Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509875)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Материальная и духовная культура западноевропейского общества в эпоху позднего средневековья (раннего нового времени) : Методические указания к семинарам по истории средних веков (80,00 руб.)

0   0
АвторыСост. Н.Ш. Каркозашвили. О.В. Трофимова
ИздательствоЯрГУ
Страниц45
ID206635
АннотацияМетодические указания содержат рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям, самостоятельно^ изучению учебной и исследовательской литературы, а также написанию докладов, сообщений. Списки источников и литературы могут быть использованы в качестве справочной базы данных для курсовых работ. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "История средних веков", ч. 2. блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальности История
УДК930:372.8
ББК Т52(4)
Материальная и духовная культура западноевропейского общества в эпоху позднего средневековья (раннего нового времени) : Методические указания к семинарам по истории средних веков [Электронный ресурс] : Методические указания к семинарам по истории средних веков / Сост. Н.Ш. Каркозашвили. О.В. Трофимова .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 45 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/206635

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории Материальная и духовная культура западноевропейского общества в эпоху позднего средневековья (раннего нового времени) Методические указания к семинарам по истории средних веков Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2005 1 УДК 930:372.8 ББК Т52(4) М 34 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> О.В.Трофимова Материальная и духовная культура западноевропейского общества в эпоху позднего средневековья (раннего М 34 нового времени) : метод. указания к семинарам по истории средних веков / Сост. <...> Н.Ш. Каркозашвили, О.В. Трофимова, 2005 2 Предисловие Цель и задачи курса истории средних веков (раннего нового времени) Курс истории средних веков, читаемый в классическом университете при подготовке по специальности 020700 История, относится к числу дисциплин ОПД. <...> Их внимание было обращено также к истории возникновения позднеантичной Восточно-Римской империи, ее средневековому (собственно византийскому) существованию и падению Византии в 1453 году. <...> Это важно с точки зрения выявления не только и не столько специфики, сколько тех попыток установления коммуникативных связей (культурных, религиозно-церковных, политических, дипломатических, экономических), которые имели место в раннее новое время в территориальных пределах Европы. <...> Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны получить представление (его уровень и качество определяется в ходе различных мероприятий межсессионного контроля и экзамена в конце четвертого семестра) об основных факторах исторического развития стран Западной Европы в позднее средневековье (раннее новое время). <...> К ним относятся возникновение раннекапиталистического производства, соответствующие изменения в социальной структуре общества и государства, Великие географические открытия, формирование нового культурно-религиозного <...>
Материальная_и_духовная_культура_западноевропейского_общества_в_эпоху_позднего_средневековья_(раннего_нового_времени)___Методические_указания_к_семинарам_по_истории_средних_веков.pdf
Министерство образования Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории Материальная и духовная культура западноевропейского общества в эпоху позднего средневековья (раннего нового времени) Методические указания к семинарам по истории средних веков Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 930:372.8 ББК Т52(4) М 34 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензент кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова Составители: Н.Ш. Каркозашвили, канд. ист. наук О.В.Трофимова Материальная и духовная культура западноевропейМ 34 ского общества в эпоху позднего средневековья (раннего нового времени) : метод. указания к семинарам по истории средних веков / Сост. Н.Ш. Каркозашвили, О.В. Трофимова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 42 с. Методические указания содержат рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям, самостоятельному изучению учебной и исследовательской литературы, а также написанию докладов, сообщений. Списки источников и литературы могут быть использованы в качестве справочной базы данных для курсовых работ. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "История средних веков", ч. 2, блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 930:372.8 ББК Т52(4) © Ярославский государственный университет, 2005 © Н.Ш. Каркозашвили, О.В. Трофимова, 2005 2
Стр.2
