Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организационно-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в средних специальных учебных заведениях. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСтепанян
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц24
ID205208
АннотацияВ работе раскрыты и научно обоснованы основные организационно-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в средних специальных учебных заведениях.
Степанян, И.В. Организационно-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в средних специальных учебных заведениях. : автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Степанян .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205208 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

'£ На правах рукописи СТЕПАНЯН Ирина Владимировна ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2005 Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. <...> Актуальны в настоящий момент проблемы модернизации системы сред него профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие среднего про фессионального образования; выявление тенденций развития этих факторов, их сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов в целом; разработка адаптирующих средств и методов, способствующих со вершенствованию качества учебного процесса в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ) (В.М. Зуев, 2002; Т.В. Гериш, П.И. Самойленко, 2003 и др.) <...> . Подготовка специалистов в ССУЗах является отражением динамики из менения общества. <...> Одним из средств, способствующих эффективной адаптации студентов к условиям учебной деятельности в ССУЗе, может являться физическая культура, которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. <...> Вместе с тем, анализ практики физического воспитания в ССУЗах свиде тельствует о негативном отношении студентов к физическому воспитанию и самовоспитанию. <...> Ежегодно наблюдается снижение уровня физической подго товленности и адаптивных возможностей, отклонения в физическом развитии студентов, возрастает количество хронических заболеваний (В.И. Ильинич, 1995; Е.В. Быков, А.П. Исаев, 1998; В.И. Харитонов, 1998; М.Я. Виленский, 2000). <...> ). Эффективная, профессиональная подготовка должна находиться <...>
Организационно-методические_аспекты_профессионально-прикладной_физической_подготовки_в_средних_специальных_учебных_заведениях..pdf
'£ На правах рукописи СТЕПАНЯН Ирина Владимировна ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Авторефера т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Чесноков Николай Николаевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Менхин Юрий Владимирович доктор педагогических наук, профессор Чешихина Валентина Викторовна Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита диссертации состоится "Р& п u&t&Z-ePJ? 2005 г. в •/J-tftfkae. на заседании диссертационного Совета К. 311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: г. Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан "06 " /саЯ^ДЛ^ 2005 г. Ученый секретарь диссертационного совета ' С64/&*~У'^' И.В.Чеботарева
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек со средним профессиональным образованием — это почти 30% занятого населения России. Именно техникумы на разных этапах истории нашей страны играли важную роль в становлении и развитии инженерно-технического потенциала предприятий, в развитии производительных сил общества. Велик потенциал системы среднего профессионального образования и сегодня. Это 2700 колледжей, техникумов и училищ, из которых более половины расположены в малых городах; это 2,5 млн. студентов и 180 тыс. преподавателей; это десятки миллионов граждан нашего общества — родители, работодатели, социальные партнеры. Средняя профессиональная школа <0 продолжает обеспечивать не только подготовку кадров, формируя массовый Дч средний класс России, но и является важнейшим средством реализации моло°Х дежной политики государства, обеспечения занятости молодежи и стабильноУ^-. сти российского общества. Актуальны в настоящий момент проблемы модернизации системы среднего профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие среднего профессионального образования; выявление тенденций развития этих факторов, их сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов в целом; разработка адаптирующих средств и методов, способствующих совершенствованию качества учебного процесса в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ) (В.М. Зуев, 2002; Т.В. Гериш, П.И. Самойленко, 2003 и др.). Подготовка специалистов в ССУЗах является отражением динамики изменения общества. Студент в процессе обучения должен обладать способностью к концентрации и переключению внимания, переработки значительных объемов информации, уметь быстро и адекватно реагировать на изменения
Стр.3
4 различных ситуаций, иметь достаточную устойчивость к психоэмоциональным стрессам, гипокинезии и неблагоприятным факторам окружающей среды. При этом ускорение темпов жизни, уплотнение суточного режима, возрастание потока информации, нерациональное питание, вредные привычки, пассивные формы отдыха и другие факторы создают особую психоэмоциональную напряженность у студентов (А.П. Колтановский, 1986; В.И. Лебедев, 1989). Усугубляет положение снижение объема двигательной активности, что отрицательно сказывается на состоянии физических и психических возможностей студентов, ведет к ухудшению здоровья и снижает показатели физического развития, неблагоприятно сказывается на их работоспособности (М.Я. Виленский, Б.А. Минаев, 1975; В.П. Загрядский, 1982; В.И. Ильинич, 1987; А.В. Сахно, 1989). К тому же поступающие на первый курс студенты уже имеют различные отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовленность (А.Л. Мариченко, 1978; Г.С. Мокиенко, 1988; Н.М. Полковников, 1988; В.Н. Крутько, 1994). Одним из средств, способствующих эффективной адаптации студентов к условиям учебной деятельности в ССУЗе, может являться физическая культура, которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Вместе с тем, анализ практики физического воспитания в ССУЗах свидетельствует о негативном отношении студентов к физическому воспитанию и самовоспитанию. Ежегодно наблюдается снижение уровня физической подготовленности и адаптивных возможностей, отклонения в физическом развитии студентов, возрастает количество хронических заболеваний (В.И. Ильинич, 1995; Е.В. Быков, А.П. Исаев, 1998; В.И. Харитонов, 1998; М.Я. Виленский, 2000). Катастрофически падает интерес к занятиям физическими упражнениями из-за устаревших методологических подходов. Средства физической культуры не используются в повседневной жизнедеятельности студентов, в результате чего снижается общая и профессиональная культура будущего специали
Стр.4
5 ста. Гиподинамия становится серьезным фактором риска для здоровья как неотвратимого последствия образовательного процесса (О.М. Евдокимова, 1996; О.Л. Трещева, 1997; В.В. Загранцев, В.И. Баландин, 1998; и др.). Эффективная, профессиональная подготовка должна находиться в границах психофункциональных возможностей человека, чтобы не вызывать патологические состояния и болезни (В.Д. Тимаков, 1972; Б.К. Каражанов, 1986; Г.Г. Аракелов, 1995; А.В. Родионов, 1995; П.В. Бундзен, О.М. Евдокимова, 1998; Е.А. Батова, 2003). Поэтому будущему специалисту важно научиться управлять своим психофункциональным состоянием, чтобы обеспечить успешность продвижения в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Существующие противоречия между возможностями физкультурноспортивной деятельности в формировании адаптивных способностей личности студентов и их реальным использованием определило проблему исследования: какова совокупность факторов и психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность адаптационных процессов студентов в процессе занятий физической культурой в сочетании с профессионально-прикладными (оздоровительными) технологиями. От того, как построена технология этих занятий, зависит эффективность учебно-профессионального труда студентов. Поэтому остро стоят вопросы развития и внедрения таких технологий проведения учебных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь студентов, носят оздоровительно-профилактическую направленность, способствуют их адаптации в условиях непрерывности образования к влиянию различных факторов окружающей среды, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся. Специальных исследований по разработке системы эффективных технологий физического воспитания в сочетании с профессионально-прикладными (оздоровительными, адаптирующими) технологиями немного (В.К. Бальсевич, 1988; Д.Ф. Палецкий, 1999; Т.Г. Вялкина, 2002; И.А. Ковачева, 2002; B.C. Еж
Стр.5