По всей видимости, это происходит вследствие того, что укрепление демократических политических институтов и развитие рыночных отношений требуют специалистов, владеющих навыками делового общения: людей, которые могут грамотно, «без бумажки» изложить свою точку зрения
на публике, организуют и успешно проведут деловые переговоры,
демонстрируя уверенное поведение, смогут повести за собой других людей. <...> Деловое общение – это особый вид общения, который обладает
определенной спецификой. <...> Именно в синтезе
их позиций видится выстраивание оптимальных отношений в деловой сфере современной России. <...> Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и
выделить все возможные функциональные ситуации, то, по мнению М.С. Кагана, оказывается, что таких ситуаций может быть четыре:
– цель общения – вне самого взаимодействия субъектов;
– цель общения – в нем самом;
– цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям
инициатора общения;
– цель общения – приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера. <...> Это определение является достаточно широким, так как под
него подпадают такие виды деятельности, как обучение (общность
целей и достижение определенного результата), трудовые отношения (коллега/коллега), интервью, публичное выступление и т.п. <...> Согласно позиции С.И. Ериной и Е.В. Коневой, существуют
три основные особенности общения в профессиональной деятельности: <...> 2) ситуативность (обстоятельство, что сама ситуация совместной деятельности представляет собой средство общения); <...> Действительно, рассматривать деловое общение в отрыве от
иерархий, в т.ч. служебных, достаточно трудно, однако более целесообразно указывать на взаимосвязанность участников общения,
которая подразумевает наличие не только достаточно постоянных
социальных статусов, но и социальных ролей участников общения. <...> На этой основе одной
из особенностей делового общения вполне может выступать в определенной степени и принудительность <...>
Деловое_общение_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
В . Е . Жучков
Деловое общение
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Политология
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 316.6
ББК Ю 953я73
Ж 94
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
кафедра политологии и права Ярославского
государственного технического университета;
кандидат психологических наук И.В. Кузнецова
Жучков, В.Е. Деловое общение : учеб. пособие.
Ж 94
/ В.Е. Жучков; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. –
112 с.
ISBN 5-8397-0449-0
Раскрываются основные темы учебной дисциплины
«Деловое общение». Содержатся список рекомендуемой
литературы, контрольные вопросы и задания, примерная
тематика рефератов, курсовых работ, приложения.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020200 Политология (дисциплина «Деловое общение»,
блок ДС.Р.00 Национально-региональный вузовский
компонент).
Библиогр.: 153 назв.
УДК 316.6
ББК Ю 953я73
ISBN 5-8397-0449-0
© Ярославский государственный
университет, 2006
© В.Е. Жучков, 2006
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ......................................................................................... 5
Глава 1. Теоретические основы делового общения............... 6
1.1. Общение и деловое общение: сущность и специфика ..... 6
1.2. Основные аспекты общения .............................................. 8
1.3. Формы и виды общения ...................................................... 9
1.4. Структура общения ......................................................... 12
Контрольные вопросы и задания ........................................... 13
Глава 2. Перцепция и интеракция как структурные
элементы делового общения ........................................................... 14
2.1. Перцепция как структурный элемент общения ............ 14
2.2. Виды и механизмы восприятия ....................................... 15
2.3. Формирование благоприятного первого впечатления .. 21
2.4. Интерактивный компонент делового общения ............ 25
Контрольные вопросы и задания ........................................... 29
Глава 3. Коммуникативная сторона делового общения .... 30
3.1. Коммуникация как структурный компонент делового
общения ............................................................................................ 30
3.2. Невербальные средства коммуникации .......................... 32
3.2.1. Дистанцирование и ориентация в пространстве
(проксемика) ................................................................................ 34
3.2.2. Общая моторика частей тела: позы, жесты, мимика
(кинесика) .................................................................................... 39
3.2.3. Визуальный контакт (взгляд) .................................... 44
3.2.4. Телесный контакт (такесика) .................................... 46
3.2.5. Паралингвистика и экстралингвистика ................... 49
3.3. Вербальные средства коммуникации .............................. 52
3
Стр.3
Глава 4. Основные формы делового общения. .................... 59
4.1. Общие правила подготовки и проведения публичного
выступления .................................................................................... 59
4.2. Этапы переговорного процесса и общие правила его
реализации ....................................................................................... 74
Контрольные вопросы и задания ........................................... 84
Приложения ................................................................................ 86
Приложение 1. Словарь основных психологических понятий
(по Р.С. Немову) .............................................................................. 86
Приложение 2. Психологические тесты ............................... 95
Приложение 3. Девять правил успешной вербальной
коммуникации (по Г. Бройнингу) ................................................. 103
Рекомендуемая литература .................................................... 105
4
Стр.4
Введение
ходит вследствие того, что укрепление демократических политических
институтов и развитие рыночных отношений требуют специалистов,
владеющих навыками делового общения: людей, которые
могут грамотно, «без бумажки» изложить свою точку зрения
на публике, организуют и успешно проведут деловые переговоры,
демонстрируя уверенное поведение, смогут повести за собой других
людей.
Во многих странах основы делового общения начинают изуВ
чаться
еще в школе. В нашей стране, к сожалению, многие выпускники
высших учебных заведений, получив диплом, имеют лишь
смутное представление о правилах делового общения. Познавать
же эти правила все равно приходится, как убедился автор этих
строк, но уже на собственном опыте.
Деловое общение – это особый вид общения, который обладает
определенной спецификой. Это и наука, и искусство. Поэтому любое
правило, приводимое в учебном пособии, не нужно воспринимать
как аксиому, а скорее нужно пытаться творчески переосмыслить
и понять, насколько оно будет эффективно в данной конкретной
ситуации. Учебное пособие включает в себя рекомендации как
отечественных, так и зарубежных специалистов. Именно в синтезе
их позиций видится выстраивание оптимальных отношений в деловой
сфере современной России.
Данный курс ориентирован, в первую очередь, на студентов
факультета социально-политических наук. В конце курса лекций
приведен список рекомендуемой литературы, в той или иной мере
использовавшейся автором, который окажет несомненную помощь
студентам в ходе самостоятельной работы над основными вопросами
курса.
5
последнее время наблюдается существенный рост числа
научной, учебной и популярной литературы по проблемам
делового общения. По всей видимости, это проис
Стр.5