, научных
представлений, которые дают исследователям определенное видение
проблемы и позволяют решить теоретические и практические задачи
педагогики, воспитания, развития личности школьника в русле приобщения к
социуму на базе созданной эвристической модели. <...> ГЛАВА 1
ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ СОЦИУМА
ЧЕЛОВЕКОМ
Освоение
социума
как
научный
феномен
вызывает
интерес
исследователей различных областей знания, подвергается изучению и
фокусирует достижения многих конкретных наук – истории, географии,
культурологии, социологии, статистики, искусствоведения, этнографии,
антропологии, лингвистики, экономики, философии, психологии, педагогики,
астрономии и космических исследований. <...> Широкое поле использования понятия «освоение» обнаруживается в
науке и практике жизнедеятельности человека и общества. <...> Феномен освоения, природа и
механизмы данного процесса достаточно не изучены, а целостной теории
освоения как таковой в современной науке не обнаружено. <...> Картина
мира служит важным <...>
СОЦИУМ_И_ШКОЛЬНИК__МЕТОДОЛОГИЯ__ПЕДАГОГИЧЕСКОГО_ИССЛЕДОВАНИЯ_ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.pdf
2
УДК 371.485
ББК 74.200.58
С16
Рецензенты: Емельянова М.А., доктор педагогических наук, профессор
Литвак Р.А., доктор педагогических наук, профессор
Жданова С.Н., Сальцева С.В.,
Социум и школьник: методология педагогического исследования
взаимодействия: монография / С.Н.Жданова, С.В. Сальцева– М.: Изд-во
УРАО, 2010. - 185c.
ISBN 978-5-204-00643-0
Монография отражает методологические основы исследования
взаимодействия школьника и современного социума; раскрывает специфику
процесса освоения мира личностью; содержит научно-педагогическое
обоснование понятия, сущности, целей, содержания и технологий
активизации взаимодействия учащихся с социумом. Адресована студентам,
магистрантам, аспирантам, педагогам-исследователям, слушателям курсов
повышения квалификации.
УДК 371.485
ББК 74.200.58
© Жданова С.Н., Сальцева С.В., 2010
© Издательство УРАО ,2010
Стр.2
3
ISBN 978-5-204-00643-0
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ СОЦИУМА
ЧЕЛОВЕКОМ……………………………………………………………………..5
ГЛАВА 2. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКА И СОЦИУМА……..28
ГЛАВА 3. ОСВОЕНИЕ МИРА КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА…………………………………………………………………….36
ГЛАВА 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ
ОСВОЕНИЯ СОЦИУМА ШКОЛЬНИКАМИ………………………..……50
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКА И СОЦИУМА……………...……..83
ГЛАВА 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО –
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКА
И СОЦИУМА..………………………………………………………………109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….155
БИБЛИОГРАФИЯ…..……………………………………………………….158
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………184
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие школьника и социума – серьезная научнопедагогическая
проблема, требующая постоянного исследования в
стремительно изменяющихся условиях. Обращение к проблеме освоения
мира человеком в контексте общей динамики научного знания открывает
недостаточно исследованное направление, ориентированное не только на
синтезирование концептуальных основ, но на изучение генезиса, динамики,
линий взаимодействия с общенаучным и частнонаучным знанием и
практическим осуществлением полученных результатов в
жизнедеятельности подрастающего поколения.
Монография отражает междисциплинарный базис для педагогического
исследования, что обеспечивается обращением к классическим концепциям
отечественной и зарубежной философии, эстетики, культурологии,
психологии, социологии и других отраслей научного знания, позволяющих
обосновать основные концептуальные положения
сопровождения освоения социума школьниками.
Ведущей идеей выступает научно обоснованное в ходе исследования
положение о необходимости рассматривать в качестве основы
взаимодействия школьника и социума социально-педагогическую теорию
освоения мира учащимися. Ядро созданной социально-педагогической
теории освоения мира учащимися составляет система идей, научных
представлений, которые дают исследователям определенное видение
проблемы и позволяют решить теоретические и практические задачи
педагогики, воспитания, развития личности школьника в русле приобщения к
социуму на базе созданной эвристической модели.
В монографии дано систематизированное изложение основных
понятий педагогического сопровождения процесса освоения мира
личностью. Книга адресована исследователям проблем взаимодействия
о педагогике
Стр.4