Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История отечественной психологии конца XIX- начала XX века (вклад врачей-физиологов и психиатров в становление психологической науки): текст лекций (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМехтиханова
ИздательствоЯрГУ
Страниц80
ID206799
АннотацияДанная работа представляет собой первый шаг в цикле работ, посвященных обзору важнейших достижений отечественной науки с момента обретения психологией самостоятельности (конец XIX века). Для наилучшего понимания и усвоения огромного фактического материала по предмету нами был выбран принцип персоналистического описания в рамках определенного исторического периода. Его эффективность доказана в ходе многолетнего преподавания курса «Истории психологии», хотя он. безусловно, является простейшим, начальным вариантом анализа исторических процессов. В предлагаемой работе немалое внимание уделяется биографиям великих ученых, что. на наш взгляд, имеет не только познавательное, но и огромное воспитательное значение. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «История психологии», блок ОПД), очной формы обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальности Психология
УДК159.9
ББКЮ 91(2)я73
Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX- начала XX века (вклад врачей-физиологов и психиатров в становление психологической науки): текст лекций : текст лекций / Н.Н. Мехтиханова .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 80 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206799 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Н. Мехтиханова История отечественной психологии конца XIX – начала XX века (вклад врачей-физиологов и психиатров в становление психологической науки) Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2006 1 УДК 159.9 ББК Ю 91(2)я73 М 55 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К.Д. Ушинского; М 55 Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX – начала XX века (вклад врачей-физиологов и психиатров в становление психологической науки): текст лекций / Н.Н. Мехтиханова ; Яросл. гос. ун-т. <...> Данная работа представляет собой первый шаг в цикле работ, посвященных обзору важнейших достижений отечественной науки с момента обретения психологией самостоятельности (конец ХIХ века). <...> Для наилучшего понимания и усвоения огромного фактического материала по предмету нами был выбран принцип персоналистического описания в рамках определенного исторического периода. <...> Его эффективность доказана в ходе многолетнего преподавания курса «Истории психологии», хотя он, безусловно, является простейшим, начальным вариантом анализа исторических процессов. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «История психологии», блок ОПД), очной формы обучения. <...> Данная работа представляет собой первый шаг в цикле работ, посвященных обзору важнейших достижений отечественной науки с момента обретения психологией самостоятельности (конец ХIХ века). <...> Для наилучшего понимания и усвоения огромного фактического материала по предмету нами был выбран принцип персоналистического описания в рамках определенного исторического периода. <...> Его эффективность доказана в ходе многолетнего преподавания курса «Истории психологии», хотя он, безусловно, является 3 простейшим, начальным вариантом анализа исторических процессов. <...> Некоторые имена знакомы студентам со школьных лет, при <...>
История_отечественной_психологии_конца_XIX-_начала_XX_века_(вклад_врачей-физиологов_и_психиатров_в_становление_психологической_науки)_текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Н.Н. Мехтиханова История отечественной психологии конца XIX – начала XX века (вклад врачей-физиологов и психиатров в становление психологической науки) Текст лекций Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2006 1
Стр.1
УДК 159.9 ББК Ю 91(2)я73 М 55 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензенты: доктор психологических наук Н.Л. Иванова; кафедра педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского; Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца М 55 XIX – начала XX века (вклад врачей-физиологов и психиатров в становление психологической науки): текст лекций / Н.Н. Мехтиханова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – с. Данная работа представляет собой первый шаг в цикле работ, посвященных обзору важнейших достижений отечественной науки с момента обретения психологией самостоятельности (конец ХIХ века). Для наилучшего понимания и усвоения огромного фактического материала по предмету нами был выбран принцип персоналистического описания в рамках определенного исторического периода. Его эффективность доказана в ходе многолетнего преподавания курса «Истории психологии», хотя он, безусловно, является простейшим, начальным вариантом анализа исторических процессов. В предлагаемой работе немалое внимание уделяется биографиям великих ученых, что, на наш взгляд, имеет не только познавательное, но и огромное воспитательное значение. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «История психологии», блок ОПД), очной формы обучения. УДК 159.9 ББК Ю 91(2)я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Н.Н. Мехтиханова, 2006 2
