Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие творчества и воображения у школьников 11-14 лет при игре в шашки. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКычкина
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц28
ID205168
АннотацияЦель исследования - разработать организационно-методической основы обучения игре в шашки, с соответствующим анализом и выявлением оптимальных условий для развития творчества и воображения школьников.
Кычкина, А.И. Развитие творчества и воображения у школьников 11-14 лет при игре в шашки. : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.И. Кычкина .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205168 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи КЫЧКИНА Ая Ильинична РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 11-14 ЛЕТ ПРИ ИГРЕ В ШАШКИ 13.00.04. <...> Значительные и во многом не использованные резервы для целенаправленного формирования творчества и воображения школьников содержатся в игре. <...> В результате предпринятого нами анализа самых разнообразных игровых форм мы пришли к выводу, что наиболее благоприятным сочетанием для развития воображения и творчества явдаюхсл-Интеллектуальнь^е игры, в которых требуется выполнение довольно сложной : умственной/' деятельности сопровождающееся 4 эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. <...> Тем не менее, осознание того факта, что интеллектуальные игры могут стать эффективным средством, способствующим развитию творческих способностей и воображения, привело к тому, что в последние годы в мировой практике обучения значительно возрос интерес к применению интеллектуальных игр в школе. <...> Интеллектуальные игры — шашки и шахматы являются одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. <...> Между тем, несмотря на указанную тенденцию роста популярности шашек, в настоящее время использованию отсутствуют шашек в научно обоснованные учебно-воспитательной работе. рекомендации Исходя из по этого, актуальность исследования связана с дальнейшим совершенствованием игрового метода обучения и разработкой психолого-педагогических основ применения шашечных игр. <...> Другой аспект актуальности исследования заключается в открывающейся возможности использования шашечных игр в качестве средства формирования творческих способностей и воображения школьников. <...> 5 Цель исследования заключается в разработке организационно-методической основы обучения игре в шашки, с соответствующим анализом и выявлением оптимальных условий для развития творчества и воображения школьников. <...> Объект исследования — процесс обучения игре в шашки учащихся среднего <...>
Развитие_творчества_и_воображения_у_школьников_11-14_лет_при_игре_в_шашки..pdf
На правах рукописи КЫЧКИНА Ая Ильинична РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 11-14 ЛЕТ ПРИ ИГРЕ В ШАШКИ 13.00.04.-Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва-2005
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре Педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор член-корреспондент РАО Неверкович Сергей Дмитриевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Топышев Олег Павлович кандидат психологических наук, профессор Тюков Анатолий Александрович Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится «/У» апреля 2005 г. в /3 часов на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Авторефера т разосла н iШЦНЦinЦ1Нntli 11Ш11Ш11Ш11111 П\11 \1\\11Н\\11\ ®~*г' Ученый секретарь д Т000004996 ЦОБ по ФКиС РГАФК , ж ^ич..« у Ъ**!^ ^ ^- Чеботарева
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Вопросы о развитии умственных способностей человека, его одаренности являются наиболее актуальными для педагогики и психологии. Значимой является проблема того, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом, педагогически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень, можно достичь качественного улучшения процессов мышления. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь, личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, П.П. Блонский, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий, Б.Л. Яворский. Опираясь на их С опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, ^^^ лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац, В.Н. Шацкой, продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принципы творческого развития детей и подростков. Психолого-педагогические модели разработаны и рядом западных психологов: А. Бине, Дж. Галлаир, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако, при построении наших исследований мы основывались на работах отечественных психологов В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, и др. Значительные и во многом не использованные резервы для целенаправленного формирования творчества и воображения школьников содержатся в игре. Игра в школьном возрасте, отмечал Л.С. Выготский, «не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». В результате предпринятого нами анализа самых разнообразных игровых форм мы пришли к выводу, что наиболее благоприятным сочетанием для развития воображения и творчества явдаюхсл-Интеллектуальнь^е игры, в которых требуется выполнение довольно сложной : умственной/' деятельности сопровождающееся
Стр.3
4 эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. В философской, педагогической и психологической литературе под интеллектуальными играми принято понимать особый вид игровой деятельности, связанный с совершенствованием и, зачастую, виртуозным совершенствованием отдельных качеств человеческого интеллекта (Е.И. Добрянская, В.М. Захаров, 1989; Н.В. Крогиус, Э.Б. Соколов, 1983; Д.Б. Эльконин, 1965). Однако в исследованиях не предпринимались попытки экспериментального изучения этого вопроса. Тем не менее, осознание того факта, что интеллектуальные игры могут стать эффективным средством, способствующим развитию творческих способностей и воображения, привело к тому, что в последние годы в мировой практике обучения значительно возрос интерес к применению интеллектуальных игр в школе. Среди них особое место занимают шашки и шахматы. Интеллектуальные игры — шашки и шахматы являются одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий. Эти игры вырабатывают объективность мышления, тренируют память, воспитывают настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формируют характер, зарождают в человеке творческое начало. Между тем, несмотря на указанную тенденцию роста популярности шашек, в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию шашек в учебно-воспитательной работе. Исходя из этого, актуальность исследования связана с дальнейшим совершенствованием игрового метода обучения и разработкой психолого-педагогических основ применения шашечных игр. Другой аспект актуальности исследования заключается в открывающейся возможности использования шашечных игр в качестве средства формирования творческих способностей и воображения школьников.
Стр.4
5 Цель исследования заключается в разработке организационно-методической основы обучения игре в шашки, с соответствующим анализом и выявлением оптимальных условий для развития творчества и воображения школьников. Объект исследования — процесс обучения игре в шашки учащихся среднего школьного возраста. Предмет исследования — способы развития творчества и воображения учащихся среднего школьного возраста при обучении игре в шашки. Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам выдвинуть следующую гипотезу исследования: мы предположили, что шашечная игра в процессе обучения станет эффективной формой развития творчества и воображения учащихся в том случае, если: - основываться на современных теориях обучения, разработанных с системно-структурных позиций; - игра в шашки организуется на практической деятелыгастной основе с использованием вариативных творческих задач; - осуществляется с использованием системы активных методов и приемов обучения, связанных с развитием творческого мышления. Для реализации выдвинутой гипотезы и цели необходимо было решить следующие задачи: - на основе изучения философской, психолого-педагогической литературы определить концептуальные, методологические подходы к исследованию проблемы влияния интеллектуальной игры в шашки на развитие творчества и воображения школьников; - выявить основные психолого-педагогические, методические требования к организации обучения игре в шашки; - реализовать в учебном и спортивном процессах организационнометодические рекомендации по целенаправленному развитию творчества и воображения у школьников при игре в шашки; - экспериментально установить наиболее целесообразные психологопедагогические условия, влияющие на процесс формирования творческих
Стр.5