Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общеобразовательная школа Урала в 1970-1980гг. (220,00 руб.)

2   0
Первый авторКораблева Галина Вениаминовна
Издательство[Б.и.]
Страниц198
ID202885
АннотацияВ учебном пособии анализируется история и опыт создания школ,их становление и развитие на Урале в 70-е и 80-е года прошлого столетия.
Кем рекомендованоредакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО ОГАУ
Кому рекомендованостудентам высшего профессионального образования
Кораблева, Г. В. Общеобразовательная школа Урала в 1970-1980гг. / Г. В. Кораблева .— : [Б.и.], 2008 .— 198 с. — URL: https://rucont.ru/efd/202885 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оренбургский государственный аграрный университет КОРАБЛЁВА ГАЛИНА ВЕНИАМИНОВНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УРАЛА в 1970-1980-е гг.: история, развитие, опыт. <...> Учебное пособие «Общеобразовательная школа Урала в 1970-1980-е гг.: история, развитие, опыт.» учебное пособие/ Г.В. Кораблева – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2008 ISBN 978-5-88838-483-1 Автор- доктор исторических наук, профессор ОГАУ Учебное пособие для студентов высших аграрных учебных заведений, обучающихся по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, даёт возможность ретроспективно проследить развитие общеобразовательной школы с точки зрения современного развития истории. <...> Укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных школ Глава III Организация кадрового обеспечения общеобразовательных школ Урала, материально-бытовое положение учителей <...> Материально-бытовое положение учителей Глава IV Обновление содержания образования в уральских школах в 1970-1980-е гг. <...> Введение отраслевой системы оплаты труда для учителей не является чем-то совершенно новым для отрасли, в исследуемый период эта система действовала в школе, но не удовлетворяла педагогов. <...> Обновление содержания образования в уральских школах происходило по тем же стандартам, как и в других российских общеобразовательных учреждениях. <...> В учебном пособии исследуются общероссийские и региональные условия функционирования общеобразовательной школы в Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской областях, Башкирской и Удмуртской автономных республиках, составлявших Уральский регион в 1970-1980-е гг. <...> Реализация партийно-государственных постановлений в 1970-I половине 1980-х гг. в области школьного образования Школьная политика - это действие властей, политических и образовательных, по изменению образовательной ситуации в стране. <...> Таким образом, школьная политика, учитывая объективные и субъективные факторы, определяет форму, задачи, содержание образования <...>
Общеобразовательная_школа_Урала_в_1970-1980гг..pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Общеобразовательная_школа_Урала_в_1970-1980гг..pdf
Оренбургский государственный аграрный университет КОРАБЛЁВА ГАЛИНА ВЕНИАМИНОВНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УРАЛА в 1970-1980-е гг.: история, развитие, опыт. Учебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших аграрных учебных заведений, обучающихся по специальностям и направлениям высшего профессионального образования. Оренбург-2008
Стр.1
Введение Глава I Государственная политика по развитию общеобразовательной школы в 1970-1980-е гг. 1. Реализация партийно-государственных постановлений в 1970-I половине 1980-х гг. в области школьного образования 2. Государственная политика реформирования общеобразовательной школы во II-ой половине 1980-х гг. Глава II Деятельность государственных органов и общественных организаций Урала по созданию условий для обучения детей в 1970-1980-е гг. 1. Развитие школьной сети, выполнение закона о всеобуче 2. Вопросы финансирования школьного образования 3. Укрепление учебно-материальной базы общеобразовательных школ Глава III Организация кадрового обеспечения общеобразовательных школ Урала, материально-бытовое положение учителей 1. Состояние профессионально-педагогического образования в 1970-1980-е гг. 2. Качественные изменения образовательного уровня учительства Урала 3. Повышение квалификации учительских кадров. 4. Материально-бытовое положение учителей Глава IV Обновление содержания образования в уральских школах в 1970-1980-е гг. 1. Изменение содержания школьного образования 2. Состояние и совершенствование образования в национальных школах Заключение Приложения Примечания 3
Стр.3
