П. М. Горев, В. В. Утёмов
Волшебные сны
Совёнка
Киров
2012
УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
Г68
2
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Н. В. Котряхов;
доктор педагогических наук В. П. Ларина;
доктор экономических наук, кандидат технических наук,
профессор А. Л. Носов;
доктор педагогических наук, кандидат технических наук,
профессор С. М. Окулов;
доктор филологических наук, профессор О. Ю. Поляков
Горев П. М., Утёмов В. В. <...> Оно в некотором роде является продолжением ранее изданных книг «Учимся вместе с Совёнком»
и «Путешествие в Страну творчества», в которых главный герой Совёнок путешествует по стране Диалектике. <...> Пособие оформлено в виде рабочей тетради, занятия снабжены комментариями
для взрослых, в которых раскрывается суть методов и приводятся контрольные решения. <...> Вместе мы начинаем творческий путь обучения детей уникальному курсу «Волшебные сны Совёнка: развиваем творческое воображение». <...> Совёнок вновь отправляется в сказочное путешествие,
знакомящее участников с приёмами и методами творческого
мышления и развивающее их воображение. <...> Более
двух тысяч будущих ученых, инженеров, экономистов,
управленцев, педагогов познакомились с необычным, объединили абсолютно разное, упростили самое сложное вместе с
Совёнком – своим другом из страны Диалектики. <...> Мы уверены, что талант
есть у каждого, поэтому предлагаем ключик к его развитию –
методологию творчества на основе ТРИЗ (теории решения
изобретательских задач), которая почти каждому может помочь стать активным новатором, изобретателем, научиться
креативно мыслить, а главное, развить сильное, хорошо организованное мышление. <...> Эдгар Аллан По,
американский писатель
5
Часть первая
Страна самых
полезных тропинок
6
Здравствуй, дорогой друг! <...> Мы направляемся в страну
творчества и познания. <...> Прежде чем
искать мышь в куче камней, раскидывая камень <...>
Волшебные_сны_Совёнка.pdf
П. М. Горев, В. В. Утёмов
Волшебные сны
Совёнка
Киров
2012
Стр.1
УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
Г68
2
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Н. В. Котряхов;
доктор педагогических наук В. П. Ларина;
доктор экономических наук, кандидат технических наук,
профессор А. Л. Носов;
доктор педагогических наук, кандидат технических наук,
профессор С. М. Окулов;
доктор филологических наук, профессор О. Ю. Поляков
Горев П. М., Утёмов В. В.
Г68 Волшебные сны Совёнка: учебно-методическое пособие. –
Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – 138 с., ил.
ISBN
Это пособие – третий авторский курс, направленный на развитие творческого
начала младших школьников – учащихся 1–6-х классов средней школы. Оно в некотором
роде является продолжением ранее изданных книг «Учимся вместе с Совёнком»
и «Путешествие в Страну творчества», в которых главный герой Совёнок путешествует
по стране Диалектике. Однако книга может быть использована и как отдельное
учебное пособие.
Пособие оформлено в виде рабочей тетради, занятия снабжены комментариями
для взрослых, в которых раскрывается суть методов и приводятся контрольные решения.
Книга является методическим и дидактическим материалом к образовательному
курсу «Развитие инновационного мышления учащихся», разработанному и проводимому
авторами для студентов, обучающихся по направлениям педагогического
образования. Учебное пособие также может быть интересно учащимся средней школы,
их учителям, воспитателям и родителям, студентам, а также всем тем, кто хочет
развить творческую составляющую своего мышления.
УДК 371.398
ББК 74.202.9 + 74.202.20
ISBN
© Вятский государственный гуманитарный
университет (ВятГГУ), 2012
© Горев П. М., Утёмов В. В., 2012
Стр.2
Предисловие
Дорогие коллеги: педагоги, родители, наставники! Вместе
мы начинаем творческий путь обучения детей уникальному
курсу «Волшебные сны Совёнка: развиваем творческое
воображение».
Совёнок вновь отправляется в сказочное путешествие,
знакомящее участников с приёмами и методами творческого
мышления и развивающее их воображение. Овладев ими, ребёнок
научится преодолевать проблемные ситуации в жизни,
а познавательная активность и творческое мышление позволят
успешнее справляться с учебным материалом в школе.
Курс предназначен для учеников 1–6-х классов, желающих
существенно улучшить свои интеллектуальные способности,
навыки мышления, творческий взгляд на вещи.
Это практический курс о правилах творчества, развитии воображения
и фантазировании. Курс состоит из шести обучающих
занятий; каждое занятие позволяет овладеть адаптированными
методами проявления творческого воображения.
Это уже третий авторский развивающий курс. Более
двух тысяч будущих ученых, инженеров, экономистов,
управленцев, педагогов познакомились с необычным, объединили
абсолютно разное, упростили самое сложное вместе с
Совёнком – своим другом из страны Диалектики.
Диалектика – это наука о том, как устроен наш мир. Но
наука наукой, а мы призваны помочь нашему маленькому исследователю
развить его талант. Мы уверены, что талант
есть у каждого, поэтому предлагаем ключик к его развитию –
методологию творчества на основе ТРИЗ (теории решения
изобретательских задач), которая почти каждому может помочь
стать активным новатором, изобретателем, научиться
креативно мыслить, а главное, развить сильное, хорошо организованное
мышление.
Образование в целом опирается на передачу знаний, зачастую
устаревающих ещё до того, как войти в учебные программы.
Да и как успеть за наукой? Этот парадокс возник недавно,
когда технологические и научные парадигмы стали
меняться в течение одного поколения. Поэтому, отвечая на
главный вопрос в образовании «Чему учить?», мы подготовили
задачи-ситуации, при решении которых используются специальные
методы и приёмы развития воображения и творческого
мышления. Все они разбиты на 6 групп-занятий. Ребёнок
осваивает их в формате путешествия с решением задачситуаций.
Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими
задачами, в том числе и такими, на которые пока
никто не знает ответа, также необходимо формирующемуся
уму, как витамины растущему организму. И такие задачи есть
в любой предметной и межпредметной области.
Находите и решайте проблемы, и наш мир станет лучше!
3
Стр.3