На правах рукописи
КЫЧКИНА Ая Ильинична
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ВООБРАЖЕНИЯ
У ШКОЛЬНИКОВ 11-14 ЛЕТ ПРИ ИГРЕ В ШАШКИ
13.00.04.-Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной
и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре Педагогики Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
член-корреспондент РАО
Неверкович Сергей Дмитриевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Топышев Олег Павлович
кандидат психологических наук, профессор
Тюков Анатолий Александрович
Ведущая организация:
Московская государственная академия
физической культуры
Защита состоится «/У» апреля 2005 г. в /3
часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г.
Москва, Сиреневый бульвар, 4.
С диссертацией можно
ознакомиться
в библиотеке
Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Авторефера т разосла н iШЦНЦinЦ1Нntli 11Ш11Ш11Ш11111 П\11 \1\\11Н\\11\ ®~*г'
Ученый секретарь д
Т000004996
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
,
ж
^ич..« у Ъ**!^ ^ ^- Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Вопросы о развитии умственных способностей
человека, его одаренности являются наиболее актуальными для педагогики и
психологии. Значимой является проблема того, какое влияние на эти способности
оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом, педагогически
правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень, можно
достичь качественного улучшения процессов мышления.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем,
связанных с творческим развитием личности, в первую очередь, личности ребенка,
подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова,
П.П. Блонский, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий, Б.Л. Яворский. Опираясь на их
С опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей,
^^^ лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л.
Рошалем, Н.И. Сац, В.Н. Шацкой, продолжали и продолжают теоретически и
практически развивать принципы творческого развития детей и подростков.
Психолого-педагогические модели разработаны и рядом западных
психологов: А. Бине, Дж. Галлаир, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако,
при построении наших исследований мы основывались на работах отечественных
психологов В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова,
Д.Б. Эльконина, и др.
Значительные и во многом не использованные резервы для целенаправленного
формирования творчества и воображения школьников содержатся в игре. Игра в
школьном возрасте, отмечал Л.С. Выготский, «не умирает, а проникает в отношение
к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении
и труде».
В результате предпринятого нами анализа самых разнообразных игровых
форм мы пришли к выводу, что наиболее благоприятным сочетанием для развития
воображения и творчества явдаюхсл-Интеллектуальнь^е игры, в которых требуется
выполнение довольно сложной : умственной/' деятельности сопровождающееся
Стр.3
4
эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых
операций.
В философской, педагогической и психологической литературе под
интеллектуальными играми принято понимать особый вид игровой деятельности,
связанный с совершенствованием и, зачастую, виртуозным совершенствованием
отдельных качеств человеческого интеллекта (Е.И. Добрянская, В.М. Захаров, 1989;
Н.В. Крогиус, Э.Б. Соколов, 1983; Д.Б. Эльконин, 1965).
Однако в исследованиях не предпринимались попытки экспериментального
изучения этого вопроса. Тем не менее, осознание того факта, что интеллектуальные
игры могут стать эффективным средством, способствующим развитию творческих
способностей и воображения, привело к тому, что в последние годы в мировой
практике обучения значительно возрос интерес к применению интеллектуальных
игр в школе. Среди них особое место занимают шашки и шахматы.
Интеллектуальные игры — шашки и шахматы являются одним из наиболее
распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этим старинным,
подлинно народным играм, посвящают свой досуг миллионы людей различных
возрастов и профессий. Эти игры вырабатывают объективность мышления,
тренируют
память, воспитывают
настойчивость,
смекалку, трудолюбие,
целеустремленность, точный расчет, формируют характер, зарождают в человеке
творческое начало.
Между тем, несмотря на указанную тенденцию роста популярности шашек, в
настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации
по
использованию шашек в учебно-воспитательной работе. Исходя из этого,
актуальность исследования связана с дальнейшим совершенствованием игрового
метода обучения и разработкой психолого-педагогических основ применения
шашечных игр.
Другой аспект актуальности исследования заключается в открывающейся
возможности использования шашечных игр в качестве средства формирования
творческих способностей и воображения школьников.
Стр.4
5
Цель исследования заключается в разработке организационно-методической
основы обучения игре в шашки, с соответствующим анализом и выявлением
оптимальных условий для развития творчества и воображения школьников.
Объект исследования — процесс обучения игре в шашки учащихся среднего
школьного возраста.
Предмет исследования — способы развития творчества и воображения
учащихся среднего школьного возраста при обучении игре в шашки.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам выдвинуть
следующую гипотезу исследования: мы предположили, что шашечная игра в
процессе обучения станет эффективной формой развития творчества и воображения
учащихся в том случае, если:
- основываться на современных теориях обучения, разработанных с
системно-структурных позиций;
- игра в шашки организуется на практической деятелыгастной основе с
использованием вариативных творческих задач;
- осуществляется с использованием системы активных методов и приемов
обучения, связанных с развитием творческого мышления.
Для реализации выдвинутой гипотезы и цели необходимо было решить
следующие задачи:
- на основе изучения философской, психолого-педагогической литературы
определить концептуальные, методологические подходы к исследованию проблемы
влияния интеллектуальной игры в шашки на развитие творчества и воображения
школьников;
- выявить основные психолого-педагогические, методические требования к
организации обучения игре в шашки;
- реализовать в учебном и спортивном процессах организационнометодические
рекомендации по целенаправленному развитию творчества и
воображения у школьников при игре в шашки;
- экспериментально установить наиболее целесообразные психологопедагогические
условия, влияющие на процесс формирования творческих
Стр.5