Л.Д. Руденко
Девиантология
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Социология
Ярославль 2007
1
УДК 316.6(075.8)
ББК С550.8я73
Р 83
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> Основной задачей данного курса является ознакомление с теоретико-методологическими основаниями понятий нормы, девиантности, культурного релятивизма и социального контроля. <...> Детально
излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии – социологии девиантности и социального контроля. <...> При этом особое внимание уделено социологическому направлению, так как именно в его рамках сформировалась и продолжает
развиваться социология девиантности как специальная социологическая теория. <...> Основные понятия девиантологии
Девиантология: понятие, предмет,
связи с другими науками
Девиантология – наука, изучающая социальные девиации и реакцию общества на них, – относительно молодая отрасль социологического знания. <...> К числу девиантов относились еретики, ведьмы и колдуны. <...> Ее возникновение было связано прежде всего со становлением и развитием первых социологических концепций: функционализма, социальной дезорганизации,
аномии, конфликта и т.д. <...> Таким образом,
Чикагская школа интересовалась городской жизнью и использовала
Чикаго в качестве лаборатории для изучения урбанизации и сопутствующих ей социальных проблем. <...> Г. Беккера и др. были эмпирически изучены и проанализированы
различные основания и причины возникновения девиаций. <...> XX в., по мнению Я.И. Гилинского, социология девиантности и социального контроля начинает походить на
«нормальную науку»2. <...> Многие исследователи считают, что социология девиантности не устоявшаяся до сих пор наука, а собрание
относительно независимых социологических версий (П. <...> В литературе по-разному называют науку о социальных отклонениях: социология девиаций, социология девиантности и социального <...>
Девиантология_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Л.Д. Руденко
Девиантология
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Социология
Ярославль 2007
1
Стр.1
УДК 316.6(075.8)
ББК С550.8я73
Р 83
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензенты:
М.С. Чудакова, кандидат исторических наук;
кафедра политологии и социологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Р 83
Руденко, Л.Д. Девиантология: учеб. пособие / Л.Д. Руденко;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 104 с.
ISBN 978-5-8397-0534-0
В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы
курса девиантологии. Рассмотрены основные теории в рамках позитивизма,
объясняющие причины возникновения и существования
отклонений от социальных норм в обществе: биологические, психологические
и социологические. Каждая глава сопровождается заданием
на семинарское занятие, в конце пособия приводится литература,
работа с которой позволит расширить знание материала.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности
040201 Социология (дисциплина «Девиантология», блок
ОПД) очной формы обучения, а также аспирантов, преподавателей,
членов общественных и государственных организаций, которые занимаются
исследованиями в области отклонений от социальных
норм.
УДК 316.6(075.8)
ББК С550.8я73
ISBN 978-5-8397-0534-0
© Ярославский государственный университет
им. П.Г. Демидова, 2007
© Руденко Л.Д., 2007
2
Стр.2
Предисловие
Дисциплина «Девиантология» в соответствии с учебным планом
специальности «Социология» относится к числу общепрофессиональных
дисциплин.
Основной задачей данного курса является ознакомление с теоретико-методологическими
основаниями понятий нормы, девиантности,
культурного релятивизма и социального контроля. Детально
излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии
– социологии девиантности и социального контроля.
Особую актуальность изучение отклонений от социальных
норм приобретает в современных социально-экономических условиях,
когда осуществляются коренные реформы в области политики,
экономики и социальной сферы, сопровождающиеся значительными
изменениями в уровне и качестве жизни населения. Остроту
теме придает также стремительность процессов глобализации,
в результате которой растет неравенство не только между социальными
группами населения, но и между развитыми и развивающимися
странами.
В данном пособии рассматриваются методологические предпосылки
изучения и объяснения девиаций в рамках позитивизма.
При этом особое внимание уделено социологическому направлению,
так как именно в его рамках сформировалась и продолжает
развиваться социология девиантности как специальная социологическая
теория.
В помощь слушателям предлагаются задания на семинарские
занятия, список рекомендуемой литературы.
3
Стр.3
Глава 1. Основные понятия девиантологии
Девиантология: понятие, предмет,
связи с другими науками
Девиантология – наука, изучающая социальные девиации и реакцию
общества на них, – относительно молодая отрасль социологического
знания. Однако отдельные идеи относительно различных
девиаций и их объяснения с давних лет привлекают ученых, в основном
философов и юристов. Здесь необходимо отметить рассуждения
Мо-цзы, попытавшегося установить зависимость между экономическими
показателями и злостью людей; Аристотеля, рассматривавшего
семейное воспитание в качестве способа избавления
общества от девиаций; Ш. Монтескье, Ч. Беккариа и Вольтера, высказывавшихся
за необходимость предупреждать преступления, а не
только заботиться о возмездии (в будущем их идеи послужат основой
для развития прогрессивной концепции теории права – консеквенционализма,
в рамках которой отстаивается принцип, что главным
в наказании является эффективность, способность предотвращать
негативные последствия преступления) и др.
Большое влияние на развитие девиантологической мысли оказала
классическая школа уголовного права, возникшая в XVIII в.
Упомянутый выше крупнейший представитель школы Ч. Беккариа
отрицал назначение наказания как истязания и мучения. Цель наказания
он видел в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь
нанести вред обществу и удержать других от совершения преступлений.
Прогрессивный характер носили выдвинутые Беккариа положения,
что никто не может быть назван преступником, пока не
вынесен обвинительный приговор, и что только законы могут устанавливать
наказание за преступления.
Долгое время религия представляла собой ведущую силу европейского
общества, заложив тем самым основы для теологическирелигиозного
взгляда на отклонения. К числу девиантов относились
еретики, ведьмы и колдуны.
Понятие «охота на ведьм» не теряет своего нарицательного
значения и в современных условиях. Основными чертами подобно4
Стр.4
Оглавление
Предисловие ......................................................................................... 2
Глава 1. Основные понятия девиантологии .................................. 4
Девиантология: понятие, предмет, связи
с другими науками .............................................................. 4
Понятие девиации ................................................................... 16
Социальная норма ................................................................... 20
Глава 2. Биологическое (антропологическое) направление
объяснения девиантности .................................................... 30
Теория Ч. Ломброзо о «прирожденном преступнике» ...... 30
Теория конституциональной предрасположенности ......... 42
Хромосомная теория .............................................................. 44
Глава 3. Психологическое направление объяснения
девиантности .......................................................................... 47
Глава 4. Социологическое направление объяснения
девиантности .......................................................................... 64
Теория аномии ......................................................................... 71
Теория «дифференцированной ассоциации» ........................ 79
Чикагская школа и экология преступности ......................... 81
Теория субкультур .................................................................. 84
Литература ......................................................................................... 89
Приложения ....................................................................................... 93
103
Стр.103