ГЛАВА I ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 1970-1980-Е ГГ. 1. Реализация партийно-государственных постановлений в 1970-I половине 1980-х гг. в области школьного образования Школьная политика - это действие властей, политических и образовательных, по изменению образовательной ситуации в стране. Являясь исторически детерминированной, она отвечает на потребности общества, будучи связана необходимостью развития научно-технической революции, устранением противоречий между возросшей ролью образования и соответствием системы образования её новым задачам. Кроме этих объективных условий реализации школьной политики действуют субъективные обстоятельства, в частности, такие, как партийные, классовые интересы и т.д. Таким образом, школьная политика, учитывая объективные и субъективные факторы, определяет форму, задачи, содержание образования. В советском обществе в школьной политике приоритеты были отданы субъективным факторам, что позволило утвердиться идеологическим установкам, а с усилением монопольного положения КПСС, партией разрабатывались образовательные концепции. Важнейшими принципами государственной школьной политики выступали партийность, народность, централизованное управление образованием, а школа, прежде всего, рассматривалась как идеологическое учреждение. Основные положения школьной политики складывались из директив партии и нормативных документов правительства. В 1970-1980-е гг. был принят ряд совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвящённых отдельным звеньям системы народного образования, в т.ч. общеобразовательной школе. Документы органов государственной власти рассматривались на региональном уровне и в соответствии с ними принимались решения, отвечающие партийно-правительственным задачам, потребностям времени, социально-экономическому развитию территории. Каждый из партийно-государственных документов ставил перед обществом определённые задачи по развитию школьного образования в стране. Отступления, просчёты рассматривались как результат действия субъективных обстоятельств: слабая проверка со стороны местных органов управления, недостаточная ответственность со стороны низовых органов и т.д. Отсюда преобладание в официальных документах директивных установок, назидательности, принудительного характера проведения очередных мероприятий. Часть материалов носит предвзятый, необъективный характер, подчёркивается лишь положительная информация, а отрицательная ретушируется, а зачастую и вообще замалчивается. Также отсутствует глубокий анализ промахов, недочётов, их заменяет формальная информация о выполнении решений. 6
Стр.6
Директивы XXIII съезда партии предусматривали к 1970г. завершение (в основном) всеобщего среднего образования молодёжи. Совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР “О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы” (10.11.1966г.) наметило конкретные мероприятия в этом направлении: “Считать важнейшей задачей партийных и советских органов в области просвещения осуществление в основном к 1970 году в стране всеобщего среднего образования для подрастающего поколения”1. С этой целью была расширена сеть средних общеобразовательных школ, началась работа по совершенствованию содержания образования для приведения его в соответствие с потребностями общества, научнотехнического прогресса. В Уральском регионе реализация данного постановления нашла отражение в работе партийных и советских органов. В Свердловской области на основе постановления ЦК КПСС и Совмина СССР “О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы” было принято постановление ОК КПСС и облисполкома совета депутатов трудящихся №20 от 8.01.1970г. “О мерах улучшения работы общеобразовательной школы в сельской местности”. Подобные документы были приняты и в других областях Урала2. Оренбургский областной Совет депутатов трудящихся разработал и утвердил мероприятия по укреплению материальной базы и улучшению учебно-воспитательной работы сельских общеобразовательных школ по области на 1969-71 гг. в целях успешного выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы”3. VIII сессия Верховного Совета БАССР (28.11.1970 г.) была посвящена выполнению постановления Верховного Совета БАССР “О состоянии и мерах улучшения работы общеобразовательных школ в республике”. Перед Совмином республики, Министерством просвещения, исполкомами Советов различных уровней, их отделов народного образования была поставлена задача по созданию необходимых условий для осуществления всеобщего среднего образования и предложена программа по её выполнению4. В течение восьмой пятилетки в Российской Федерации не удалось решить полностью задачу перехода ко всеобщему среднему образованию. В 1970-71 уч.