Е.А. САЙКИН
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2008
ББК 60.55-422я73+60.833.1я73
Д 332
Рецензенты:
д-р философ. наук, проф. <...> Если не уделять должного внимания проблемам возникновения конфликтов, они могут негативным образом сказаться на психологическом климате коллектива и осложнить бизнес-процессы компании. <...> Данное учебное пособие дает студентам теоретическое и практическое представление о трудовом конфликте, иллюстрирует конкретными примерами сложные ситуации на производстве и дает практические советы по их преодолению. <...> ББК 60.55-422я73+60.833.1я73
ISBN 978-5-7782-1101-8
© Денисенко Н.А., Сайкин Е.А., 2008
© Новосибирский государственный
технический университет, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт – одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми. <...> Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15 %
рабочего времени. <...> Еще больше времени тратится на урегулирование
конфликтов и управление ими руководителями – в некоторых организациях до половины рабочего времени. <...> Вместе с тем конструктивный конфликт – единственный
способ поиска путей выхода из кризиса конкретного предприятия, так
как только его персонал владеет информацией о внутреннем взаимодействии и реальных возможностях коллектива. <...> ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Первые попытки рационального осмысления природы конфликта
принадлежат древнегреческим философам. <...> Эразм Роттердамский, в частности, указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно
цепной реакции, вовлекая в свою орбиту все новые слои населения и
стра´ны. <...> Главным законом общественного развития он считал закон выживания наиболее приспособленных индивидов. <...> Вильфредо Парето считал, что социальная неоднородность общества является постоянным спутником общественной жизни в силу
столь же постоянного различия <...>
Деловое_общение._Конфликты_в_организациях.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
__________________________________________________________________________
Н.А. ДЕНИСЕНКО
Е.А. САЙКИН
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2008
Стр.1
ББК 60.55-422я73+60.833.1я73
Д 332
Рецензенты:
д-р философ. наук, проф. В.В. Крюков
канд. техн. наук, доц. В.В. Богданов
Работа подготовлена
на кафедре социально-массовых коммуникаций
для студентов V курса ФГО
(специальность 030602 – «Связи с общественностью»)
Денисенко Н.А.
Д 332 Деловое общение. Конфликты в организациях : учеб. пособие
/ Н.А. Денисенко, Е.А. Сайкин. – Новосибирск : Изд-во
НГТУ, 2008. – 52 с.
ISBN 978-5-7782-1101-8
Конфликт на работе – дело обычное и, как правило, непредсказуемое.
Любой человек хоть раз, но попадал в неоднозначную ситуацию.
Если не уделять должного внимания проблемам возникновения конфликтов,
они могут негативным образом сказаться на психологическом
климате коллектива и осложнить бизнес-процессы компании.
Хотя, по мнению многих психологов и менеджеров, разногласия на
работе могут способствовать как личностному росту сотрудника, так
и развитию деятельности предприятия в целом.
Данное учебное пособие дает студентам теоретическое и практическое
представление о трудовом конфликте, иллюстрирует конкретными
примерами сложные ситуации на производстве и дает практические
советы по их преодолению.
ББК 60.55-422я73+60.833.1я73
ISBN 978-5-7782-1101-8
© Денисенко Н.А., Сайкин Е.А., 2008
© Новосибирский государственный
технический университет, 2008
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................. 3
Глава 1. Теория конфликта ..................................................................... 4
Список литературы к главе 1 .................................................. 17
Глава 2. Виды конфликтов .................................................................... 18
Список литературы к главе 2 .................................................. 25
Глава 3. Причины конфликтов.............................................................. 26
Список литературы к главе 3 .................................................. 35
Глава 4. Способы выхода из конфликтных ситуаций .......................... 36
Список литературы к главе 4 .................................................. 50
Стр.51