Поморский государственный
университет имени М.В.Ломоносова,
преподаватель кафедры иностранных языков
Языковые стереотипы как часть языковой картины мира
Понятие стереотипа в современной гуманитарной науке носит
междисциплинарный характер и является предметом анализа теории
коммуникации, этнологии, истории литературы и культуры, философии
языка. <...> В настоящее время выделяются различные виды стереотипов:
социальные,
этнические
(этнокультурные),
языковые,
ментальные,
стереотипы общения, возраста, гендерные стереотипы и др. <...> . Стереотип есть «эмоционально окрашенный и обладающий
высокой степенью устойчивости схематический стандартизированный
образ или представление о социальном объекте» [Калабанов, 1998:26]. <...> Стереотипы - элементы восприятия мира человеком, трансформируемые
любым последующим мыслительным актом сознания. <...> Общественная
значимость
явления
стереотипа
вытекает
из
основополагающей роли языка в формировании видения мира. <...> Каждое
словесное выражение по-своему окрашивает передаваемую информацию. <...> С точки зрения лингвистики, оперирующей понятием языкового
стереотипа, стереотипизация охватывает всю картину мира. <...> Стереотипами
считаются
установленные
конвенционально
семантические
и/или
формальные конструкции, формирующие культурно-языковой образ
объекта; таким образом, в рамках лингвистического подхода стереотип
может относиться к двум разным плоскостям языка – формальной
(фразеология, языковые клише, формульность, принципы сочетаемости в
пределах языковых конструкций и т.п.) или семантической (смысловые
коннотации языковых единиц, сопутствующие основному/первичному
значению). <...> Для лингвистического изучения стереотипа особо важными
представляются такие аспекты, как стереотип и его языковой знак,
стереотип и значение слова (стереотип и когнитивная семантика),
когнитивная структура стереотипа, способы концептуализации языковой
действительности. <...> Стереотип
понимается <...>
Статья_«Языковые_стереотипы_как_часть_языковой_картины_мира».pdf
Евсеева Л.Н.
Поморский государственный
университет имени М.В.Ломоносова,
преподаватель кафедры иностранных языков
Языковые стереотипы как часть языковой картины мира
Понятие стереотипа в современной гуманитарной науке носит
междисциплинарный характер и является предметом анализа теории
коммуникации, этнологии, истории литературы и культуры, философии
языка. В настоящее время выделяются различные виды стереотипов:
социальные, этнические (этнокультурные), языковые, ментальные,
стереотипы общения, возраста, гендерные стереотипы и др. [Крысин,
2005:450]. Стереотип есть «эмоционально окрашенный и обладающий
высокой степенью устойчивости схематический стандартизированный
образ или представление о социальном объекте» [Калабанов, 1998:26].
Стереотипы - элементы восприятия мира человеком, трансформируемые
любым последующим мыслительным актом сознания.
Общественная значимость явления стереотипа вытекает из
основополагающей роли языка в формировании видения мира. Каждое
словесное выражение по-своему окрашивает передаваемую информацию.
С точки зрения лингвистики, оперирующей понятием языкового
стереотипа, стереотипизация охватывает всю картину мира. Стереотипами
считаются установленные конвенционально семантические и/или
формальные конструкции, формирующие культурно-языковой образ
объекта; таким образом, в рамках лингвистического подхода стереотип
может относиться к двум разным плоскостям языка – формальной
(фразеология, языковые клише, формульность, принципы сочетаемости в
пределах языковых конструкций и т.п.) или семантической (смысловые
коннотации языковых единиц, сопутствующие основному/первичному
значению). Для лингвистического изучения стереотипа особо важными
Стр.1