Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024
Литературная газета

Литературная газета №16 2013 (10,00 руб.)

0   0
Страниц16
ID207383
Аннотация«Литературная газета» - старейшее российское периодическое издание. Первый номер газеты, основанный группой литераторов при ближайшем участии А.С. Пушкина вышел 1 января 1830 года. Сегодня «ЛГ» - прежде всего общественно-политический еженедельник для широкого круга интеллигенции, посвященный политике и экономике, обществу, литературе и искусству, человеку. Обязательные темы каждого выпуска: «События и мнения», «Политика», «Общество», «Литература», «Искусство», знаменитый «Клуб 12 стульев». Периодически выходят номера с обширными приложениями: «Действующие лица», «ЛАД - Российско-Белорусская газета», «Клуб 206». «Литературная газета» - неотъемлемая часть истории, культуры и духовной жизни России, ее национальное достояние.
Литературная газета .— Москва : Редакция "Литературной газеты" .— 2013 .— №16 .— 16 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207383 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В НОМЕРЕ Начальственная степень Нынешний период борьбы с коррупцией и плагиатом при написании диссертаций и других научных трудов характерен тем, что вскрываются не столько отдельные преступления, сколько нравы современного российского научного сообщества, которые ему навязывают сверху. <...> 5 Детские тайны Отныне называть в СМИ имена детей, оказавшихся жертвами противоправных действий, нельзя. <...> РВАНОЕ ВРЕМЯ Элегантный человек 85 лет со дня рождения Владимира Соколова У В коллаже использована картина Василия Верещагина «Двери Тимура» (Тамерлана). <...> 10 СКАНДАЛ МХАТ, Чехов, Доронина Тотальный абсурд Каждый раз, когда в афише МХАТа им. <...> А.П. Чехова, многие зрители специально приходят посмотреть на Татьяну Доронину в роли Раневской в спектакле, который идёт с аншлагами 15%й год. <...> Любовь Андреевна Раневская – любимая роль любимой актрисы. <...> 11 И стория «Тотального диктанта», кото рый зародился в стенах Новосибир ского государственного университе та и проводится в нашей стране уже 10 лет, похоже, близится к своему финалу. <...> В 2009 году певец и перформансист Псой Короленко был приглашён читать этот самый диктант. <...> Ведь Псой – известный матерщинник, а к литерату ре (да и вообще к искусству) имеет такое же отношение, как Бабаяга к библейско му эпосу. <...> Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов запретил в этом году диктант по тексту Дины Рубиной. <...> «Творчество писателя, активно использующего в своих произведе ниях ненормативную лексику, не соотно КНИГА НЕДЕЛИ сится с концепцией «Тотального диктан та», акция прежде всего выступает за чис тоту русского языка, за повышение культу ры письма. <...> Писательфантаст Олег Дивов, озна комившись с тем, что предлагалось для «Тотального диктанта», написал в своём ЖЖ: «Народ, я правильно понимаю, что вот это тошнотворное косноязычие – вариан ты текста Дины Рубиной для «Тотального диктанта»? <...> С трудом верю, что Рубина, я у неё такого отстоя не видел. <...> Даже Союз писателей России, мнение которого <...>
Литературная_газета_№16_2013.pdf
www.lgz.ru № 16 (6412) 17–23 апреля 2013 г. Выходит по средам В НОМЕРЕ Начальственная степень Нынешний период борьбы с коррупцией и плагиатом при написании диссертаций и других научных трудов характерен тем, что вскрываются не столько отдельные преступления, сколько нравы современного российского научного сообщества, которые ему навязывают сверху. СТР. 3 Про классика забыли Есть юбилеи, которые не должны оставаться незамеченными. Именно такой – 190летие со дня рождения Александра Николаевича Островского. Как ни странно, эта дата отмечается более чем скромно, хотя Островский и по сей день