Предисловие Цель и задачи курса истории средних веков (раннего нового времени) Курс истории средних веков, читаемый в классическом университете при подготовке по специальности 020700 История, относится к числу дисциплин ОПД. Он важен с точки зрения подготовки квалифицированного специалиста, поскольку содержит важнейшие сведения о тех изменениях, которые происходили в недрах европейской цивилизации на протяжении двенадцати столетий: с конца V в. по середину XVII в. Студенты изучили историю западноевропейского общества в период раннего (V – середина XI в.) и развитого средневековья (вторая половина XI – XV в.) в первом семестре. Их внимание было обращено также к истории возникновения позднеантичной Восточно-Римской империи, ее средневековому (собственно византийскому) существованию и падению Византии в 1453 году. Были изучены основные понятия и термины, входящие в научный аппарат, необходимый при проведении медиевистических изысканий. Студенты при написании докладов, сообщений, справочных материалов, подготовке и участии в качестве докладчиков, рецензентов и просто слушателей в научно-практической конференции студентов-антиковедов и медиевистов, проводимой ежегодно на историческом факультете, научных конференций разного уровня получили необходимые первичные навыки работы с историческими источниками и исследовательской литературой. В ходе работы просеминария первого семестра "Возникновение средневекового крестьянства" его участники активно овладевали навыками публичного выступления, умения слушать и адекватно реагировать на замечания рецензентов и аудитории. Во втором семестре приобретенные знания и умения реализуются в ходе прослушивания лекционного курса, а также семинарских занятий. Основная тема семинаров – материальная и духовная культура западноевропейского общества в XVI – начале XVII века. Изучая комплекс вопросов, связанных с этой темой, студентам необходимо проводить параллели с основополагающими чертами или 3
Стр.3
характеристиками иных обществ (например, русского общества XVI – XVII веков). Это важно с точки зрения выявления не только и не столько специфики, сколько тех попыток установления коммуникативных связей (культурных, религиозно-церковных, политических, дипломатических, экономических), которые имели место в раннее новое время в территориальных пределах Европы. Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны получить представление (его уровень и качество определяется в ходе различных мероприятий межсессионного контроля и экзамена в конце четвертого семестра) об основных факторах исторического развития стран Западной Европы в позднее средневековье (раннее новое время). К ним относятся возникновение раннекапиталистического производства, соответствующие изменения в социальной структуре общества и государства, Великие географические открытия, формирование нового культурно-религиозного пространства, сопряженного с такими феноменами, как Реформация, Контрреформация, Возрождение. Одной из характеристик раннего нового времени является изменение политической карты Европы и развитие международных отношений, формирование национальных государств, мировой системы международных экономических отношений (мирового рынка, колониальных образований), масштабных и долговременных военнополитических конфликтов. Необходимо знать: - основные оценки этих феноменов в учебной и исследовательской литературе; - понятия и термины, важные для изучения истории позднего средневековья (раннего нового времени); - хронологические границы и периодизацию изучаемого периода; - наиболее важные даты; - фактический материал. Уметь: - самостоятельно аналитически читать и конспектировать учебную литературу; 4
Стр.4
- анализировать исследовательскую литературу, написанную с различных методологических позиций, с учетом времени ее написания и издания; - уметь излагать результаты своего исследования в письменной и устной форме. Иметь навыки: - пользования каталогами, справочно-библиографическими изданиями, энциклопедиями; - поиска источников и исследовательской литературы, включая Internet; - подготовки и написания работ (докладов, сообщений, справок, рецензий) и их устного изложения в учебной аудитории. Методические рекомендации по работе с учебной литературой Для изучения истории позднего средневековья (раннего нового времени) рекомендуется использовать учебник, подготовленный преподавателями кафедры истории средних веков Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под редакцией Сергея Павловича Карпова. История средних веков: В 2 т. Т. 2: Раннее новое время: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во "Высшая школа", 2003. 432 с. На начальной стадии изучения курса необходимо обратить внимание на те изменения, которые произошли в источниковой базе, и сопоставить их с состоянием источников по предшествующему периоду. Для этого следует обратиться к учебнику: История средних веков: В 2 т. Т. 1: Раннее новое время: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во "Высшая школа". 2003. 640 с. Повторить материал главы 2 (С.П. Карпов, И.С. Филиппов) "Источники по истории средних веков V – XV веков, с. 30 – 40. Можно воспользоваться рекомендациями и указателями литературы, представленными в "Методических указаниях по организации самостоятельной работы студентов в просеминарии по истории средних веков" (составитель О.В. Трофимова. Ярославль, 2003. 39 с.). Особое внимание следует уделить дискуссионному вопросу о периодизации и наименовании изучаемого периода. С этой целью, 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически