Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Ч. 2: Сборник материалов VIII областной научно-методической конференции (290,00 руб.)

0   0
АвторыОтв. ред. А.В. Зафиевский
ИздательствоЯрГУ
Страниц256
ID206742
АннотацияСодержатся материалы VIII областной научно-методической конференции. Основное внимание уделено наиболее актуальным методическим проблемам реализации программ высшего профессионального образования: формирование профессиональной направленности, методическое обеспечение государственных образовательных стандартов нового поколения, рейтинговая система оценки знаний студентов, современные инновационные формы и методы обучения специалистов, психологопедагогические аспекты гуманитаризации высшего образования и др.
ISBN5-8397-0433-4
УДК372.02:372.8
ББКЧ 481я431
Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Ч. 2: Сборник материалов VIII областной научно-методической конференции / Отв. ред. А.В. Зафиевский .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 256 с. — ISBN 5-8397-0433-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/206742 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе Сборник материалов VIII областной научно-методической конференции Часть 2 Ярославль 2005 1 УДК 372.02:372.8 ББК Ч 481я431 А 43 Редакционная коллегия: <...> Основное внимание уделено наиболее актуальным методическим проблемам реализации программ высшего профессионального образования: формирование профессиональной направленности, методическое обеспечение государственных образовательных стандартов нового поколения, рейтинговая система оценки знаний студентов, современные инновационные формы и методы обучения специалистов, психологопедагогические аспекты гуманитаризации высшего образования и др. <...> Проблемы методического обеспечения общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин Гуманитаристика в структуре профессиональной подготовки в вузе <...> Особое место в межпредметных связях, в интеграции одного предмета в другой занимает информатика, потому, что компьютер, компьютерные технологии, проникают во все области деятельности человека, т.к. делают ее более простой, эффективной. <...> Возможности интеграции информатики в процесс преподавания других дисциплин велики и вместе с тем мало изучены. <...> Рассмотрим лишь несколько возможных интеграций предмета информатики в такие изучаемые науки как, например: химия, математика, биология, обществознание. <...> Информационные тех13 нологии, интеграция информатики на занятия по биологии даст возможность изменить сложившиеся методы изучения этой науки. <...> Уже существует программа, адаптированная под этот эксперимент, в стадии разработки находится методическое обеспечение его. <...> Методическое обеспечение преподавания дисциплин по информационным технологиям в системе онлайнобучения <...> Математическая модель <...>
Актуальные_проблемы_совершенствования_подготовки_специалистов_в_вузе._Ч._2_Сборник_материалов_VIII_областной_научно-методической_конференции.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе Сборник материалов VIII областной научно-методической конференции Часть 2 Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 372.02:372.8 ББК Ч 481я431 А 43 Редакционная коллегия: А.В. Зафиевский (отв. редактор), Н.В. Шеховцова (зам. отв. редактора), А.В. Исакова (отв. секретарь) Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе : Сборник материалов VIII областной научно-методической конференции / Отв. ред. А.В. Зафиевский ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – Ч. 2 – 256 с. ISBN 5-8397-0433-4 Содержатся материалы VIII областной научно-методической конференции. Основное внимание уделено наиболее актуальным методическим проблемам реализации программ высшего профессионального образования: формирование профессиональной направленности, методическое обеспечение государственных образовательных стандартов нового поколения, рейтинговая система оценки знаний студентов, современные инновационные формы и методы обучения специалистов, психологопедагогические аспекты гуманитаризации высшего образования и др. УДК 372.02:372.8 ББК Ч 481я431 Материалы публикуются в авторской редакции. ISBN 5-8397-0433-4  Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005 2
Стр.2
Раздел 3. Проблемы методического обеспечения общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин Гуманитаристика в структуре профессиональной подготовки в вузе В.П. Лежников Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Ярославский филиал В статье речь идет не только о гуманитарных, но в более общем плане – социально-гуманитарных дисциплинах – в структуре средств формирования профессионализма в вузовском образовании человека. Ведь гуманистика, или по-другому, гуманитаристика, социально-гуманитарное знание в целом, выражая в теоретической форме дух и пафос гуманизма, по сути дела является теоретико-методологической концепцией сущности человека, без реализации образовательного потенциала которой подлинный профессионализм обеспечить невозможно. Причем в качестве обобщенной, теоретической модели человека, его предназначения и человечной жизни и деятельности, гуманитаристика разработана в человековедении достаточно подробно. Тем не менее в образовании, да и в других отраслях социальной практики человекосозидающие возможности этой модели во многом остаются нереализованными. Еще скромнее, впрочем, обстоит дело с превращением в «живое», работающее знание методологического аспекта гуманитарной мысли. Такова, следовательно, ситуация и по отношению к гуманизму в целом, начиная с его исходной формы - гуманизма итальянского Возрождения, на наличие методологических возможностей которого указывал, в частности, Э. Гарэн (см.: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М. 1986). Не меньший, а скорее больший, методологический потенциал имеет интегративный гуманизм, идея и концепция которого разрабатывается мною (см.: Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути (философский аспект): Автореф. … д-ра филос. наук. М. 1996). Вполне резонным и перспективным поэтому является использование содержания теоретической стороны социально-гуманитарных дисциплин, то есть ценностей интегративного гуманизма, в качестве предмета олицетворения студенческой молодежью, а выявляемую методологическую - в роли своего рода рецептуры, методологии того, как именно в общей форме это де3