остаётся одним из самых современных драматургов, и пьесы его попрежнему остры и афористичны. Беседа с заведующей музеемусадьбой писателя в Замоскворечье Лидией Постниковой НА СТР. 5 Детские тайны Отныне называть в СМИ имена детей, оказавшихся жертвами противоправных действий, нельзя. Спасёт ли новый закон ребёнка от жестокости взрослых или сделает его ещё более беззащитным? Мнения разошлись. СТР. 9 Поминальный контент Каким образом наше ТВ провожает в мир иной известных личностей? Кого потом вспоминают к юбилеям? Как формируется скорбный список удостоенных внимания телеканалов? СТР. 10 МХАТ, Чехов, Доронина Каждый раз, когда в афише МХАТа им. М. Горького «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, многие зрители специально приходят посмотреть на Татьяну Доронину в роли Раневской в спектакле, который идёт с аншлагами 15й год. Причём далеко не в первый раз. Любовь Андреевна Раневская – любимая роль любимой актрисы. СТР. 11 Газета основана в 1830 году при участии А. С. ПУШКИНА Издание возобновлено в 1929 году при поддержке М. ГОРЬКОГО ЗДРАВСТВУЙ, АЛЬМАМАТЕР, И ПРОЩАЙ Апрель можно смело на звать месяцем открытых две рей. Практически ежедневно институты и университеты распахивают свои двери пе ред соискателями высшего образования в надежде уви деть их в числе своих абиту риентов. Каждый вуз хочет стать альмаматер для воз можно большего числа вы пускников, и школьники с родителями бегают из одной аудитории в другую, пытаясь не ошибиться в выборе. Ведь нынче, припав к груди одной «благодетельной, кормящей матери», диплом можно полу чить уже совсем у другой, а то и вовсе остаться без «молока» знаний. Министр образования Дмитрий Ливанов («мистер Зло», как назвал его лидер партии «Справедливая Рос сия» Сергей Миронов) объ явил о сокращении в бли жайшие дватри года до 20% государственных вузов и 30–35% их филиальной сети. Под разговоры о дефиците ду ховных скреп ликвидируется в основном гуманитарное обра зование, эти самые скрепы в первую очередь и образующее. Во многих провинциальных ву зах набор на такие специаль ности, как культурология, фи лософия, история искусств, религиоведение, лингвисти ка, филология, уже значитель но сокращён. Закрываются или присоединяются к уни верситетам педагогические вузы, признанные неэффек тивными. Да, многие институты и академии, несмотря на гром кие названия, дают, как выразился ректор МГУ Виктор Садовничий, «об легчённое» образование, и их закры тие или перепрофилирование уже давно назрело, но вот критерии, по которым определялась степень эф фективности, весьма сомнительны. Какие НИОКР может вести, например, Литинститут, также поначалу попав ший в расстрельный список? Сколько, по мнению разработчиков критериев, иностранцев должно мечтать учиться в провинциальном педвузе, готовя щем специалистов для нашей сель ской школы? Под признак неэффективности попала и Российская академия наук, которую Дмитрий Ливанов назвал бесперспективной, несовременной и архаичной. Правда, потом за свои СКАНДАЛ стория «Тотального диктанта», кото рый зародился в стенах Новосибир ского государственного университе та и проводится в нашей стране уже 10 лет, похоже, близится к своему финалу. Скандал с Диной Рубиной обнажил все те непригляд ные стороны, на которые до поры до време ни никто внимания не обращал. Вот простой пример. В 2009 году певец и перформансист Псой Короленко был приглашён читать этот самый диктант. «Нудная школьная процеду ра превратилась в увлекательное шоу. Это стало поворотным моментом в истории «То тального диктанта», – с гордостью сооб щают организаторы. Ещё бы! Ведь Псой – известный матерщинник, а к литерату ре (да и вообще к искусству) имеет такое же отношение, как Бабаяга к библейско му эпосу. Вполне естественно, что «нудная процедура» превратилась в балаган. Жалко, что для чтения не пригласили Олега Кули ка – было бы ещё веселее. Тот бегал бы на четвереньках и лаял: «Гавгав». Прекрас ный диктант. Но ближе к теме. