Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Палеолитические святилища под скальными навесами юго-западной Франции (200,00 руб.)

0   0
Первый авторОстроменский А. П.
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц230
ID205834
АннотацияВ монографии исследуются верхнепалеолитические святилища под скальными навесами, расположенные на территории Франции. Это первая работа в отечественной археологической литературе целиком посвящен- ная данному предмету. В книге дается краткий очерк истории изучения указанных памятников, сделан анализ элементного состава святилищ, предложена схема их эволюции.
Кому рекомендованоРассчитана на специалистов-археологов, историков искусства, препо- давателей и студентов соответствующих дисциплин. Книга будет инте- ресна широкому кругу читателей, не равнодушных к проблемам перво- бытного общества.
ISBN978-5-7782-1200-8
ББК63.442.12(4 Фра 6)-427.2
Остроменский, А. П. Палеолитические святилища под скальными навесами юго-западной Франции : монография / А. П. Остроменский .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009 .— 230 с. — ISBN 978-5-7782-1200-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/205834 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Он выслушал меня и сказал, что ему это уже не интересно, а вот будет здорово, если я займусь проблемами палеолитического искусства. <...> Тут-то Виталий Епифанович ввел в дело «тяжелую артиллерию»: роскошный и тяжеленный фолиант «Préhistoire de l`art occidental» Андре Леруа-Гурана оказался передо мной. <...> Затем – первая встреча с подземным палеолитическим храмом в Игнатьевской пещере (за что я искренне благодарен, к сожалению, уже покойному, Валерию Трофимовичу Петрину); Белая лошадь, Кап-Блан, Комбарель и Бернифаль, запасники Национального музея доистории в Лез Эйзи…; встреча с Анри де Люмлеем и рукописи Анри Мартена в СенЖермен-ан-Лэ… Именно тогда возникло мое восприятие палеолита. <...> Не случайно, некоторые исследователи (как, например, П.А. Куценков) пытаются вообще отказать палеолитическому искусству в каком-либо смысле, полагая его частью эволюции, а не истории. <...> Конечно, произведения наскального палеолитического искусства не были картинами в нашем понимании, хотя они и обладают высокой эстетической ценностью. <...> Чтобы выжить, палеолитический человек должен был хорошо представлять себе, как функционирует окружающий мир. <...> *** Выражаю свою искреннюю признательность и глубокую благодарность Виталию Епифановичу Ларичеву, открывшему для меня мир палеолитического человека; директору ИАиЭ СО РАН Анатолию Пантелеевичу Деревянко, высоко оценившему данную книгу и дававшему мне полную возможность для работы в стенах института; профессору Дени Вьялу, без доброго расположения которого данная работа вообще не могла состояться; бывшему научному советнику Посольства Франции в Москве г-ну Оливье Массена за возможность стажировки во Франции; хранителю залов доистории Музея национальных древностей в Сен-Жермен-ан-Лэ г-же Элен Марино; директору Музея Доистории в Лез Эйзи г-ну Жак-Жану Клейе-Мерлю; хранителю Залов доистории в Музее Аквитании в Бордо г-ну Алену Руссо за свободный доступ к запасникам и экспонатам в основной <...>
Палеолитические_святилища_под_скальными_навесами_юго-западной_Франции.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.226
Стр.227
Стр.228
Стр.229
Стр.230
Палеолитические_святилища_под_скальными_навесами_юго-западной_Франции.pdf
А.П. ОСТРОМЕНСКИЙ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯТИЛИЩА ПОД СКАЛЬНЫМИ НАВЕСАМИ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ФРАНЦИИ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И ЭВОЛЮЦИИ (Серия «Монографии НГТУ») НОВОСИБИРСК 2009
Стр.1
