На правах рукописи
ДЕМЧЕНКО Владимир Яковлевич
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ МАНЕВРИРОВАНИЯ В ТАКТИКОТЕХНИЧЕСКИХ
СТРУКТУРАХ В ТХЭКВОНДО
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
МОСКВА - 2007
Стр.1
Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
lllllllip
Т000005133
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ведущая организация
кандидат педагогических наук, доцент
Эпов Олег Георгиевич
доктор педагогических наук, профессор
Мовшович Алек Давидович,
ФГОУ ВПО «Российский государственный
университет физической культуры, спорта
и туризма»;
кандидат педагогических наук, профессор
Волостных Валерий Валентинович
ГОУ ВПО «Московский энергетический
институт» (Технический университет)
ФГУ «Всероссийский научно- исследовательский
институт физической культуры и
спорта»
Защита состоится « 23 » октября 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного
совета К.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма»: по адресу: 105122,
Москва Сиреневый бульвар д.4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ «Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма».
Автореферат разослан « 22 » сентября 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
/t&fo
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется необходимостью осуществления
научно-методического обеспечения процесса технико-тактического совершенствования
в тхэквондо. Одним из обязательных разделов процесса техникотактической
подготовки в спортивных единоборствах является овладение подготавливающими
действиями (И.И. Алиханов Ю.С. Шахмурадов 1985; С.Д. Бойченко,
Д.А. Тышлер, 1983; З.Чайковски 1982, 1984). Использование разнообразных
приемов маневрирования, и способов их совмещения в атакующих и контратакующих
тактико-технических структурах является характеристикой ведущих
единоборцев (Г.Д. Тышлер, 1981, 1986; А.В. Чудаков, О.Б. Малков, 2002; О.Г.
Эпов 2004).
В спортивных единоборствах проведены исследования по анализу техники
и тактики маневрирования. В таэквондо проведены исследования по вертикальному
(Ю.Б. Калашников, 1999) и прямолинейному маневрированию (Филиппов
Ю.Б. Калашников, О.Б. Малков, 2000), а в тхэквондо по боковому маневрированию
(О.Г. Эпов, 2000). Проведенные исследования позволили раздельно выявить
технику и тактику вертикального, прямолинейного и бокового маневрирования и
тем самым определили необходимость проведения исследования одновременного
и совмещенного проведения приемов маневрирования, свойственных высококвалифицированным
спортсменам. В тхэквондо навыки совмещения приемов маневрирования
формируются у спортсменов стихийно, и они применяют в схватке
сложное маневрирование интуитивно. Поэтому возникло противоречие в методике
тактико-технической подготовки, между тем, что с одной стороны тхэквондисты
осваивают и выполняют сложное маневрирование без осознания тактического
смысла его применения, а с другой стороны отсутствует необходимое содержание
и методика целенаправленного овладения механизмами достижения успеха
при совмещении приемов маневрирования. Поэтому возникла научная проблема
в исследовании и обосновании способов совмещения прямолинейного, вертикального
и бокового маневрирования в тактико-технических структурах в подготовке
тхэквондистов.
_„ ..— —""ГГ"-»- •:^.'"f У- '*\ ;\\
: у- « | ;". к . fV'J"' "• """' * '
\
Настоящая работа*) nettsHiie'ria рещен/но проблемы освоения и совершенствования
техники и тактики маневрй^ования-втхэквондо.
Стр.3
4
Объектом исследования является соревновательная подготовка тхэквондистов
высшей квалификации.
Предметом исследования является техника и тактика приемов маневрирования
в эффективных тактико-технических структурах и содержание совершенствования
их в учебно-тренировочном процессе.
Гипотеза исследования. Предполагается, что совмещение приемов прямолинейного,
вертикального и бокового маневрирования и свойственных им механизмов
достижения успеха позволит разработать содержание целенаправленного
их освоения в тактико-технических структурах и сформировать устойчивые
навыки их применения высококвалифицированными тхэквондистами, что в итоге
позволит повысить эффективность ведения соревновательного поединка.
Цель работы. Определить основные механизмы достижения успеха, используемые
в тхэквондо для эффективного применения основных маневров и
приемов совмещения прямолинейного, вертикального и бокового маневрирования
в тактико-технических структурах и на этой основе разработать содержание
обучения технике и тактике маневрирования.
Задачи исследования.
1. Определить тактическое значение применение приемов маневрирования
в спортивных единоборствах.
2. Выявить основные маневры в прямолинейном, вертикальном и боковом
маневрировании.
3. Определить способы совмещения основных приемов маневрирования в
тактико-технических структурах для освоения высококвалифицированными тхэквондистами.
4.
Определить эффективность освоения предлагаемого содержания обучения
технике и тактике маневрирования.
Методологической основой исследования является тактический анализ
поведения спортсменов в поединке, который успешно применялся в спортивных
единоборствах ДА. Тышлером (1986), О.Б. Малковым (1990, 1999), и педагогическое
проектирование, предложенное Малковым и В.Л. Дементьевым (2001), на
примере спортивной борьбы, позволяющее определять, разрабатывать характерные
приемы маневрирования в тхэквондо.
Стр.4
5
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников,
педагогические наблюдения, тактический видеоанализ поведения единоборцев в
соревновательных поединках, метод моделирования, педагогическое проектирование,
педагогический эксперимент, дисперсионный анализ.
Организация исследования. Исследования проводились в два этапа.
Первый этап продолжался с октября 2001 г. по июнь 2002 г. Вначале было проведено
предварительное исследование по определению актуальности исследования
совмещенного маневрирования для тхэквондо. Для этого: проводился тактический
видеоанализ соревновательных схваток тхэквондистов высшей квалификации,
педагогические наблюдения за учебно-тренировочным процессом подготовки
сборной команды г. Москвы, анализ и обобщение литературы по исследуемой
проблеме. Все это позволило выявить основное научное противоречие, сформулировать
гипотезу, цель и задачи исследования. Далее была определена теоретическая
позиция проведения исследования, разработана последовательность тактического
анализа поведения тхэквондистов в схватке и построения педагогического
эксперимента. Сформулировав основные положения, выбрав методы исследования
и подобрав необходимый объем видеозаписей Чемпионатов Европы и Мира,
был проведен экспертный тактический видеоанализ конфликтного поведения
тхэквондистов в схватках, определены основные механизмы достижения успеха в
прямолинейном, вертикальном и боковом маневрировании, что явилось основанием
разработки содержания эксперимента. Второй этап продолжался с сентября
2003 г. по май 2005 г. На этом этапе был проведен педагогический эксперимент
по проверке эффективности разработанного содержания обучения способам совмещенного
проведения маневров. Была проведена статистическая обработка полученных
данных, и завершено написание диссертационной работы.
Научная новизна:
впервые выявлены основные приемы прямолинейного, вертикального и бокового
маневрирования в тактико-технических структурах в тхэквондо;
впервые определена техника и тактика, и способы целенаправленного совмещения
основных приемов маневрирования в конфликтном взаимодействии
тхэквондистов;
Стр.5