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов запретил в этом году диктант по тексту Дины Рубиной. «Творчество писателя, активно использующего в своих произведе ниях ненормативную лексику, не соотно Тотальный абсурд И Даже Союз писателей России, мнение которого давно уже никого не интересует, сится с концепцией «Тотального диктан та», акция прежде всего выступает за чис тоту русского языка, за повышение культу ры письма. Поэтому предлагаю заменить текст», – заявил он. И ульяновские учас тники вынуждены были писать под дик товку текст о жизни и творчестве худож ника Аркадия Пластова, автором которого стал писатель Василий Песков. Впрочем, почему вынуждены? Если мы пробежим глазами текст Рубиной, то поразимся его неряшливости и однобокости. Скорее, люди были избавлены от навязанного им малохудожественного сочинения. Писательфантаст Олег Дивов, озна комившись с тем, что предлагалось для «Тотального диктанта», написал в своём ЖЖ: «Народ, я правильно понимаю, что вот это тошнотворное косноязычие – вариан ты текста Дины Рубиной для «Тотального диктанта»? Правда, что ли? Это гото вое учебное пособие «как не надо делать текст». С трудом верю, что Рубина, я у неё такого отстоя не видел. С трудом верю, что нашлись желающие читать это вслух и тем более – записывать. Всех должно было заклинить уже на второйтретьей строч ке. Заклинить от стыда». В коллаже использована картина Василия Верещагина «Двери Тимура» (Тамерлана). 1872 слова он извинился, но осадок, как говорится, остался. Остался осадок и от коррупционных скандалов на поле высшего образования, и от «дорожной карты», главная магистраль которой уводит российскую науку от фунда ментальных исследований к приклад ным, и от новой программы по литера туре для старших классов, из которой исчезли многие произведения клас сиков в пользу опусов мало кому из вестных мигрантов. И от видеоролика, выложенного на YouTube, на котором самый (теоретически) образованный министр матом подсказывает своему заместителю, как проголосовать за закрытие вузов. Этот видеоролик уже давно висит в Интернете, но особую популярность он приобрёл после принятия закона о запрете использования нецензурной лексики в СМИ. Вся думская оппози ция уже потребовала отставки Дмит рия Ливанова. Не за крепкое словцо, конечно, а за всё вкупе. 17 апреля в Госдуме тоже ожидается своеобраз ный день открытых дверей – Дмитрий Медведев будет отчитываться о про деланной работе. Больше всего воп росов депутаты намерены задать о де ятельности министра, которому ничто человеческое не чуждо. Будут ли они услышаны? Отставки предшественни ка, Андрея Фурсенко, тоже, помнится, требовали не раз, однако мавр ушёл, лишь сделав своё дело, – введя ЕГЭ в ранг закона… Продолжение разговора об образовании и уровне образованности на стр. 3, 4, 5, 12 КНИГА НЕДЕЛИ  Серапионовы братья. Альманах. 1921. – СПб.: Лимбус Пресс, 2013. – 448 с. – 1000 экз. Группа писателей, которые называли себя Серапионовы братья, существовавшая в Петро граде, представляет собой ярчайшую страницу истории русской литературы XX века. В группу входили Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Виктор Шкловский, Михаил Зощенко, Констан тин Федин, Вениамин Каверин и др. Это первый сборник легендарной литературной группы. Он был составлен по инициативе Горького, отправ лен в финское издательство, где и затерялся. Лишь в 2009м папку с материалами сборника обнаружили в архивах Хельсинки. Почти ничего из этих текстов впоследствии не печаталось. А то, что было напечатано, подверглось серьёзной цензурной правке. По своей значимости для ис тории культуры эта находка может соперничать с посмертным обнаружением рукописей В. Хлеб никова или публикацией романа «Мастер и Мар гарита» через десятилетия после смерти автора. Более чем через 90 лет петербургское издатель ство «Лимбус Пресс» возвращает читателю уте рянный альманах «Серапионовы братья. 