2 ББК 63.442.12 (4 Фра 6)-427.2 О-788 Рецензенты: А.П. Деревянко, академик РАН, директор Института археологии и этнографии СО РАН; И.В. Олейников, канд. истор. наук, доцент Остроменский А.П. О-788 Палеолитические святилища под скальными навесами югозападной Франции (история изучения, проблемы структуры и эволюции) : монография / А.П. Остроменский. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. – 316 с. : ил. – (Серия «Монографии НГТУ»). ISBN 978-5-7782-1200-8 В монографии исследуются верхнепалеолитические святилища под скальными навесами, расположенные на территории Франции. Это первая работа в отечественной археологической литературе целиком посвященная данному предмету. В книге дается краткий очерк истории изучения указанных памятников, сделан анализ элементного состава святилищ, предложена схема их эволюции. Рассчитана на специалистов-археологов, историков искусства, преподавателей и студентов соответствующих дисциплин. Книга будет интересна широкому кругу читателей, не равнодушных к проблемам первобытного общества. ББК 63.442.12(4 Фра 6)-427.2 ISBN 978-5-7782-1200-8 © Остроменский А.П., 2009 © Новосибирский государственный технический университет, 2009
Стр.2
ОТ АВТОРА 7 ОТ АВТОРА Как и большинство людей, лет до двадцати я полагал, что, условно говоря, «история начинается в Шумере». Пирамиды Египта, Мохенджо-Даро, Чичен-Ица, Тиринф, Парфенон и так далее, вплоть до безвременно сгинувших башен ВТЦ. Рублѐв, да Винчи, Дюрер, Буше, импрессионисты… Тутмос III, Ур-Намму, Александр Македонский, Цинь Ши-Хуанди, Наполеон, Ленин…. И на фоне всего этого – пещерный человек, каменные рубила, невнятные «картинки», охотничья магия и т.д. Бессилие перед природой. Детство искусства. Можно ли придумать что-либо более неинтересное? Нельзя сказать, что я совсем не был готов к встрече с древним человеком. Нет-нет да перелистывал «Атлас первобытного человека» Елинека. Нравились картины Буриана. И все же. Знакомство было оглушительным. Я пришел к Виталию Епифановичу Ларичеву, доктору исторических наук, с идеей написания курсовой работы по теориям происхождения человека. Он выслушал меня и сказал, что ему это уже не интересно, а вот будет здорово, если я займусь проблемами палеолитического искусства. Снабженный парой статей самого ученого и книгой А.Д. Столяра «Происхождение изобразительного искусства», я отправился вникать и думать над этим предложением. Предложение я принял, но не очень уверенно. Тут-то Виталий Епифанович ввел в дело «тяжелую артиллерию»: роскошный и тяжеленный фолиант «Préhistoire de l`art occidental» Андре Леруа-Гурана оказался передо мной. Окончательно меня добил изданный в Швейцарии альбом «Ляско или рождение искусства» с текстом Жоржа Батая1. 1 Виталий Епифанович попросил меня перевести эту книгу. Я уже больше года (правда, с перерывом на службу в СА) изучал в университете французский и посчитал это хорошей практикой. Первое предложение переводил дней
Стр.7
8 ОТ АВТОРА Потом были Буше де Перт, Брейль и А. Лямен-Амперер. Затем – первая встреча с подземным палеолитическим храмом в Игнатьевской пещере (за что я искренне благодарен, к сожалению, уже покойному, Валерию Трофимовичу Петрину); Белая лошадь, Кап-Блан, Комбарель и Бернифаль, запасники Национального музея доистории в Лез Эйзи…; встреча с Анри де Люмлеем и рукописи Анри Мартена в СенЖермен-ан-Лэ… Именно тогда возникло мое восприятие палеолита. «В обнимку» с томом Леруа-Гурана и несколькими препринтами Виталия Епифановича… Древний человек обрел плоть. Какое детство!? Какая «первобытная наивность»?! Люди, создавшие Ляско и умевшие предсказывать затмения, не были забитыми природой троглодитами. После знакомства с росписями и гравировками Ляско (в последующем мне посчастливилось, благодаря профессору Дени Вьялу, побывать в этой исключительной по красоте и сложности композиций пещере) мир палеолита перестал быть оторванным от истории. Мысленно перед нами проходят от зарождения и до последующего развития десятки культур. Образы, рожденные в верхнем, а скорее всего, еще в среднем палеолите проходят через всю историю человечества. Птицеголовый человек из Колодца падает, сраженный смертельно раненным бизоном; Гильгамеш борется с небесным Быком, посланным Инанной; Тесей входит в Лабиринт, дабы убить Минотавра; Митра закалывает быка; а тореро гордо выходит на единоборство с рогатым гигантом. Конечно, реконструкция мировоззрения первобытного человека совсем нелегкая задача, особенно после того как стало ясно, что аналогии с австралийцами или африканскими племенами вырождаются в бесконечную тавтологию, не проясняя ровным счетом ничего. Не случайно, некоторые исследователи (как, например, П.А. Куценков) пытаются вообще отказать палеолитическому искусству в каком-либо смысле, полагая его частью эволюции, а не истории. Троглодит, что ж с него взять-то! десять! Дальше пошло легче, но меня не оставляло ощущение какой-то, мягко говоря, необычности текста. Знал бы я, кто такой Батай! Впрочем, когда я познакомился с другими, переводными, произведениями Ж. Батая, то решил, что в целом справился неплохо.
