'£
На правах рукописи
СТЕПАНЯН Ирина Владимировна
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
13.00.08 - Теория и методика профессионального
образования
Авторефера т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Чесноков Николай Николаевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Менхин Юрий Владимирович
доктор педагогических наук, профессор
Чешихина Валентина Викторовна
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Защита диссертации состоится "Р& п u&t&Z-ePJ? 2005 г. в •/J-tftfkae. на
заседании диссертационного Совета К. 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: г. Москва,
Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан "06 " /саЯ^ДЛ^ 2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
' С64/&*~У'^'
И.В.Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В настоящее время в производственной и социальной
сфере трудится около 20 млн. человек со средним профессиональным образованием
— это почти 30% занятого населения России. Именно техникумы на разных
этапах истории нашей страны играли важную роль в становлении и развитии
инженерно-технического потенциала предприятий, в развитии производительных
сил общества. Велик потенциал системы среднего профессионального
образования и сегодня. Это 2700 колледжей, техникумов и училищ, из которых
более половины расположены в малых городах; это 2,5 млн. студентов и 180
тыс. преподавателей; это десятки миллионов граждан нашего общества — родители,
работодатели, социальные партнеры. Средняя профессиональная школа
<0 продолжает обеспечивать не только подготовку кадров, формируя массовый
Дч средний класс России, но и является важнейшим средством реализации моло°Х
дежной политики государства, обеспечения занятости молодежи и стабильноУ^-.
сти российского общества.
Актуальны в настоящий момент проблемы модернизации системы среднего
профессионального образования, такие как: установление факторов и
средств, способных оказать влияние на эффективное развитие среднего профессионального
образования; выявление тенденций развития этих факторов, их
сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений
развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов
в целом; разработка адаптирующих средств и методов, способствующих совершенствованию
качества учебного процесса в среднем специальном учебном
заведении (ССУЗ) (В.М. Зуев, 2002; Т.В. Гериш, П.И. Самойленко, 2003 и др.).
Подготовка специалистов в ССУЗах является отражением динамики изменения
общества. Студент в процессе обучения должен обладать способностью
к концентрации и переключению внимания, переработки значительных
объемов информации, уметь быстро и адекватно реагировать на изменения
Стр.3
4
различных ситуаций, иметь достаточную устойчивость к психоэмоциональным
стрессам, гипокинезии и неблагоприятным факторам окружающей среды. При
этом ускорение темпов жизни, уплотнение суточного режима, возрастание потока
информации, нерациональное питание, вредные привычки, пассивные
формы отдыха и другие факторы создают особую психоэмоциональную напряженность
у студентов (А.П. Колтановский, 1986; В.И. Лебедев, 1989). Усугубляет
положение снижение объема двигательной активности, что отрицательно
сказывается на состоянии физических и психических возможностей
студентов, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического
развития, неблагоприятно сказывается на их работоспособности (М.Я. Виленский,
Б.А. Минаев, 1975; В.П. Загрядский, 1982; В.И. Ильинич, 1987; А.В. Сахно,
1989). К тому же поступающие на первый курс студенты уже имеют различные
отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность
(А.Л. Мариченко, 1978; Г.С. Мокиенко, 1988; Н.М. Полковников, 1988;
В.Н. Крутько, 1994).
Одним из средств, способствующих эффективной адаптации студентов к
условиям учебной деятельности в ССУЗе, может являться физическая культура,
которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент
формирования общей культуры молодежи.
Вместе с тем, анализ практики физического воспитания в ССУЗах свидетельствует
о негативном отношении студентов к физическому воспитанию и
самовоспитанию. Ежегодно наблюдается снижение уровня физической подготовленности
и адаптивных возможностей, отклонения в физическом развитии
студентов, возрастает количество хронических заболеваний (В.И. Ильинич,
1995; Е.В. Быков, А.П. Исаев, 1998; В.И. Харитонов, 1998; М.Я. Виленский,
2000). Катастрофически падает интерес к занятиям физическими упражнениями
из-за устаревших методологических подходов. Средства физической культуры
не используются в повседневной жизнедеятельности студентов, в результате
чего снижается общая и профессиональная культура будущего специали
Стр.4
5
ста. Гиподинамия становится серьезным фактором риска для здоровья как неотвратимого
последствия образовательного процесса (О.М. Евдокимова, 1996;
О.Л. Трещева, 1997; В.В. Загранцев, В.И. Баландин, 1998; и др.).
Эффективная, профессиональная подготовка должна находиться в границах
психофункциональных возможностей человека, чтобы не вызывать патологические
состояния и болезни (В.Д. Тимаков, 1972; Б.К. Каражанов, 1986; Г.Г.
Аракелов, 1995; А.В. Родионов, 1995; П.В. Бундзен, О.М. Евдокимова, 1998;
Е.А. Батова, 2003). Поэтому будущему специалисту важно научиться управлять
своим психофункциональным состоянием, чтобы обеспечить успешность продвижения
в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Существующие противоречия между возможностями физкультурноспортивной
деятельности в формировании адаптивных способностей личности
студентов и их реальным использованием определило проблему исследования:
какова совокупность факторов и психолого-педагогических условий, обеспечивающих
эффективность адаптационных процессов студентов в процессе занятий
физической культурой в сочетании с профессионально-прикладными (оздоровительными)
технологиями.
От того, как построена технология этих занятий, зависит эффективность
учебно-профессионального труда студентов. Поэтому остро стоят вопросы развития
и внедрения таких технологий проведения учебных занятий, которые могут
заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую
направленность, способствуют их адаптации в условиях непрерывности
образования к влиянию различных факторов окружающей среды, наиболее эффективно
воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся.
Специальных
исследований по разработке системы эффективных технологий
физического воспитания в сочетании с профессионально-прикладными
(оздоровительными, адаптирующими) технологиями немного (В.К. Бальсевич,
1988; Д.Ф. Палецкий, 1999; Т.Г. Вялкина, 2002; И.А. Ковачева, 2002; B.C. Еж
Стр.5