1921». РВАНОЕ ВРЕМЯ Элегантный человек У 85 лет со дня рождения Владимира Соколова же лет в пятьдесят Владимир Николае вич Соколов взял в руки трость, скорее, посох, узловатую лакированную палку с массивной ручкой. Однако палка эта не вос принималась как свидетельство недуга или как подпорка для передвижения – нет, ни в коем случае! Скорее, она добавляла образу поэта ещё один штрих элегантности, некоторым образом обращала нас к мысли о Серебряном веке… В те давние времена трость была необходимым аксессуаром в гардеробе истинного джентльме на, а тем более ещё и поэта. Я не зря упомянул об элегантности Соколова, она проявлялась во всём – и в тончайшем рисунке его лирических стихов, и даже в том, как он, купив четвертин ку, совершенно аристократичным образом от правлял её в карман своего пальто. Не зря он когдато написал в одном из своих сокровен ных стихотворений: Но, представьте, под лиственной сенью Я часами брожу вдоль оград, Как скрывающий происхожденье Чтото вспомнивший аристократ... выступил с заявлением, в котором говорит ся: «И почему в страну Валентина Распутина и Виктора Лихоносова, Владимира Личутина и Владимира Кострова звать на диктант по русскому языку писательницу, родившуюся в Средней Азии, проведшую там детство, а затем переехавшую на свою историческую родину – Израиль?» Можно сколько угодно критиковать СП, но с данным утверждени ем не поспоришь. За 20 лет жизни в Израиле Рубина, похоже, действительно утратила связь с русским языком, ибо то, что предло жено для диктанта от её имени, ну никак не тянет на хорошую прозу. Это вообще боль ше похоже на запись в Фейсбуке. Есть канонические тексты для диктан тов, проверенные временем. По Пушкину, Тургеневу, Пришвину, десяткам русских классиков. Зачем же проводить подобные эксперименты? Ведь не на кошках тре нируются – на живых людях, на детях! Известность Рубиной – ещё не повод, чтобы оказывать ей подобную честь. Были в России писатели и поименитее (Боборыкин, Чарская), но и по их произ ведениям диктантов не писали. Известность и значимость – это совершенно разные вещи. Окончание на стр. 4 Я неслучайно упомянул о Серебряном веке – Владимир Соколов не занимался политикой, не интриговал за кулисами Цэдээла, не дисси дентствовал, как иные в силу своей творческой немощи, он был именно Поэтом, а на большее претендовать просто немыслимо. Что могло быть больше? Может быть, поэтому многие годы своей творческой деятельности он словно бы находился в тени. А на самом деле был одним из тех поэтов, кто определял вектор поэтического движения, а сегодня его имя, честно призна‘емся, помнят не многие. От поколения поэтов – участников Вели кой Отечественной – он по возрасту отстал всего на пару лет, потому не воевал, а в поэзию входил вместе с ними – во второй половине 40х – роко вых годов ХХ века. В 60е годы его имя отождест влялось с заметным движением русской советс кой поэзии, названным «тихая лирика». В тени он находился два десятилетия. То есть выходили книги, ценители стихов понимали, что рядом с нами живёт выдающийся лирик, но известность поэта оставалась достаточно ка мерной. Затем в конце 60х – начале 70х годов ХХ века он стал широко известен всем, кто лю бил стихи. А в те годы любили поэзию многие. Одной из причин резко возросшей известности Соколова стала статья о поэте его давнего друга Евгения Евтушенко в «Комсомольской правде». Владимир Соколов в одночасье стал знаменит. Окончание на стр. 4 Александр КАРЗАНОВ
Стр.1