Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
Актуальные проблемы
совершенствования подготовки
специалистов в вузе
Сборник материалов VIII областной
научно-методической конференции
Часть 2
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 372.02:372.8
ББК Ч 481я431
А 43
Редакционная коллегия:
А.В. Зафиевский (отв. редактор),
Н.В. Шеховцова (зам. отв. редактора),
А.В. Исакова (отв. секретарь)
Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов
в вузе : Сборник материалов VIII областной научно-методической
конференции / Отв. ред. А.В. Зафиевский ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль :
ЯрГУ, 2005. – Ч. 2 – 256 с.
ISBN 5-8397-0433-4
Содержатся материалы VIII областной научно-методической конференции.
Основное внимание уделено наиболее актуальным методическим
проблемам реализации программ высшего профессионального образования:
формирование профессиональной направленности, методическое
обеспечение государственных образовательных стандартов нового поколения,
рейтинговая система оценки знаний студентов, современные инновационные
формы и методы обучения специалистов, психологопедагогические
аспекты гуманитаризации высшего образования и др.
УДК 372.02:372.8
ББК Ч 481я431
Материалы публикуются в авторской редакции.
ISBN 5-8397-0433-4
Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2005
2
Стр.2
Раздел 3. Проблемы методического обеспечения
общих гуманитарных, социально-экономических,
математических и естественно-научных дисциплин
Гуманитаристика в структуре
профессиональной подготовки в вузе
В.П. Лежников
Всероссийский заочный финансово-экономический
институт, Ярославский филиал
В статье речь идет не только о гуманитарных, но в более общем плане
– социально-гуманитарных дисциплинах – в структуре средств формирования
профессионализма в вузовском образовании человека. Ведь гуманистика,
или по-другому, гуманитаристика, социально-гуманитарное знание
в целом, выражая в теоретической форме дух и пафос гуманизма, по
сути дела является теоретико-методологической концепцией сущности человека,
без реализации образовательного потенциала которой подлинный
профессионализм обеспечить невозможно. Причем в качестве обобщенной,
теоретической модели человека, его предназначения и человечной
жизни и деятельности, гуманитаристика разработана в человековедении
достаточно подробно. Тем не менее в образовании, да и в других отраслях
социальной практики человекосозидающие возможности этой модели во
многом остаются нереализованными. Еще скромнее, впрочем, обстоит дело
с превращением в «живое», работающее знание методологического аспекта
гуманитарной мысли.
Такова, следовательно, ситуация и по отношению к гуманизму в целом,
начиная с его исходной формы - гуманизма итальянского Возрождения,
на наличие методологических возможностей которого указывал, в частности,
Э. Гарэн (см.: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.
1986). Не меньший, а скорее больший, методологический потенциал имеет
интегративный гуманизм, идея и концепция которого разрабатывается
мною (см.: Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути
(философский аспект): Автореф. … д-ра филос. наук. М. 1996). Вполне резонным
и перспективным поэтому является использование содержания
теоретической стороны социально-гуманитарных дисциплин, то есть ценностей
интегративного гуманизма, в качестве предмета олицетворения
студенческой молодежью, а выявляемую методологическую - в роли своего
рода рецептуры, методологии того, как именно в общей форме это де3
Стр.3
лать. Но поскольку оба эти аспекта гуманитарных наук в образовании не
задействованы должным образом, их активное включение в образовательную
практику остается проблемой и в теоретических исследованиях, и в
прикладном плане.
Гуманитаристика в роли средства выработки у студентов вуза профессиональных
качеств, степень и эффективность которых нуждается в существенном
повышении в вузе любого профиля, может быть успешно использована
прежде всего посредством формирования человечных личностных
качеств, ибо именно от их наличия и развитости зависит сама
возможность профессионализма выпускника вуза. Она хотя и не охватывает
сути «всего человека», из всех других групп дисциплин сущность человека
ей удалось выявить и вербализовать в наиболее адекватной степени,
возможной в современной науке вообще.
Уже поэтому невозможно переоценить ее роль, тем более пытаться
подменить чем-либо иным науки о человеческом духе в формировании
важнейших человеческих и профессиональных черт, свойств субъекта образования.