Стр.2
Введение История психологии, как никакая другая отрасль психологической науки, была долгое время и чрезвычайно сильно идеологизирована. В последнее десятилетие появилось много работ, в которых по-новому, объективно и полно раскрываются проблемы, этапы большого исторического пути российской психологии. Появляются новые имена психологов, внесших важный вклад в развитие науки, по-новому расставляются акценты. Все это, несомненно, важно для понимания настоящего состояния науки и прогнозирования её будущего. Курс «История психологии» является одним из самых объемных курсов при подготовке психологов-профессионалов, его изучают практически во всех вузах, готовящих специалистов разных отраслей психологии. Курс оказывается важным, систематизирующим звеном в научной подготовке специалистов и выполняет ряд функций: воспитательную, мотивирующую, систематизирующую и другие. Главной целью преподавания курса является формирование у студентов умения критически оценить изученное, найти новые подходы к решению актуальных психологических проблем. Как правило, большая часть курса «Истории психологии» посвящена истории зарубежной психологии. Отечественная история представлена в небольшом объеме учебных часов, что, на наш взгляд, является не самой лучшей традицией прошлого. В то же время самостоятельное изучение российской психологии студентами затруднено в силу отсутствия специальной литературы – учебников, пособий, недоступности первоисточников и пр. Данная работа представляет собой первый шаг в цикле работ, посвященных обзору важнейших достижений отечественной науки с момента обретения психологией самостоятельности (конец ХIХ века). Для наилучшего понимания и усвоения огромного фактического материала по предмету нами был выбран принцип персоналистического описания в рамках определенного исторического периода. Его эффективность доказана в ходе многолетнего преподавания курса «Истории психологии», хотя он, безусловно, является 3
Стр.3
простейшим, начальным вариантом анализа исторических процессов. В предлагаемой работе немалое внимание уделяется биографиям великих ученых, что, на наш взгляд, имеет не только познавательное, но и огромное воспитательное значение. Данная книга посвящена описанию психологического наследия врачей- психиатров и физиологов, сыгравших значительную роль в становлении и оформлении как общих методологических, теоретических вопросов, так и отдельных практических отраслей психологии. Некоторые имена знакомы студентам со школьных лет, при этом, как показывает опыт преподавания истории психологии, кроме самих имен и двух-трех поверхностных ассоциаций, студенты плохо представляют истинную роль «якобы знакомых» ученых в развитии современной науки. Поэтому мы предприняли попытку подробно познакомить студентов с наследием великих отечественных ученых. 4
Стр.4
1 Социально-культурные и общенаучные предпосылки становления и развития отечественной психологии конца ХIХ – начала ХХ века Характеристика основных направлений в отечественной психологии в конце ХIХ – начале ХХ столетий представлена в работах В.В. Аншаковой, Е.А. Будиловой, В.В. Большаковой, А.Н. Ждан, В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, Е.В. Левченко, Н.А. Логиновой, А.В. Петровского, В.А. Якунина и других исследователей. В ходе анализа конкретных психологических концепций указанные авторы дают исчерпывающее описание конкретных исторических предпосылок становления психологии как самостоятельной науки. Кратко изложим их (Аншакова В.В., 2004). Россия второй половины ХIХ века переживала процесс смены феодализма капитализмом, что сказалось на темпах развития страны, на изменениях, происходивших в разных сферах общественной жизни и общественного сознания, на прогрессе культуры: увеличилась потребность в знаниях, в образованных людях для государственной службы, просвещения, промышленности, торговли, расширялся спрос на научную литературу и периодические издания. Смена общественного строя в России сопровождалась формированием быстрыми темпами славянских наций, присоединением инонациональных окраин, что послужило стимулом для развития национального самосознания народа. На этом культурном и научном фоне произошло интенсивное развитие психологии и выделение её в качестве самостоятельной научной дисциплины. Интерес к психологическому знанию, «возвышение роли личности», потребность в анализе внутреннего мира человека, его мыслей и чувств, ориентация на высокие нравственные идеалы и духовные ценности, склонность к самоанализу и рефлексии являлись подтверждением высокой антропологизации и глубокой психологизации российского общества в конце ХIХ – начале ХХ столетия. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.