Темная сторона силы, или Субъективность в эпистемологии
Севостьянов Д.А. <...> К вопросу о философии движения: иерархия и инверсия
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Белякин Н.В., Черепанов Е.М. <...> Об основных критериях убедительности доказательства
Витяев Е.Е., Резников В.М. <...> Проблема статистической независимости и принцип
максимальной энтропии
Рыженко Л.И. <...> Подход к смысловой организации информационных баз данных
Попова С.С. <...> Воплощение когнитивной иллюзии: теория суперобъединения в физике
Симанов А.Л., Сторожук А.Ю. <...> Фундаментальные задачи геологии в свете общефилософских
проблем единства мира
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Яакко Хинтика в Библиотеке ныне здравствующих философов: Диалог
___________________
№3 (46)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2010
Общие вопросы истории и философии науки
Эту статью, всю работу, предшествующую ее созданию, и последующее развитие с любовью вечной
посвящаю светлой памяти моей
мамы Нины Андреевны СавельевойНовоселовой
ТЕМНАЯ СТОРОНА СИЛЫ, ИЛИ СУБЪЕКТИВНОСТЬ
В ЭПИСТЕМОЛОГИИ* <...> В результате этого в философии возникают и вызывают большой резонанс экзистенциальное и феноменологическое направления
Темная стороны силы, или Субъективность в эпистемологии
5
явно субъективистского содержания, усиливающие обращение к
субъекту, утверждающие необходимость онтологического поворота
к его сознанию. <...> «Удивительно, – пишет Л.А. Микешина, – но человек столь уверен в своих возможностях познания (и не
Темная стороны силы, или Субъективность в эпистемологии
7
только поэтому. <...> Эти свойства субъекта, как раз и относятся к той темной
стороне субъективности, на освобождение от чего и была, в том
числе, направлена программа Декарта. <...> Сейчас же за «выхолащивание» принимают
сведение к минимуму той части субъективного, которая как раз и
Темная стороны силы, или Субъективность в эпистемологии
9
вносит «идолы предрассудков»: кривую логику, т.е. обман, зависть,
подкуп и т.д. – чисто человеческое зло. <...> Рациональным продолжает управлять темное <...>
Философия_науки_№3_2010.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
_____________________
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Савельев А.В. Темная сторона силы, или Субъективность в эпистемологии
Севостьянов Д.А. К вопросу о философии движения: иерархия и инверсия
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Белякин Н.В., Черепанов Е.М. Об основных критериях убедительности доказательства
Витяев Е.Е., Резников В.М. Проблема статистической независимости и принцип
максимальной энтропии
Рыженко Л.И. Подход к смысловой организации информационных баз данных
Попова С.С. Эмпирические опосредующие структуры
Владленова И.В. Воплощение когнитивной иллюзии: теория суперобъединения в физике
Симанов А.Л., Сторожук А.Ю. Общая теория относительности: история и современные
проблемы. Ч. II
Параев В.В., Еганов Э.А. Фундаментальные задачи геологии в свете общефилософских
проблем единства мира
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Яакко Хинтика в Библиотеке ныне здравствующих философов: Диалог
___________________
Стр.1
№3 (46)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2010
Общие вопросы истории и философии науки
Эту статью, всю работу, предшествующую
ее созданию, и последующее
развитие с любовью вечной
посвящаю светлой памяти моей
мамы Нины Андреевны СавельевойНовоселовой
ТЕМНАЯ
СТОРОНА СИЛЫ, ИЛИ СУБЪЕКТИВНОСТЬ
В ЭПИСТЕМОЛОГИИ*
А.В. Савельев
Проанализировано распространение постмодернистских эпистемологических
установок в основаниях философии науки. В частности, рассмотрено принципиальное
отличие ранней герменевтики Ф. Шлейермахера и В. Дильтея от герменевтики
Х.-Г. Гадамера и М. Хайдеггера. На примере философских взглядов Г.Г. Шпета,
Л.С. Франка, Л.И. Шестова, М. Бубера, а также современных авторов относительно
субъективности, сознания и самосознания показано влияние гуманитаризации знания
на прогресс цивилизации и развитие научного познания мира. Сделаны выводы о
причинах видимых неудач научной рациональности как парадигмальной основы,
показаны отрицательные последствия ее применения и пути их преодоления. Проанализированы
связи постмодернистских установок с индивидуальной свободой личности.
Ключевые
слова: эпистемология, рациональность, парадигма, субъективность,
гуманитаризация
Будь верен тому, с чем согласен.
Л.А. Сенека
Глаза наши встретились, и я понял,
что он понимает меня и то, что я по*
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, гранты № 07-06-11003, 0806-11002.
г
Савельев А.В., 2010
Стр.2
4
А.В.Савельев
нимаю, что он понимает меня.
Л.Н. Толстой
Мы познаем в той мере, в какой любим.
Августин
Степень
дискредитации любого дела
обратно пропорциональна его
значимости.
Мэрфи
Традиционно считается, что тенденции обращения к человеку,
отчетливо проявившиеся в философии ХХ в. и выразившиеся в экзистенциализме,
философии жизни, феноменологии, философской
антропологии и вообще в попытках гуманизации и гуманитаризации
философии, связаны с разочарованием в прогрессе технологической
цивилизации. К источникам такой разочарованности можно отнести,
во-первых, нерешенность множества задач, которые поставила
перед собой технологическая цивилизация. Это и великий кризис
математики, начавшийся в первые годы ХХ в., повлекший ее раздробление
на множество относительно равномощных направлений
и невозможность объединения их на едином фундаменте [1]. Позднее
то же произошло (и продолжает происходить сейчас) с физикой
[2]. Это также довольно скромные результаты в исследованиях
сущности жизни, живого, разума и сознания, по крайней мере по
сравнению с приоткрывшимися, как показалось, горизонтами человеческого
познания [3]. Во-вторых, такое разочарование возникает
из-за комплекса отрицательных последствий, вызванных цивилизационными
достижениями, развитием техники и технологий [4]. И
это не только экологический кризис, но также милитаризация и изобретение
все более изощренных средств самоуничтожения. И наконец,
в-третьих, источником разочарованности в современных парадигмах
развития социума можно считать духовно-душевно-психический
и моральный кризис самого человека, его психики и социальности
[5], явно связанный с укреплением цивилизации, что особенно
ярко выражается в экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю,
К. Ясперс, П. Пишо, Е. Миньковский).
В результате этого в философии возникают и вызывают большой
резонанс экзистенциальное и феноменологическое направления
Стр.3