Стр.8
ОТ АВТОРА 9 Не буду углубляться в данный вопрос. После М. Бодуэна, К. Хентце, А. Маршака, В.Е. Ларичева и многих других о метках типа «здесь был…» или «простой присоединительной связи» говорить несерьезно. Конечно, произведения наскального палеолитического искусства не были картинами в нашем понимании, хотя они и обладают высокой эстетической ценностью. Чтобы выжить, палеолитический человек должен был хорошо представлять себе, как функционирует окружающий мир. Нам не надо следить за восходом Плеяд, определяя сезон ловли рыбы. Мы знаем о циклах солнечной активности, но зависит ли от этого наше выживание? Полное солнечное затмение – аттракцион, а время узнаем глядя на часы. Прогноз погоды любезно сообщит Гидрометцентр. Мы ставим дом там, где удалось купить участок, и так, как позволяют близлежащие постройки. Окружающий мир не был для палеолитического человека бездушной и непредсказуемой стихией, как для нас. Он функционировал по строгим законам, отслеживая действие которых, человек знал, что можно, примерно, ожидать в тот или иной момент. При этом действовали не абстрактные природные силы, а могучие существа. Могучие, но не всесильные, сами подчиненные неумолимым законам. Со времен Аристотеля мы повторяем, что человек есть существо общественное. Человек живет в особой социальной среде. А социальное есть проговоренное природное. Палеолитические образы и есть то самое проговоренное. Миф... Его мы и видим в рисунках на стенах пещер и барельефах на каменных блоках под сводами скальных навесов. Миф не есть плод досужего ума. Он появляется как необходимость социализации природного. Миф позволяет как бы увидеть ответы на многие почему и как. Он дает возможность фиксировать знание, хотя сам и не способен это знание породить. Это, скорее, уже область магии. Святилища на открытом воздухе и были теми инструментами, с помощью которых предки наблюдали за миром, фиксируя свои открытия разного рода «записями». Здесь же шел процесс выработки языка фиксации, что выразилось во все возрастающей роли реалистических изображений и усложнения композиции. Представляя эту книгу, надеюсь, что она окажется не бесполезной для исследователей в области палеолита. Святилища под скальными навесами, разрушенные и растащенные по музеям, таят еще множество
Стр.9
10 ОТ АВТОРА открытий, тем более, что география их постоянно расширяется (не лишним будет заметить, что схожие памятники есть и на территории нашей страны, см., например: Мазин А.И. Палеолитические рисунки по реке Токко. – В кн.: Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. – Новосибирск, 1976. – С. 177–181; Он же. Древние святилища Приамурья. – Новосибирск, 1994; Ларичев В.Е. «Белая лошадь» Черной горы. – В сб.: древние культуры Южной Сибири и СевероВосточного Китая. – Новосибирск, 1994. – С. 9–40; Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие изображения плоскогорья Укок. – Новосибирск, 1999), а датировки все удревняются… В течение всех долгих лет, что я занимался проблематикой «открытых» святилищ, мне хотелось назвать книгу, посвященную этому предмету, «Магические места», естественно, с разъясняющим подзаголовком. Однако томик, который вы держите в руках, получился, скорее, предисловием к задуманному. Систематизацией археологического материала. Так что, считайте эту книгу «Магическими местами I». *** Выражаю свою искреннюю признательность и глубокую благодарность Виталию Епифановичу Ларичеву, открывшему для меня мир палеолитического человека; директору ИАиЭ СО РАН Анатолию Пантелеевичу Деревянко, высоко оценившему данную книгу и дававшему мне полную возможность для работы в стенах института; профессору