г. только 38,1 % по РСФСР, 32% на Урале, поступивших в своё время в 1-й класс, закончили среднюю школу, а по всем каналам среднее образование продолжали получать по РСФСР- 77,2%, на Урале –69,3%5. В итогах выполнения восьмого пятилетнего народнохозяйственного плана было отмечено: ”Большая работа проведена в области народного образования”. Для показа успехов был использован сравнительный анализ образовательного уровня городского работающего населения современного и предвоенного периода6. На наш взгляд, это некорректное сравнение, позволившее оставить в стороне причины невыполнения заданий по введению всеобщего среднего образования. Такое положение было вызвано рядом причин: сеть средних 7
Стр.7
школ и ПТУ не отвечала потребностям развития образования, определённые недочёты были в работе восьмилетних школ, приводившие к второгодничеству и отсеву учащихся до окончания восьмого класса, недостаточная укомплектованность школ квалифицированными кадрами, несовершенство учебно-материальной базы и т.д. XXIV съезд партии принял решение о завершении в девятой пятилетке (1971-1975 гг.) всеобщего среднего образования и поставил основные задачи: привести систему народного образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры, научно-технического прогресса; обеспечить переход к всеобщему среднему образованию молодёжи, принять меры к дальнейшему укреплению материальной базы общеобразовательной школы, поднять качество обучения учащихся, готовить их к общественнополезному труду7. Партия разрабатывала концепцию в области образования, исходя из задач строительства социализма, своего положения в советском обществе и мире. Планируя завершение всеобщего среднего образования в девятой пятилетке, в Директивах XXIV съезда КПСС было отмечено: “Решение этой задачи имеет огромное политическое и социальное значение”8. Политическое значение введения всеобщего среднего образования стояло на первом месте, т.к. советское государство не должно было отставать от мировых прогрессивных тенденций в области образования. Экономические реформы 1960-х гг. оказались свёрнутыми, отпала необходимость в высокообразованных специалистах. В это время появилась проблема, связанная с ростом выпусков из средней общеобразовательной школы и небольшим количеством наборов в вузы, поэтому необходимо было готовить молодёжь, оканчивающую среднюю школу, к труду в промышленности и сельскохозяйственном производстве. В связи с этим учреждениям народного образования, общественным организациям была поставлена задача усиления работы по профориентации учащихся на массовые профессии народного хозяйства, как было отмечено в партийном документе: “развивать и совершенствовать общеобразовательную школу как трудовую и политехническую, являющуюся основной формой получения молодёжью общего среднего образования”9. Партийные, советские органы Урала, выполняя решения XXIV съезда КПСС, постановление о школе, обратили внимание на создание условий для осуществления всеобщего среднего образования. Были разработаны соответствующие документы регионального характера на совместных заседаниях ОК КПСС, облисполкомов Советов депутатов, Советов Министров автономных республик. План мероприятий Министерства просвещения Башкирской АССР по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР “О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы в РСФСР” предусматривал обеспечение дальнейшей активизации деятельности всех звеньев системы просвещения по безусловному выполнению решений съезда КПСС, ре8
Стр.8
комендовал провести сессии городских, районных Советов депутатов, совещания руководителей хозяйственных, общественных организаций с обсуждением конкретных мер, связанных с выполнением документов, принятых Верховным Советом РСФСР10. Сессия Стерлитамакского райсовета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 27.09.1973 г. “О состоянии и мерах улучшения народного образования в районе в свете постановления ЦК КПСС и Совмина СССР “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы” приняла решение: отделам народного образования, руководителям школ добиваться преподавания всех предметов на высоком научно-техническом, идейнометодическом уровне; обязать райисполком Совета, его роно, представителей сельских Советов, директоров школ добиваться полного выполнения закона о всеобуче; повысить ответственность родителей, классных руководителей за регулярное посещение детьми учебных заведений; обязать руководителей отделов народного образования