Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лабораторные работы по обшей психологии (психология ощушений и восприятия) (190,00 руб.)

0   0
АвторыУрванпев Л.П., Владимиров И.Ю
ИздательствоЯрГУ
Страниц66
ID206666
АннотацияДанная работа представляет собой описание цикла лабораторных работ по курсу «Общая психология (психология ощущений и восприятия)». В пособии рассматриваются общие вопросы организации психологического исследования, демонстрируются методы исследования феноменов, механизмов и закономерностей процессов ощущения и восприятия. Работа предназначена для студентов, обучаюплгхся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Общая психология (психология ощущений и восприятия)», блок ОПД), очной формы обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальности Психология
УДК159.9(076.5)
ББКЮ 93я73
Лабораторные работы по обшей психологии (психология ощушений и восприятия) / Урванпев Л.П., Владимиров И.Ю .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 66 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206666 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Данная работа представляет собой описание цикла лабораторных работ по курсу «Общая психология (психология ощущений и восприятия)». <...> Подготовка включает также полное оформление предыдущей работы и готовность сдать ее. <...> Если специально не оговорен другой вариант, каждый член бригады при выполнении работ последовательно выполняет роль экспе4 риментатора, испытуемого или протоколиста. <...> Экспериментальное исследование синестезии Цели работы: выявить связи между ощущениями разных модальностей; сравнить результаты испытуемых между собой. <...> Кроме того, сюда же относят и возникновение некоторых целостных образов, а не отдельных ощущений. <...> В этом последнем случае навряд ли можно говорить о синестезии в строгом смысле слова, так как здесь ощущения или представления иной модальности не возникают автоматически в ответ на прямую стимуляцию, оценки «конструируются» испытуемым. <...> Тем не менее, поскольку явления истинной синестезии довольно редко встречаются, в данной работе мы будем трактовать термин «синестезия» в его широком значении. <...> Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», когда, например, высокие звуки оценивались как «светлые», а низкие – как «темные». <...> Окрашенные зрительные образы могут сопровождать восприятие различных гласных звуков. <...> Если физические характеристики цветового тона, полученные в 1-м и 2-м случаях, совпадают (не следует ожидать, конечно, обязательно точного совпадения), значит, существует эквивалентность оценок светлоты, запаха и звука. <...> По указанию преподавателя при той же структуре эксперимента в качестве одного из стимулов может использоваться сигнал прибора для измерения КЧСМ. <...> Исследование принципов перцептивной маскировки Цели работы: изучить эффективность различных способов перцептивной маскировки; ознакомиться с одним из тестов на измерение «полезависимости-поленензависимости» – методикой К.У. Эттриха АКТ 70. <...> Перед выполнением работы с ее описанием знакомится <...>
Лабораторные_работы_по_обшей_психологии_(психология_ощушений_и_восприятия).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра общей психологии Лабораторные работы по общей психологии (психология ощущений и восприятия) Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2005
Стр.1
УДК 159.9(076.5) ББК Ю 93я73 Л 12 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Составители: канд. психол. наук, проф. Л.П. Урванцев, канд. психол. наук, ассист. И.Ю. Владимиров Лабораторные работы по общей психологии (психоЛ 12 логия ощущений и восприятия) / Урванцев Л.П., Владимиров И.Ю; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2005. - 64 с. Данная работа представляет собой описание цикла лабораторных работ по курсу «Общая психология (психология ощущений и восприятия)». В пособии рассматриваются общие вопросы организации психологического исследования, демонстрируются методы исследования феноменов, механизмов и закономерностей процессов ощущения и восприятия. Работа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Общая психология (психология ощущений и восприятия)», блок ОПД), очной формы обучения. УДК 159.9(076.5) ББК Ю 93я73 © Ярославский государственный университет, 2005 © Л.П. Урванцев, И.Ю. Владимиров, 2005 2
Стр.2
Предисловие Данные методические указания являются переработкой методических указаний «Практикум по общей психологии» (части 2 и 3), в них описаны работы, продолжающие цикл лабораторных работ по теме «Психология ощущений и восприятия», начало которого (психофизика сенсорных процессах) описывается в указаниях «Практикум по общей психологии» (часть 1). Большинство работ, описанных в настоящих методических указаниях, посвящены исследованию закономерностей восприятия. В практикум включены как методики, заимствованные из научных работ и адаптированные к исследованию в учебном процессе, так и отдельные работы, взятые из практикумов и модифицированные нами. Преподаватель может также использовать и уже имеющиеся на факультете лабораторные работы, описанные в «Практикуме по экспериментальной психологии» (под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1974. Вып. 1). Основные цели выполнения лабораторных работ – это овладение различными экспериментальными методиками, иллюстрация известных из лекционного курса общей психологии теоретических положений и закономерностей восприятия, а также приобретение навыков экспериментальной работы – планирование эксперимента, его проведение, обработка результатов, оформление результатов исследования. Для формирования перечисленных навыков и реализации принципа активности в обучении во многих работах студентам предоставляется значительная самостоятельность. Это касается выбора методики исследования или ее разработки, выбора проверяемых закономерностей, способа представления данных, подготовки экспериментального материала, и т.