ПРЕДПРИЯТИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
• Конкурентоспособность можно рассматривать с двух позиций: как потенциал
предприятия и как его преимущество по сравнению с другими компаниями
• Внешняя и внутренняя составляющие предприятия формируют два различных по
своей природе источника его конкурентоспособности – текущую эффективность и
рыночное позиционирование
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности
производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений
научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления
производством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных
резервов. Важная роль в реализации этой задачи отводится системной оценке
эффективности деятельности и на ее основе – определению конкурентоспособности
предприятия.
С переходом в начале 90-х годов прошлого века российской экономики на рыночный
путь развития понятие «конкурентоспособность» выходит в разряд ключевых и в нашей
стране.
ЕДИНСТВО ЭФФЕКТИВНОСТИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Термин «конкурентоспособность» незаметно, но достаточно органично вошел в наш
повседневный и тем более научный лексикон. В настоящее время все большее количество
исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции,
отдельных предприятий, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже
научно-методических документов и нормативных актов.
Такая характеристика, как конкурентоспособность, до недавнего времени являлась
категорией, мало разработанной отечественной экономической наукой, и на то имеются
веские основания.
1. В дореформенных условиях обращение к этой области экономической жизни не было
актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась
настолько быстрой и радикальной, что наука не успевает основательно осмыслить новые
реальности.
2. В определенной степени такому осмыслению мешают и кажущаяся очевидность
содержания категории конкурентоспособности, и ее близость к категории эффективности
(их нередко рассматривают в качестве однопорядковых), хотя первая, основываясь на
последней, заключает в себе более сложные взаимосвязи отдельных характеристик
анализируемых объектов.
3. Многоаспектность проблемы, которую исследуют специалисты по маркетингу,
управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро- и микроэкономике, но при
этом никто из них не пытается выйти за рамки своей специальности. Однако накопленный
большой и научный, и прикладной материал требует синтезировать подходы.
4. Высокая теоретизированность и низкий уровень практической применяемости.
Развитие рыночной экономики в условиях российской действительности происходило
исключительно экспериментальным способом, когда решения принимались, разработки
внедрялись, а затем происходило теоретическое осмысление результатов. По такой схеме
можно развиваться только до определенного этапа, на незначительных уровнях сложности
хозяйственных взаимоотношений. Когда же наступил предел этого направления, проснулся
интерес к более теоретизированным подходам [1].
Стр.1