Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Идейно-содержательная специфика "Слов" святителя Серапиона Владимирского. Статья (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц17
ID1201
АннотацияКак известно, монголо-татарское нашествие на русские земли в 1237-1242 гг. и его тяжкие, пагубные последствия, сильно затормозив нормальный ход развития русского общества, парализующе сказались (особенно в первые десятилетия) на всём его мироощущении. Однако вместе с тем новые стеснённые обстоятельства жизни пробудили самосознание отдельных русских людей к активной работе по осмыслению всего случившегося и того, что им ещё предстояло пережить.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Идейно-содержательная специфика "Слов" святителя Серапиона Владимирского. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 2009 .— 17 с. — стат .— URL: https://rucont.ru/efd/1201 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КИРИЛЛИН В.М., доктор филол наук, профессор ИДЕЙНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА «СЛОВ» СВЯТИТЕЛЯ СЕРАПИОНА ВЛАДИМИРСКОГО Как известно, монголо-татарское нашествие на русские земли в 12371242 гг. и его тяжкие, пагубные последствия, сильно затормозив нормальный ход развития русского общества, парализующе сказались (особенно в первые десятилетия) на всѐм его мироощущении. <...> Однако вместе с тем новые стеснѐнные обстоятельства жизни пробудили самосознание отдельных русских людей к активной работе по осмыслению всего случившегося и того, что им ещѐ предстояло пережить. <...> И одним из славнейших имѐн той эпохи, пронесѐнных для нас сквозь века русскими книжниками, является имя епископа Владимирского Серапиона1. <...> Летописи XV в. сохранили лишь два сообщения о нѐм. <...> Так, например, в «Московском летописном своде» под 1274 г. говорится, что «того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приведе с собою архимандрита печерьскаго Серапиона, и постави его епископом Володимерю, Суждалю и Новугороду Нижнему»2; а уже из статьи за 1275 г. следует, что в этом году он «преставися… положен же бысть в церкви святыа Богородица во Владимери»3. <...> Ныне святитель Серапион молитвенно вспоминается в сонме Владимирских святых 6 июля по н. ст. <...> Восточную Русь и архипастырского посвящения Серапион духовно окормлял братию Киево-Печерского монастыря, — по мнению исследователей, примерно четверть века начиная с 1249 г.4 Но насельником этой обители, он, по-видимому, стал много раньше. <...> Вероятно, в качестве новопосвящѐнного владимирского епископа Серапион участвовал в работе знаменитого церковного Собора 1274 г.5, которая была направлена на преодоление целого ряда недостатков в церковном обиходе и внецерковной жизни духовенства и мирян. <...> Результаты таковой, как известно, были зафиксированы «Правилом Кирилла, митрополита русского». <...> Согласно этому <...>
Идейно-содержательная_специфика_Слов_святителя_Серапиона_Владимирского._Статья.pdf
КИРИЛЛИН В.М., доктор филол наук, профессор ИДЕЙНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА «СЛОВ» СВЯТИТЕЛЯ СЕРАПИОНА ВЛАДИМИРСКОГО Как известно, монголо-татарское нашествие на русские земли в 12371242 гг. и его тяжкие, пагубные последствия, сильно затормозив нормальный ход развития русского общества, парализующе сказались (особенно в первые десятилетия) на всѐм его мироощущении. Однако вместе с тем новые стеснѐнные обстоятельства жизни пробудили самосознание отдельных русских людей к активной работе по осмыслению всего случившегося и того, что им ещѐ предстояло пережить. Прежде всего, речь идѐт о немногих, кто в то время, несмотря ни на что, продолжал нелѐгкий, но богоугодный труд «списателя», храня верность вере отцов, любовь к родине, боль от утрат и унижений. И одним из славнейших имѐн той эпохи, пронесѐнных для нас сквозь века русскими книжниками, является имя епископа Владимирского Серапиона1 . К сожалению, об этом церковном деятеле и замечательном мастере слова известно очень мало. Летописи XV в. сохранили лишь два сообщения о нѐм. Так, например, в «Московском летописном своде» под 1274 г. говорится, что «того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приведе с собою архимандрита печерьскаго Серапиона, и постави его епископом Володимерю, Суждалю и Новугороду Нижнему»2 ; а уже из статьи за 1275 г. следует, что в этом году он «преставися… положен же бысть в церкви святыа Богородица во Владимери»3 Владимир, 1962. 2 Здесь и далее древнерусский текст воспроизводится в упрощѐнном виде. 3 Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. М., 1949. С. 151. Уместно при этом напомнить замечательное свидетельство Владимирского архиепископа Сергия (Спасского). Указав, что воспоминание о Серапионе совершается 12 июля (по ст. ст.), он добавил: «Не канонизован, но очень чтится от жителей панехидами» [Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. II: Святой Восток. Часть первая. М., 1997. С. 211 (репринт. воспроизв. изд.: Владимир, 1901)]. Ныне святитель Серапион молитвенно вспоминается в сонме Владимирских святых 6 июля по н. ст. . Таким образом, до своего переезда в Северо1 Колобанов В. А. Общественно–литературная деятельность Серапиона Владимирского. Автореф. канд. дис.
Стр.1
Восточную Русь и архипастырского посвящения Серапион духовно окормлял братию Киево-Печерского монастыря, — по мнению исследователей, примерно четверть века начиная с 1249 г.4 Но насельником этой обители, он, по-видимому, стал много раньше. Вероятно, в качестве новопосвящѐнного владимирского епископа Серапион участвовал в работе знаменитого церковного Собора 1274 г.5 , которая была направлена на преодоление целого ряда недостатков в церковном обиходе и внецерковной жизни духовенства и мирян. Результаты таковой, как известно, были зафиксированы «Правилом Кирилла, митрополита русского». Согласно этому документу, отцы собора, заботясь о нравственном состоянии общества, вместе с тем констатировали небывало тяжкое положение Руси в условиях еѐ подвластности Золотой Орде. Нашествие монголо-татар они оценивали как наказание Божие за греховную жизнь всех чад русской Церкви и в связи с этим настоятельно обращались к священнослужителям с призывом не оставлять свою паству без учительного попечения6 . Надо думать, епископ Серапион очень серьѐзно воспринял решения собора (возможно, как их соавтор), ибо его немногие речи, приписываемые ему древнерусскими книжниками, прямо с ними перекликаются по тексту. По крайней мере, в продолжение своего недолгого архипастырского служения он преподал народу не одно назидание, да и в годы своего монастырского бытия, несомненно, обрѐл большой опыт учительства. Скорее всего, наделѐнный даром красноречия, Серапион за свою жизнь создал немало литературных произведений церковного назначения. Не без причины же летописец отметил его учѐность: «бе же учителен зело в божественом 4 Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. 2-е изд. Киев, 1831. С. 138. 5 Колобанов В. А. К вопросу об участии Серапиона Владимирского в соборных «деяниях» 1274 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. XVI. С. 442-445. 6 1274 г. Определения Владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла II // Памятники древнерусского канонического права. Часть первая (Памятники XI–XV в.) / РИБ. Т. 6. Изд. 2-е. СПб., 1908. Стб. 83/84-101/102; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. Третья: История Русской Церкви в период постепенного перехода еѐ к самостоятельности (1240–1589). Отдел первый. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Иона, или период монгольский (1240– 1448). М., 1995. С. 241-242; Голубинский Е. История Русской Церкви. Период первый, Московский. Т. II, от нашествия монголов до митрополита Макария включительно. Перв. полов. тома. М., 1900. С. 67-77.
Стр.2