школ, директоров совхозов улучшить трудовое воспитание; обратить внимание на интернационально-патриотическое воспитание и др. Бюро Башкирского ОК КПСС (7.08.1973г.) конкретно рассмотрело выполнение данного постановления в Буздякском районе. РК КПСС и райисполкомом Советов депутатов Сессия Орджоникидзевского райсовета Уфы (1973г.) была посвящена выполнению постановления11. Пленум Пермского ОК КПСС (29.05.1973г.) обсудил вопрос “О работе партийных организаций области по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы и учебных заведений, ПТУ”12. Сессия Оренбургского облисполкома по вопросу “О состоянии и мерах улучшения работы по переходу на всеобщее среднее образование молодёжи области” приняла соответствующую программу по выполнению государственного документа. Были разработаны мероприятия по укреплению материальной базы и улучшению учебновоспитательной работы сельских общеобразовательных школ Оренбургской области13. Подобные программы принимались и в других территориях региона. В соответствии с директивами съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы” (20.06.1972г.), в котором указывалось на существенные недостатки в народном образовании, в частности: “Продолжает иметь место значительный отсев учащихся из дневной и особенно вечерней школы, не уменьшается число второгодников. В учебно-воспитательный процесс недостаточно внедряются новые, активные методы и технические средства обучения” и т.д.14. Главное внимание было обращено на учебно-воспитательную работу, в стороне остались недостатки по развитию сети общеобразовательных школ, укрепление их материально-технической базы. Политический, а не просвещенческий приоритет реализации образова9
Стр.9
тельных задач усиливал командный нажим при выполнении решений партии. Задания, не подкреплённые достаточными финансовыми средствами, определялись командными методами управления. Партийное руководство в системе народного образования строилось не на политических, а на административных методах работы, на внеэкономическом принуждении при разрешении вопросов развития материально-технической базы общеобразовательных школ. В постановлении отмечалось: ”Поддерживать инициативное строительство зданий школ и пришкольных интернатов предприятиями, передовыми совхозами и колхозами”15. Постановление определило меры по улучшению подготовки учителей, оснащению школ необходимыми учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, привлечению общественности, родителей к воспитанию детей и молодёжи. Задача обязательного всеобщего среднего образования требовала изменения содержания образования, что нашло отражение в постановлении: “Завершить к 1975г. введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам”; подготовить и издать стабильные учебники, учебно-методические пособия; обращалось внимание на работу национальных школ, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов; предлагалось принять меры по обновлению методов преподавания, совершенствования учебно-воспитательной работы16. Школа в данный период была ориентирована на единообразие, т.к. предлагалось ввести единые планы. Унификация содержания образования нарушалась, к сожалению, незначительно, тем, что для национальных школ и школ с углубленным изучением отдельных предметов вводились соответствующие учебные планы. Создание агропромышленных комплексов, индустриализация сельскохозяйственного производства и другие аспекты его развития предъявляли повышенные требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке работников сельского хозяйства, а соответственно и к качеству обучения в сельской общеобразовательной школе. В Уральском регионе, как и в целом по стране, сельские школы составляли абсолютное большинство. Трудности в получении образования создавались из-за отсутствия средних школ в большинстве населённых пунктов вследствие чего сельским детям приходилось добираться за много километров до школы или проживать в пришкольных интернатах. Сельская школа по уровню учебновоспитательной работы, качеству знаний учащихся отставала от городской, испытывала потребность в квалифицированных кадрах, новых школьных зданиях, пришкольных интернатах. Об этом говорят некоторые цифры. В 1972-73 уч.г. на Урале сельские средние школы составляли лишь 14%, в 1973-74 уч.г. - 17,2% 17. Это свидетельствовало о неравных условиях получения образования сельскими и городскими жителями. Необходимо было обеспечить своевременное получение всеми подростками среднего образования. Для этого требовалось дальнейшее развитие сети средних общеобразователь10
Стр.10