Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Межрегиональный сборник научных статей Выпуск 8 Часть 2 Кемерово 2012 1 ББК 77я43 А43 Научный редактор кандидат филологических наук, доцент, проректор по научной и инновационной деятельности КемГУКИ А. В. <...> ББК 77я43 ISBN 978-5-8154-0231-7 ISBN 978-5-8154-0243-0 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012 2 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР КУЛЬТУРЫ Татьяна Николаевна Ивлева Ксения Михайловна Аккерт ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье рассматриваются интенсивные технологии обучения в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности (СКД), описываются возможности и преимущества их использования в учебном процессе вуза. <...> В их числе «Социально-культурная деятельность», квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности», которые требуют новых подходов реализации процесса подготовки менеджера, его профессионального и управленческого развития. <...> Программа дисциплины «Основы менеджмента» для студентов специальности «Социально-культурная деятельность», специализация «Менеджер социально-культурной деятельности» разработана с использованием интенсивных технологий. <...> Опыт внедрения предлагаемого алгоритма проведения занятий по курсу «Основы менеджмента» на основе использования интенсивных технологий обучения позволяет рассматривать процесс обучения как изменение поведения, приобретение навыков и умений студентами, чем просто получение знаний, что в свою очередь, способствует формированию и развитию управленческих компетенций будущих менеджеров СКД. <...> Отражены основные аспекты специфики подготовки специалистов по направлению «Социально-культурная <...>
Актуальные_проблемы_социокультурных_исследований_[Текст]_межрегиональный_сборник_научных_статей__Кемеровский_государственный_университет_культуры_и_искусств;_науч._ред._А._В._Шунков;_редкол._Е._Л._Кудрина,_И._С._Пилко._-_Кемерово___КемГУКИ,_2012._-_Вып._8,_ч._2._-_284_с.______.pdf
ББК 77я43
А43
Научный редактор
кандидат филологических наук, доцент,
проректор по научной и инновационной деятельности КемГУКИ А. В. Шунков
Редколлегия:
доктор педагогических наук, профессор, ректор КемГУКИ Е. Л. Кудрина;
доктор педагогических наук, профессор,
проректор по учебной работе КемГУКИ И. С. Пилко
Ответственный за выпуск:
зав. отделом аспирантуры Е. Н. Лапинкова
А43
Актуальные проблемы социокультурных исследований [Текст]:
межрегиональный сборник научных статей / Кемеровский государственный
университет культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ,
2012. – Вып. 8, ч. 2. – 285 с.
ISBN 978-5-8154-0231-7
ISBN 978-5-8154-0243-0.
Вторая часть сборника посвящена исследованиям социально-культурной деятельности,
музееведения, теории и практике профессионального образования и библиотечно-информационным
технологиям.
Предназначен преподавателям, аспирантам и студентам гуманитарных вузов.
ББК 77я43
ISBN 978-5-8154-0231-7
ISBN 978-5-8154-0243-0
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ
И МЕТОДИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР КУЛЬТУРЫ
Ивлева Т. Н., Аккерт К. М. Использование интенсивных технологий в подготовке
менеджеров социально-культурной деятельности……………..………. 3
Бучилина Т. П. Формирование профессиональных компетенций специалиста
социально-культурной деятельности……………………………………………... 15
Котляров М. Г. Музыкально-постановочная компетентность специалистов
в сфере досуга………………………………………………………………………. 24
Гладковская И. А. Жизненные цели членов студенческих семей как фактор
их профессионального становления………………………………………………. 34
Яковлева Т. В. Традиция как смысловая установка в процессе моральной
регуляции личности……………………………………………………………… 44
Василенко А. В. Музыкально-творческие школы России: гармония педагогики
и творчества………………………………………………………………………… 53
Васильковская М. И. Создание педагогической модели развития института
волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных
объединений……………………………………………………………………… 60
Гапонова О. А. Музыка композиторов Кузбасса как средство социализации
молодежи региона……………………………..………………………………….. 71
Филимонова А. Г. «Внутрисемейное насилие» как историческое явление…….. 79
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Кильдибаев А. В. Организация многоуровневой подготовки специалистов
музыкального профиля…………………………………………………………… 91
Соколова Е. В. Среднепрофессиональное музыкальное образование в системе
подготовки специалистов………………………………………………………….. 105
Исачкова Н. А. Проблема развития профессионального интереса в современной
педагогической теории и практике………………………………………. 114
Пушкина А. Д. E-learning педагогика в современном профессиональном
образовании………………………………………………………………………. 129
283
Стр.283
Устимова О. В. Особенности подготовки менеджеров в вузе культуры
и искусств: к постановке проблемы………………………………………………. 138
Лопатина Р. Ф. Молодежное предпринимательство и проблемы формирования
мотивации студентов к предпринимательской деятельности…………. 147
Мальцева А. К. Профессиональное самоопределение воспитанников учреждений
дополнительного образования детей……………………………………. 153
Примеров Н. А. Смысложизненные ориентации и культурные ценности
современных школьников…………………………………………………………. 161
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЕЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Покровская
А. Ф. Модель стандарта процессов информационного обеспечения
деятельности государственных музеев Кемеровской области……...…… 172
Булгакова В. В. Опыт развития совместного социокультурного проекта
«Библиотека и музей: хранители духовного наследия»………………………… 182
Колесников Д. М. Проблемы сохранения и использования природно-исторического
ландшафта города-курорта Геленджик на примере горы Нексис…...
189
Егоров А. Е. Формирование, интерпретация и реализация образа в дизайне
(на примере ведомственных музеев г. Кемерово)…………………………...…... 198
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И ТЕХНОЛОГИИ: ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
Васькина Е. Ю. Подходы к пониманию функционального назначения детских
и юношеских библиотек в библиотековедческой литературе конца XX –
начала XXI века……………………………………………………………………. 213
Роот Е. В. Библиотечное пространство как среда организации коммуникативно-направленной
деятельности библиотеки………………………………… 224
Косолапова Е. В. Возможности детских и школьных библиотек по формированию
медиаграмотности и информационной культуры детей младшего
школьного возраста………………………………………………………………… 230
Ветошкина Т. В. Опыт внедрения курса «Основы информационной культуры
незрячего пользователя» в условиях специальной библиотеки для слепых:
проблемы и подходы к их решению………………………………………………. 247
Демина М. Н. Сравнительный анализ электронных библиотечных систем:
проблемы выбора в вузах культуры и искусств…………………………………. 264
Сведения об авторах………………………………………………………………. 282
284
Стр.284