Таких, как мировоззрения, ценностных представлений, способности
к их выбору; воздействия на линию жизни, которую человек выстраивает,
по-своему понимая и принимая представления человековедения;
гражданственности, являющейся не только делом «личного вкуса» (в
особенности для людей, облеченных властью, тем более властью государственной:
чиновники всех рангов в России не могут похвастать высокой
степенью развитости данных качеств и прежде всего ответственностью,
без которой разговор о профессионализме превращается в риторику …);
как итог – формирование гуманистичности мышления, взглядов, поступков
и поведения эмпирического человека. В условиях современной России
идея реальной, практической ориентации людей на гуманизм, его идеалы и
ценности может показаться утопичной, ибо смыслом бытия многих стало
всего лишь физическое выживание, а для «подавляющего» первых меньшинства
максимальная нажива. Такая «гармонизация» целей, со всеми
возможными следствиями, к тому же затянувшаяся на десятилетия, не
только не отвечает элементарным представлениям о человечности, но прямо
ему противоположна, является тупиковой, ведет общество и государство
к неизбежному краху. И все-таки, если допустить возможность существования
у человечества идеала собственного бытия, его содержания, целей
и путей достижения его, то им может являться именно гуманизм.
А дело в том, что "хозяйствующий субъект", как обстоятельно аргументировал
С.Н.Булгаков, развивая соответствующую идею Вл. Соловьева,
– это субъект всех отраслей жизни и деятельности человека, а не одной
лишь экономической. Поэтому не менее, если не более, значимой в профессиональной
активности человека является сфера нравственности, сфера
собственно социальных отношений, политических, культурно-исторических
и т.п. В этой связи хозяйствующий субъект - это прежде всего человек,
но ни в коем случае – не «всего лишь специалист». Следовательно,
4
Стр.4
именно человека и надо в вузе «изготавливать» в первую очередь, даже
преследуя лишь практически-утилитарную цель - развить его до уровня
профессионала.
Другими словами, образование – это, еще и еще раз, образование человека.
Связь
человеческого и профессионального в социально-экономической
активности людей, не просто наличествует в «природе». Роль этой
связи динамично возрастает, ибо увеличиваются требования к человеку
труда, масштабы и сложность, многофакторность условий, в которых он
осуществляется, воздействие рода человеческого на условия своего бытия,
качество жизни людей. Таким образом, в социокультурном плане усиливается
значение субъективных, личностных качеств в человеческой трудовой
деятельности. А производственная активность человека существенно
больше, чем предполагалось в традиционно понимаемом профессионализме,
предопределяется именно индивидуально-психологическими, интеллектуальными
и нравственными свойствами эмпирического индивида, степенью
их развитости, совершенства. Эти детерминанты существенно активизируются
в условиях очень сложного и болезненного реформирования
России на пути перехода к рыночным отношениям, коренным образом
влияющего на все отрасли ее бытия. В то же время только человек, сформировавшийся
в личность целостного типа, раскрывает свои способности
и оптимальные пути их реализации, совершенствуя и развивая их, реализует
себя в жизнедеятельности, а не ограничивается лишь сферой профессионального,
которая на поверку неизбежно оборачивается узкопрофессиональным.
Технизация
жизни общества, однако, привели к тому, что сложный и
тонкий процесс образования человека фактически понимается и осуществляется
как технология передачи информации (парадигма трансляции проступает
даже у создателей нового типа вузовского образования, повидимому
– вуза будущего России - Тольяттинской академии управления.
См. об этом в интересной статье М.Галушкиной «Учить по-русски» // Эксперт.
№9. (7-13) марта 2005). В такой ситуации, в лучшем случае, возможен
лишь относительно самостоятельный поиск информации, причем, как
правило, по так называемым специальным дисциплинам, реже - по их применению,
и совсем редкое – в связи с выявлением и реализацией человеческого
интеллектуального, тем более нравственного потенциала. Такой
подход не может обеспечить решение даже познавательных задач, ибо в
готовой информации нет истории ее формирования, методологического
драматизма процесса поиска истины, развивающих интеллект, творческие
способности человека обучающегося. Не формирует он, конечно же, качеств
и свойств человека, жизненно необходимых уже в рамках профессии.
Тот же способ, именуемый в угоду моде «образовательные, инновационные»
и прочие технологии, не ведет к образованию человека в истинном
смысле слова.
5
Стр.5