Дени Вьялу, без доброго расположения которого данная работа вообще не могла состояться; бывшему научному советнику Посольства Франции в Москве г-ну Оливье Массена за возможность стажировки во Франции; хранителю залов доистории Музея национальных древностей в Сен-Жермен-ан-Лэ г-же Элен Марино; директору Музея Доистории в Лез Эйзи г-ну Жак-Жану Клейе-Мерлю; хранителю Залов доистории в Музее Аквитании в Бордо г-ну Алену Руссо за свободный доступ к запасникам и экспонатам в основной композиции; директору Музея абри Пато г-же Брижит Деллюк, исключительно благодаря которой мне удалось посетить окрестности «столицы доистории» Лез Эйзи; декану Филиппу Риго, позволившему мне выступить перед сотрудниками Лаборатории по изучению четвертичного периода в Университете Бордо.
Стр.10
226 Оглавление От автора ....................................................................................................... 7 Введение. .................................................................................................... 11 Г л а в а I . ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ «ОТКРЫТЫХ» СВЯТИЛИЩ ...... 25 1.1. Первый период, или «период открытий» ...................................... 27 1.2. А. Лямен-Амперер и «открытые святилища» .............................. 38 1.3. Второй этап, или «переучет ценностей» ....................................... 44 1.4. Проблемы изучения святилищ «открытого» типа Франции в отечественной историографии ........................... 54 Г л а в а II. ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ «ОТКРЫТЫЕ» СВЯТИЛИЩА ПОД СКАЛЬНЫМИ НАВЕСАМИ ..................................... 65 2.1. Лоссель ............................................................................................. 67 2.2. Рок-де-Сер ........................................................................................ 86 2.3. Фурно-дю-Дьябль.......................................................................... 114 2.4. Кап-Блан ......................................................................................... 123 Г л а в а I I I . СТРУКТУРА СВЯТИЛИЩ «ОТКРЫТОГО» ТИПА ... 133 3.1. Элементный состав ....................................................................... 135 3.2. Структура «открытых святилищ»................................................ 150 3.3. Эволюция структуры «открытых» святилищ ............................. 176 Заключение ............................................................................................... 194 Библиография ........................................................................................... 206 Список сокращений ............................................................................. 206 Литература на русском языке ............................................................. 206 Литература на иностранных языках ................................................... 209 Именной указатель ................................................................................... 217 Географический указатель ...................................................................... 219 Источники по фотографиям, опубликованных в книге ....................................................................................................... 313 Оглавление
Стр.226
Источники по фотографиям, … 227 НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ Остроменский Александр Петрович ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯТИЛИЩА ПОД СКАЛЬНЫМИ НАВЕСАМИ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ФРАНЦИИ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И ЭВОЛЮЦИИ Монография Редактор И.И. Кванская Выпускающий редактор И.П. Брованова Художественный редактор А.В. Ладыжская Корректор И.Е. Семенова Компьютерная верстка Л.А. Веселовская Подписано в печать 17.09.2009. Формат 60 90 1/16. Бумага офсетная Уч.-изд. л. 19,75. Печ. л. 19,75. Тираж 3000 экз. (1-й з-д – 1-100 экз.) Изд. № 16. Заказ № 1297. Издательство Новосибирского государственного технического университета 630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 Тел. (383) 346-31-87 Е-mail: office@publish.nstu.ru Отпечатано в типографии Новосибирского государственного технического университета 630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