д. Необходимо лишь согласовать свой выбор с преподавателем. В описании всех лабораторных работ выдержана определенная структура. Сначала излагаются основы теории, т.е. минимум знаний, без которого невозможно осмысленное выполнение работ. Этих знаний, однако, недостаточно, чтобы хорошо ответить на все контрольные вопросы, которые задаются преподавателем при сдаче работы. Для ответа на них нужно использовать материал, содержащийся в обязательной литературе, рекомендуемой к каждой работе. Желаю3
Стр.3
щие более глубоко ознакомиться с изучаемыми вопросами могут использовать рекомендуемую дополнительную литературу. В большинстве случаев обязательная литература – это источники, рекомендуемые также к лекциям и семинарским занятиям. Экспериментальное исследование, как правило, может проводиться на двух типах оборудования: специально сконструированном оборудовании или в компьютерном варианте, с использованием соответствующих программ, функционально идентичных данному оборудованию. Напомним некоторые требования к проведению психологического эксперимента и оформлению его результатов. Перед проведением любого эксперимента проверьте усвоение испытуемым инструкции. После окончания эксперимента постарайтесь получить у испытуемого ретроспективный отчет о том, как он выполнял задания, т.е. данные самонаблюдения. Используйте их в анализе результатов. При оформлении протокола укажите дату проведения эксперимента, время его проведения и фамилию испытуемого. В заключение приведем общие требования к выполнению лабораторных работ по психологическим дисциплинам, утвержденные научно-методическим советом факультета психологии Ярославского государственного университета. 1. Необходимо знать и строго выполнять имеющиеся в каждой лаборатории требования и правила техники безопасности. 2. Лабораторные работы выполняются по графику, вывешенному в лаборатории. Уходя с занятия, студент должен знать, какую работу он будет выполнять в следующий раз. Подготовка к ее выполнению включает изучение рекомендованной литературы (конспектирование) и переписывание в тетрадь методических указаний (название, цель работы, аппаратура, описание методики, таблицы для дальнейшего занесения в них регистрируемых показателей). Готовиться к работе нужно всем членам бригады, за исключением тех лабораторных работ, выполнение которых требует, чтобы испытуемый не знал целей работы и содержания экспериментального материала. В этом случае испытуемый не готовится. Подготовка включает также полное оформление предыдущей работы и готовность сдать ее. Если специально не оговорен другой вариант, каждый член бригады при выполнении работ последовательно выполняет роль экспе4
Стр.4
риментатора, испытуемого или протоколиста. Таблицы в тетради заполняются сразу набело. Студенты не должны уходить из лаборатории до конца занятия. В начале занятия преподаватель (выборочно или у всех) проверяет готовность к работе. Студенты, не готовые к выполнению работы (см. пункт 2) или не сдавшие более двух ранее выполненных работ, не допускаются на занятие и выполняют работу в специально отведенное для отработок время. 3. Включение аппаратуры должно производиться только под контролем преподавателя или лаборанта. Перед уходом нужно сдать свое рабочее место лаборанту или преподавателю, которые проверяют исправность аппаратуры. Преподаватель или лаборант ставят свою подпись под полученными экспериментальными данными. 4. Каждая лабораторная работа оформляется в тетради каждым членом бригады (если кто-то был испытуемым, то берет данные у другого члена бригады). Оформленная работа содержит: конспект литературных данных, название работы, ее цели, описание методики (аппаратура, экспериментальный материал, испытуемый, ход эксперимента), результаты, их обсуждение (в частности, в сопоставлении с литературными данными), выводы. Полностью оформленная работа сдается преподавателю своевременно (см. пункт 2). Во время сдачи работы преподаватель задает вопросы, позволяющие выяснить степень самостоятельности каждого студента при выполнении работы, понимание сути работы и ее результатов. 5. Студент, не допущенный к занятиям или пропустивший их, должен отработать лабораторную работу в специально отведенное для этого время. Если это не сделано в течение недели после пропуска, студент не допускается к выполнению очередной лабораторной работы. Если студент не был допущен до выполнения работы, эти часы считаются пропущенными без уважительной причины, о чем сообщается в деканат. Примечание. Преподаватель может изменить некоторые пункты требований, если: а) лабораторная работа выполняется на производстве; б) лабораторная работа рассчитана на несколько занятий; в) лабораторная работа предусматривает самостоятельный выбор студентами методики. 5
Стр.5