Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
Актуальные проблемы
совершенствования подготовки
специалистов в вузе
Сборник материалов IХ областной
научно-методической конференции
Часть 2
Ярославль 2007
1
УДК 372.02:372.8
ББК Ч 481я431
А 43
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. <...> Методическое обеспечение преподавания
естественно-научных дисциплин
Содержание и перспективы развития курса
«Цифровая обработка изображений» <...> П.Г. Демидова
Цифровая обработка изображений в настоящее время широко используется в системах телекоммуникаций, радио- и гидролокации, сейсмологии, робототехнике, радиоастрономии, медицине, экологии. <...> Цифровая обработка изображений состоит в
создании условий для улучшения восприятий изображения (например, в
рентгено- или ультразвуковой медицинской диагностике), формировании
определенного художественного образа (в вещательном телевидении), выделении информативных признаков (в системах распознавания объектов в
поле изображения) и др. <...> Учебный курс «Цифровая обработка изображений» читается студентам физического факультета Ярославского государственного университета
имени П.Г. Демидова (ЯрГУ), обучающимся по специальности Радиофизика и электроника. <...> Раздел создан на основе анализа
публикаций отечественных и зарубежных специалистов, а также работ авторов и их коллег из лаборатории «Цифровые цепи и сигналы» ЯрГУ. <...> Большинство алгоритмов, приведенных в этом разделе, реализовано в виде
программных моделей и активно используются при выполнении лабораторных работ по курсу «Цифровая обработка изображений», а также при
выполнении студентами курсовых и дипломных работ. <...> Поскольку на физическом факультете ЯрГУ осуществляется подготовка бакалавров по направлению «Телекоммуникации» и инженеров по специальности «Сети связи <...>
Актуальные_проблемы_совершенствования_подготовки_специалистов_в_вузе._Ч._2__Сборник_материалов_IX_областной_научнометодической_конференции.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
Актуальные проблемы
совершенствования подготовки
специалистов в вузе
Сборник материалов IХ областной
научно-методической конференции
Часть 2
Ярославль 2007
1
Стр.1
УДК 372.02:372.8
ББК Ч 481я431
А 43
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2007 года
Редакционная коллегия:
А.В. Зафиевский (отв. редактор),
Н.В. Шеховцова (зам. отв. редактора),
В.Н. Вахрамеева (отв. секретарь)
Актуальные проблемы совершенствования подготовки
А 43
специалистов в вузе : Сборник материалов IХ областной научнометодической
конференции / Отв. ред. А.В. Зафиевский; Яросл. гос.
ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – Ч. 2 – 136 с.
ISBN 978-5-8397-0566-1
Содержатся материалы IX областной научно-методической конференции.
Основное внимание уделено наиболее актуальным методическим
проблемам реализации программ высшего профессионального
образования: государственным образовательным стандартам
третьего поколения, проблемам качества образования, методическому
обеспечению преподавания отдельных дисциплин, инновационным
технологиям в образовании, психолого-педагогическим
аспектам развития творческих способностей студентов.
УДК 372.02:372.8
ББК Ч 481я431
ISBN 978-5-8397-0566-1
Ярославский
государственный
университет
им. П.Г. Демидова,
2007
2
Стр.2
Содержание
Раздел 4. Методическое обеспечение преподавания естественнонаучных
дисциплин 3
Апальков И.В., Приоров А.Л. Содержание и перспективы развития
курса «Цифровая обработка изображений» .................................... 3
Бойденко В.С. Вопросы согласования учебной литературы,
посвященной магнетизму, для средней школы и вузов ..................... 5
Васильчиков В.В. Некоторые вопросы методического и технического
обеспечения преподавания компьютерных дисциплин .................... 6
Воропаева О.Г. Исследовательские работы студентов-экологов в русле
региональных проблем .......................................................................... 8
Гущин Ю.И. Применение трехмерной графики в учебном процессе ........ 9
Докучаев Я.П. Красное смещение спектральных линий излучения от
далеких галактик. Реликтовое фоновое излучение и скрытое
(ненаблюдаемое) вещество в космическом пространстве ............ 11
Иерусалимский Ю.Ю. Методическое обеспечение преподавания
исторической информатики ............................................................. 13
Казаков Л.Н. Место и содержание дисциплины "Математические
основы телекоммуникаций" в системе подготовки бакалавров по
направлению Телекоммуникации ....................................................... 14
Калинин В.Б. Об особенностях преподавания дискретной
математики ........................................................................................ 17
Кузьмин Е.В. Верификация программ ........................................................ 18
Лагутина Н.С. Проблемы методики преподавания программирования
на младших курсах .............................................................................. 22
Мазаева Л.Н., Солдатова Н.Л. Использование информационных
образовательных технологий в процессе дистанционного
обучения в вузе .................................................................................... 23
Максименко А.Н. Занимательные задачи по теории вероятностей .... 27
Маракаев О.А. Самостоятельная работа студентов-биологов
по физиологии растений .................................................................... 29
Овсянникова И.Р., Медведева Л.Б. Некоторые особенности работы
с первокурсниками по изучению математики ................................. 31
Рожков И.Т. Некоторые методические приемы при решении задач
по дисциплине «Статистическая радиофизика» ........................... 33
131
Стр.131
Середняков В.Е., Шитова Е.В. Учебно-методическое обеспечение
курса «Медико-биологическая подготовка и безопасность
жизнедеятельности» ......................................................................... 35
Соколов В.А., Чалый Д.Ю. Система Moodle ............................................ 36
Хрящев В.В., Ярмоленко В.И. Преподавание основ цифровой обработки
сигналов студентам направления Телекоммуникации .................. 39