Стр.227
228 Оглавление A.P. OSTROMENSKIJ TOMBES PALEOLITIQUES DANS DES ABRIS- SOUS- ROCHES DANS LE SUD- OUEST DE LA FRANCE HISTIORE DE L’ ETUDE, PROBLEMES DE LA STRUCTURE ET DE L’ EVOLUTION Monographie NOVOSSIBIRSK 2009
Стр.228
Источники по фотографиям, … BBC 63.442.12 (4 Фра)-427.2 О-788 Correction : A.P. Dérévanko, académicien de l’ Académie des Siences de la Russie,directeur de l’ Institut de l’ archéologie et de l’ étnographie de la Section Siberienne de l’ Académie des Siences de la Russie ; I.V. Oleinikov, Docteur ès siences historiques Ostromenskij A.P. О-788 Tombes paléolitiques dans des abris- sous- roches dans le SudOuest de la France (histiore de l’ étude, problèmes de la structure et de l’ évolution) : monographie / Ostromenskij A.P. – Novossibirsk : édition de NGTU, 2009. – P. 316. – (Série «Monographies de NGTU »). ISBN 978-5-7782-1200-8 Cette monographie décrit les tombes paléolitiques dans des abris- sousroches situées sur le térritoire de la France. C’ est le premiier ouvrage dans la littérature scientifique archéologique consacré а ce thème. Ce livre présente les problèmes de l’ étude des monuments paléolitiques, l’ analyse de la structure des tombes et le schéma de leur évolution. Cet ouvrage répond aux curiosités des archéologues, des historiens et des étudiants. Il va également intéresser des lecteurs qui ne sont pas indifférents aux problèmes de la société du temps paléolitique. 229 BBC 63.442.12(4 Фра 6)-427.2 ISBN 978-5-7782-1200-8 © Ostromenskij A.P.,2009 © L’ Université Téchnique de l`Etat de Novossibirsk, 2009
Стр.229
230 Tableau des contenus De l’ auteur.....................................................................................................7 Avant- propos...............................................................................................11 Chapitre I. Histoire de l’ étude des tombes « ouvertes »....................……..25 1.1. Première période ou « période des découvertes »............................27 1.2. A. Lament- Amperer et « tombes ouvertes »................................…38 1.3. Deuxième période, ou « réévaluation des avoirs »...........................44 1.4. Problèmes de l’ étude des tombes du type « ouvert » de la France dans l’ historiographie russe........................................54 Chapitre II. Tombes paléolitiques « ouvertes » dans des abris sous roches........................................................65 2.1. Laussel..............................................................................................67 2.2. Roche de Sèvre.................................................................................86 2.3. Fourneau du Dable..........................................................................114 2.4. Cap- Blanc......................................................................................123 Chapitre III. Structure des tombes du type « ouvert »..........…..................133 3.1. Disposition des éléments................................................................135 3.2. Structure des « tombes ouvertes »..................................................150 3.3. Evolution de la structure des « tombes ouvertes ».........................176 Conclusion..................................................................................................194 Bibliographie..............................................................................................206 Tableau des abréviations............................................................................206 Littérature en russe.....................................................................................206 Littérature en langues étrangères................................................................209 Répertoire géographique.............................................................................219 Liste de noms propres.................................................................................313 Оглавление
Стр.230