Содержание
Общие проблемы философии науки
Разумов В.И., Сизиков В.П. <...> Категориальный аппарат в современном
естествознании
Кузнецов В.И. <...> К типологии методологических исследований науки
PDF
PDF
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Хон Г. Ошибка обретает (исторический) смысл: ошибка как указание в
исследованиях Кеплера и Галилея
Целищев В.В. <...> Нормативный характер дедуктивных теорий и значение
математических терминов
Резников В.М. <...> Проблема референтного класса и условные вероятности
Трапезов О.В. <...> Имеющиеся факты сделали Дарвина эволюционистом, или…
Творец подбирал факты эволюции? <...> Карл Юнг: мадам Блаватская от психотерапии
PDF
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
70-летний юбилей академика Владимира Константиновича Шумного
(И.К.Захаров, И.И.Кикнадзе)
Виктору Васильевичу Корухову – 50 лет
PDF
PDF
№ 1 (20)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2004
Общие проблемы философии науки
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ <...> Г. Галилей
Введение
Относительно вопроса о связях философской методологии с реальными научными исследованиями сложилось два противоположных подхода. <...> По отношению к категориям в современной науке сформировалось
несколько подходов:
· категории суть наиболее общие понятия, как правило, не поддающиеся определению в рамках одной теории, а часто и в целом научном
направлении, дисциплине;
· категории служат составными элементами категориальных схем
(КС), определяющих процедуры мышления. <...> Каждая из категорий за счет
возможностей дешифровки сама есть носитель процедурного момента,
тогда как КС выступает рабочей программой;
· категории используются в задачах систематизации знания и познавательного процесса, где они играют роль обозначений для рубрик;
· категории – это метаязыковые образования, к которым относят дефиниции классов понятий;
· категории суть особые когнитивные единицы, обеспечивающие
процессы переноса знаний (knowledge transfer) в многодисциплинарных
исследованиях (МИ);
· категории фиксируют классы знания, этапы и факторы <...>
Философия_науки_№1_2004.pdf
С о д е р ж а н и е
Общие проблемы философии науки
Разумов В.И., Сизиков В.П. Категориальный аппарат в современном
естествознании
Кузнецов В.И. К типологии методологических исследований науки
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Хон Г. Ошибка обретает (исторический) смысл: ошибка как указание в
исследованиях Кеплера и Галилея
Целищев В.В. Нормативный характер дедуктивных теорий и значение
математических терминов
Резников В.М. Проблема референтного класса и условные вероятности
Трапезов О.В. Имеющиеся факты сделали Дарвина эволюционистом, или…
Творец подбирал факты эволюции?
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Дэниелз Э. Карл Юнг: мадам Блаватская от психотерапии
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
70-летний юбилей академика Владимира Константиновича Шумного
(И.К.Захаров, И.И.Кикнадзе)
Виктору Васильевичу Корухову – 50 лет
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
PDF
Стр.1
№ 1 (20)
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2004
Общие проблемы философии науки
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
В.И. Разумов, В.П. Сизиков
Философия записана в грандиозной
книге, постоянно раскрытой перед нашими
глазами (я разумею Вселенную), но которую
нельзя понять, не выучив прежде ее
языка и букв, какими она написана. Язык
этой книги – математика, а буквы – треугольники,
окружности и прочие геометрические
фигуры.
Г. Галилей
Введение
Относительно вопроса о связях философской методологии с реальными
научными исследованиями сложилось два противоположных подхода.
Один из них состоит в том, что философские исследования науки
представляют интерес для самой философии и только весьма в ограниченных
пределах могут интересовать ученых. Другой подход, напротив,
предполагает, что философия, как и в период античности, а также в Новое
время, и сегодня способна позитивно влиять на развитие науки, включая
естествознание. Следует отметить, что большое количество публикаций,
посвященных философии науки, – это скорее переосмысление уже
полученных в науке результатов, их перевод на философский, а иногда
© Разумов В.И., Сизиков В.П., 2004
Стр.2
4
В.И. Разумов, В.П. Сизиков
и на общенаучный язык. Здесь имеет место феномен перехода ученого,
занимавшегося некоторой специальной тематикой, например теорией
детерминированного хаоса, в область философии [1]. Существенно более
редко встречаются исследования, в которых выявляются новые и перспективные
направления в развитии науки, как это сделано, к примеру,
в работе В.В.Корухова [2].
Предположим, что ценность философии и методологии науки для
естествознания определяется тем, способны ли они предложить не просто
новые идеи, а инструментальные средства, не освоенные пока научной
традицией. А.Шуман предпринял интересное исследование, выявляя
логические основы для важнейших философских направлений [3].
Это исследование позволяет сделать вывод, что на протяжении периода
от Аристотеля до начала XXI в. философия существенно утрачивает
интерес к выявлению новых инструментов мышления. Избежать
этого недостатка возможно, если обратиться к категориальному аппарату,
развитие которого на основе синтеза философии, математики,
физики позволит значительно активизировать творческие контакты
естествоиспытателей и философов.
По отношению к категориям в современной науке сформировалось
несколько подходов:
· категории суть наиболее общие понятия, как правило, не поддающиеся
определению в рамках одной теории, а часто и в целом научном
направлении, дисциплине;
· категории служат составными элементами категориальных схем
(КС), определяющих процедуры мышления. Каждая из категорий за счет
возможностей дешифровки сама есть носитель процедурного момента,
тогда как КС выступает рабочей программой;
· категории используются в задачах систематизации знания и познавательного
процесса, где они играют роль обозначений для рубрик;
· категории – это метаязыковые образования, к которым относят дефиниции
классов понятий;
· категории суть особые когнитивные единицы, обеспечивающие
процессы переноса знаний (knowledge transfer) в многодисциплинарных
исследованиях (МИ);
· категории фиксируют классы знания, этапы и факторы познавательного
процесса, поэтому они входят в систему управления знаниями;
· категории позволяют связать любое знание с философией и, наоборот,
осуществить переход от нее ко всякой конкретной области
знания.
Стр.3