Шеховцова Н.В. Результаты тестирования по курсу «Микробиология
и вирусология» как критерий доступности информации для
студентов ............................................................................................ 41
Раздел 5. Инновационные технологии в образовании ............................. 45
Албегова И.Ф., Воробьев Е.Б. Состояние и перспективы
использования Интернет-технологии в системе высшего
образования Российской Федерации ................................................. 45
Ануфриенко М.В. Инновационные методики приема зачетов
по математическому анализу ........................................................... 47
Артёмова Т.К., Артёмов К.С. Инструментарий контроля знаний
в области схемотехники для технических дисциплин ................... 49
Бондаренко В.А. Принимаем экзамены по-новому ................................... 52
Ботяжова О.А. Инновационные подходы в традиционных методах
обучения студентов на примере преподавания спецкурса
«Экологическая политика» ................................................................ 53
Брюханов Ю.А., Приоров А.Л., Тараканов А.Н. Использование
мультимедийных технологий для преподавания дисциплины
«Радиотехнические цепи и сигналы» ................................................ 56
Буданова И.А. Модульно-рейтинговая система в преподавании
европейских исследований .................................................................. 58
Васильев В.Ф. О парадоксах информатизации образования
(Как соединить традицию с инновацией в философском
образовании?) ...................................................................................... 60
Волкова И.Н. Использование учебно-ролевой игры
для контроля знаний в курсе «Почвоведение» ................................. 62
Жаров С.В. Особенности преподавания информационных
и коммуникационных технологий в педагогическом вузе ............... 64
Зеленова Т.Г. Технология коммуникативного обучения иноязычной
культуре на занятиях по иностранному языку в университете ... 66
132
Стр.132
Казаков Л.Н., Коновалова Ю.Н., Шушков В.Г. Обеспечение
практической направленности дисциплины
"Теория частотного синтеза" .......................................................... 69
Комарова О.Ю. Тестирование и инновационные технологии
в образовании ...................................................................................... 71
Лавровская О.Б. Информатизация образования для гуманитариев ...... 73
Лагутина Н.С., Ларина Ю.А., Парамонов И.В. Некоторые проблемы
методики преподавания объектно-ориентированного
программирования в вузе ................................................................... 75
Ласточкина Р.Н. О возможностях использования компьютерных
технологий в юридическом образовании .......................................... 78
Мазаева Л.Н., Ивановская А.А. Проблемы подготовки будущих
учителей к использованию информационных технологий
в профессиональной деятельности .................................................. 80
Матвеева Е.В. Использование компьютерных технологий и сети
Интернет в преподавании иностранного языка в вузе .................. 82
Оторочкина А.Е., Страхова Н.В. Роль новых информационных
технологий в оптимизации лекционного процесса ......................... 85
Павлова Л.В., Иванова В.А. Инновационный потенциал педагога
и его профессиональная компетентность ...................................... 87
Розова Т.Т. К вопросу использования инновационных технологий
в военном вузе на кафедре физики .................................................... 90
Салова Ю.Г. Использование методов модульной
системы обучения в процессе преподавания курсов
по теории и истории культуры ........................................................ 91
Семенцова М.П., Лёшина Е.Е. Современные методы и технологии
преподавания ....................................................................................... 94
Семенцова М.П., Фомина С.И. Учебная фирма – современная
инновационная технология обучения ................................................ 96
Соколов А.В. Проектная деятельность как одна из форм подготовки
практикоориентированных специалистов ...................................... 99
Тихонов С.В. Использование новых информационных технологий
на учебно-полевой практике по зоологии позвоночных ................ 101
Раздел 6. Психолого-педагогические аспекты развития творческих
способностей студентов ........................................................................ 104
Алексеев В.П., Рыбникова Е.В. Учет познавательных особенностей
студентов на физическом практикуме ........................................ 104
133
Стр.133
Башкин М.В., Семенова Н.И. О значении творческого подхода
студентов к разрешению конфликтных ситуаций ...................... 107
Болдина О.Г., Паклина О.В. Проектное обучение как инновационная
модель выполнения образовательных программ
в Университетском колледже ........................................................ 110
Бунтов А.А. Опыт применения активных методов обучения в вузе .... 112
Кашапов М.М. О специфике развития творческого мышления
студента как профессионала.......................................................... 115
Клюева Н.В. Методическое обоснование подхода к подготовке
психолога-консультанта на факультете психологии
ЯрГУ им. П.Г. Демидова .................................................................. 117
Кузнецов А.Ю., Костенко Т.Ю. Некоторые аспекты повышения
эффективности процесса обучения .............................................. 119
Павлова Л.В. Организация познавательной мотивации в процессе
обучения графическим дисциплинам............................................... 122
Пытляк Д.В. Особенности образного компонента
профессионального мышления педагога ........................................ 124
Сальникова Л.Н. Развитие творческих способностей студентов
на практических занятиях по дисциплинам «Оценка кадрового
потенциала» и «Управление персоналом» ..................................... 127
Смирнов А.А., Смирнова А.Е. Компетентностный подход
к подготовке специалиста на занятиях по логике........................ 129
134
Стр.134