Стр.3
лать. Но поскольку оба эти аспекта гуманитарных наук в образовании не задействованы должным образом, их активное включение в образовательную практику остается проблемой и в теоретических исследованиях, и в прикладном плане. Гуманитаристика в роли средства выработки у студентов вуза профессиональных качеств, степень и эффективность которых нуждается в существенном повышении в вузе любого профиля, может быть успешно использована прежде всего посредством формирования человечных личностных качеств, ибо именно от их наличия и развитости зависит сама возможность профессионализма выпускника вуза. Она хотя и не охватывает сути «всего человека», из всех других групп дисциплин сущность человека ей удалось выявить и вербализовать в наиболее адекватной степени, возможной в современной науке вообще. Уже поэтому невозможно переоценить ее роль, тем более пытаться подменить чем-либо иным науки о человеческом духе в формировании важнейших человеческих и профессиональных черт, свойств субъекта образования. Таких, как мировоззрения, ценностных представлений, способности к их выбору; воздействия на линию жизни, которую человек выстраивает, по-своему понимая и принимая представления человековедения; гражданственности, являющейся не только делом «личного вкуса» (в особенности для людей, облеченных властью, тем более властью государственной: чиновники всех рангов в России не могут похвастать высокой степенью развитости данных качеств и прежде всего ответственностью, без которой разговор о профессионализме превращается в риторику …); как итог – формирование гуманистичности мышления, взглядов, поступков и поведения эмпирического человека. В условиях современной России идея реальной, практической ориентации людей на гуманизм, его идеалы и ценности может показаться утопичной, ибо смыслом бытия многих стало всего лишь физическое выживание, а для «подавляющего» первых меньшинства максимальная нажива. Такая «гармонизация» целей, со всеми возможными следствиями, к тому же затянувшаяся на десятилетия, не только не отвечает элементарным представлениям о человечности, но прямо ему противоположна, является тупиковой, ведет общество и государство к неизбежному краху. И все-таки, если допустить возможность существования у человечества идеала собственного бытия, его содержания, целей и путей достижения его, то им может являться именно гуманизм. А дело в том, что "хозяйствующий субъект", как обстоятельно аргументировал С.Н.Булгаков, развивая соответствующую идею Вл. Соловьева, – это субъект всех отраслей жизни и деятельности человека, а не одной лишь экономической. Поэтому не менее, если не более, значимой в профессиональной активности человека является сфера нравственности, сфера собственно социальных отношений, политических, культурно-исторических и т.п. В этой связи хозяйствующий субъект - это прежде всего человек, но ни в коем случае – не «всего лишь специалист». Следовательно, 4
Стр.4
именно человека и надо в вузе «изготавливать» в первую очередь, даже преследуя лишь практически-утилитарную цель - развить его до уровня профессионала. Другими словами, образование – это, еще и еще раз, образование человека. Связь человеческого и профессионального в социально-экономической активности людей, не просто наличествует в «природе». Роль этой связи динамично возрастает, ибо увеличиваются требования к человеку труда, масштабы и сложность, многофакторность условий, в которых он осуществляется, воздействие рода человеческого на условия своего бытия, качество жизни людей. Таким образом, в социокультурном плане усиливается значение субъективных, личностных качеств в человеческой трудовой деятельности. А производственная активность человека существенно больше, чем предполагалось в традиционно понимаемом профессионализме, предопределяется именно индивидуально-психологическими, интеллектуальными и нравственными свойствами эмпирического индивида, степенью их развитости, совершенства. Эти детерминанты существенно активизируются в условиях очень сложного и болезненного реформирования России на пути перехода к рыночным отношениям, коренным образом влияющего на все отрасли ее бытия. В то же время только человек, сформировавшийся в личность целостного типа, раскрывает свои способности и оптимальные пути их реализации, совершенствуя и развивая их, реализует себя в жизнедеятельности, а не ограничивается лишь сферой профессионального, которая на поверку неизбежно оборачивается узкопрофессиональным. Технизация жизни общества, однако, привели к тому, что сложный и тонкий процесс образования человека фактически понимается и осуществляется как технология передачи информации (парадигма трансляции проступает даже у создателей нового типа вузовского образования, повидимому – вуза будущего России - Тольяттинской академии управления. См. об этом в интересной статье М.Галушкиной «Учить по-русски» // Эксперт. №9. (7-13) марта 2005). В такой ситуации, в лучшем случае, возможен лишь относительно самостоятельный поиск информации, причем, как правило, по так называемым специальным дисциплинам, реже - по их применению, и совсем редкое – в связи с выявлением и реализацией человеческого интеллектуального, тем более нравственного потенциала. Такой подход не может обеспечить решение даже познавательных задач, ибо в готовой информации нет истории ее формирования, методологического драматизма процесса поиска истины, развивающих интеллект, творческие способности человека обучающегося. Не формирует он, конечно же, качеств и свойств человека, жизненно необходимых уже в рамках профессии. Тот же способ, именуемый в угоду моде «образовательные, инновационные» и прочие технологии, не ведет к образованию человека в истинном смысле слова. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