На правах рукописи
МИРЗОЕВА Елена Владимировна
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ)
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Краснодар, 2006
Работа выполнена в Кубанском государственном университете физической
культуры, спорта и туризма
Научные руководители:
11111111111111
Т000005136
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Курдюков Борис Федорович
кандидат физико-математических
профессор
Долгов Василий Александрович
наук,
доктор педагогических наук, профессор
Чернышенко Юрий Константинович
доктор педагогических наук, профессор
Доронин Анатолий Михайлович
Ведущая организация:
Волгоградская государственная
физической культуры
академия
ао
Защита диссертации состоится «23» июня 2006 года в
часов на
заседании диссертационного совета Д. <...> ).
Современный спорт характеризуется исключительно высокой напря
женностью соревновательной борьбы, возросшей плотностью спортивных
результатов, достижением тренировочных нагрузок предельных величин. <...> Тренировочный процесс спортсменов все в большей степени на
чинает приобретать характер научно-практического поиска, требуя научно
обоснованного подхода к организации и планированию процесса спортивной
подготовки, к использованию достижений науки и техники для получения
более обширной информации о спортсмене и его деятельности (В.А. Булкин, <...> Использование в современном спорте средств, методов регистрации и
обработки различных показателей помогает тренерам решить многие задачи
тренировочного процесса; имитационного моделирования, прогнозирования,
проектирования, биомеханического расчета, оценки спортивной техники, а
также оценки эффективности тренировочного процесса <...>
Профилизация_процесса_естественно-научной_подготовки_студентов_вузов_физической_культуры_(_на_примере_математики_).pdf
На правах рукописи
МИРЗОЕВА Елена Владимировна
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ)
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Краснодар, 2006
Стр.1
Работа выполнена в Кубанском государственном университете физической
культуры, спорта и туризма
Научные руководители:
11111111111111
Т000005136
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Курдюков Борис Федорович
кандидат физико-математических наук,
профессор
Долгов Василий Александрович
доктор педагогических наук, профессор
Чернышенко Юрий Константинович
доктор педагогических наук, профессор
Доронин Анатолий Михайлович
Ведущая организация:
Волгоградская государственная академия
физической культуры
заседании диссертационного совета Д.311.009.01 в Кубанском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 350015,
г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Защита диссертации состоится «23» июня 2006 года в /Р ао часов на
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан «dot»
JULCltJL2006
года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук, профессор /
л I
дг
М.М. Шестаков
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Современные жесткие условия рынка труда предъявляют
высокие требования к подготовке специалистов, в том числе в области
физической культуры и спорта, что нашло свое отражение в Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года (СМ, Ахметов,
В.К. Бальсевич, Л.С. Гребнев, Л.И. Лубышева, В.И. Маслов и др.).
Современный спорт характеризуется исключительно высокой напряженностью
соревновательной борьбы, возросшей плотностью спортивных
результатов, достижением тренировочных нагрузок предельных величин. Все
это свидетельствует о возрастании сложности в подготовке специалистов,
которым предстоит осуществлять подготовку высококвалифицированных
спортсменов. Современные требования к организации и управлению тренировочным
процессом определяют необходимость разработки новых подходов,
средств, методов и технологий в системе подготовки тренеров нового
поколения. Тренировочный процесс спортсменов все в большей степени начинает
приобретать характер научно-практического поиска, требуя научно
обоснованного подхода к организации и планированию процесса спортивной
подготовки, к использованию достижений науки и техники для получения
более обширной информации о спортсмене и его деятельности (В.А. Булкин,
Ю.В. Верхошанский, В.Н. Платонов, В.А. Запорожанов).
Использование в современном спорте средств, методов регистрации и
обработки различных показателей помогает тренерам решить многие задачи
тренировочного процесса; имитационного моделирования, прогнозирования,
проектирования, биомеханического расчета, оценки спортивной техники, а
также оценки эффективности тренировочного процесса. Решение этих задач
осуществляется чаще всего с помощью применения методов многомерного
математического анализа. В этой связи в последнее время к специалистам в
области физической культуры и спорта предъявляются особые требования,
особенно к их математической подготовленности (В.В. Иванов).
Стр.3
4
Преподавание курса «Математика» в вузах физической культуры является
основной формой математической подготовки и осуществляется в основном
с использованием объяснительно-иллюстративного и репродуктивного
методов обучения, что на данный момент оценивается специалистами как
недостаточный для достижения необходимого качества выпускаемых кадров,
Поэтому возникает необходимость профилизации системы преподавания
курса математики, включающей в себя все элементы обучения с ориентацией
на развитие профессионального творчества в процессе решения проблемных
задач, использование поисковых методов обучения, усиливающих познавательную
активность студентов на занятиях и, как следствие, повышающих их
уровень математической и отчасти профессиональной подготовки.
Существующее противоречие между потребностью в обновленной педагогической
системе математической подготовки студентов вузов физической
культуры и реально низкой эффективностью ее традиционно реализуемого
варианта обусловливает актуальность предпринятого исследования.
Объект исследования: процесс естественно-научной подготовки студентов
вузов физической культуры.
Предмет исследования: организация, содержание и методика математической
подготовки студентов вузов физической культуры.
Целью исследования является обоснование профилизации системы
математической подготовки студентов вузов физической культуры как неотъемлемой
части профессиональной деятельности современного спортивного
тренера-педагога.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что введение в содержание учебной
программы по математике дополнительных тем и рациональное перераспределение
часов в рамках существующего государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования, а также преобразование
методики в технологию обучения, позволят повысить уровень как математической,
так и в целом профессиональной подготовленности выпускаемых
специалистов по физической культуре и спорту.
Стр.4
5
Для достижения цели предусматривалось решение следующих задач:
1. Выявить практическую значимость математических знаний, умений
и навыков в профессиональной деятельности специалистов физической культуры
и спорта.
2. Определить степень соответствия математической подготовки студентов
вузов физической культуры требованиям, которые сформировывались
под влиянием развития современного спорта и обусловливают необходимость
математизации тренировочного процесса.
3. Разработать и обосновать структуру и содержание экспериментальной
программы математической подготовки студентов вузов физической
культуры в рамках существующего государственного образовательного стандарта
с учетом тенденций развития всей системы профессиональной подготовки
специалистов спорта.
4. Экспериментально оценить степень эффективности предложенных
инноваций по преобразованию системы математической подготовки в вузе
физической культуры.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней:
- определены значимость и место математической подготовки в профессиональной
деятельности специалистов физической культуры и спорта;
- научно доказана необходимость перераспределения учебного времени
по разделам дисциплины «Математика»;
- экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанного
варианта структурирования содержания учебной дисциплины «Математика»
в рамках ГОС по математической подготовке студентов вузов физической
культуры;
- дана экспериментальная оценка методическим приемам повышения
качества усвоения математических знаний, формированию умений и навыков;
-
научно обоснованы дополнения и конкретизация методических, организационных
положений и приемов преподавания дисциплины «Мате
Стр.5