Б.З. Зельдович
Деловые игры в управлении полиграфическими и издательскими процессами
Учебное пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет печати
имени Ивана Федорова <...> Б.З. Зельдович
Деловые игры в управлении полиграфическими и издательскими процессами
Учебное пособие
Допущено УМО по образованию
в области полиграфии и книжного
дела для студентов вузов, обучающихся
по направлению
080500.62 — Менеджмент
и специальности
080502.65 — Экономика и управление
на предприятии (полиграфия)
Москва
2011
ДК 005.311.7:655
У
ББК 65.290-2
З 50
Р ецензенты : <...> Одним из перспективных методов подготовки опытных менеджеров, способных
принимать решения по сложным производственным вопросам, является разработка и проведение деловых игр. <...> 10
— IV
— Проведение деловых игр
В деловой игре можно выделить следующие этапы: <...> Распределение ролей в группах
После знакомства с ситуацией начинается ее обсуждение в группах. <...> Стратегия охотников за солнцем
Цель игры
Научить студентов стратегическому мышлению, принятию серьезных решений в кратчайшие сроки, командной работе. <...> Регламент игры
Оглашение правил игры и раздача материала — 5 мин. <...> Подведение итогов игры и оглашение результатов — 5 мин. <...> Задача деловой игры
Предложить стратегию вывода компании «Охотники за солнцем» на Российский рынок туристических услуг VIP уровня. <...> Регламент игры
Оглашение правил и раздача материала — 5 мин. <...> В качестве жюри выступают сами организаторы игры, которые
после предложенного варианта могут задавать интересующие их вопросы. <...> Все группы получают раздаточный материал и приступают к обсуждению. <...> Раздаточный материал
Небольшой пример: «У Вас есть место, где Вам нужно организовать встречу Нового Года — это ресторан „Сударь“. <...> Участники игры должны продумать все до мелочей! <...> Регламент игры
Раздача материала, ознакомление с регламентом игры — 5 мин. <...> •• Точка Александр «Таймшер / Сертификат в страну дураков» Роман <...>
Деловые__игры_в_управлении_полиграфическими_и_издательскими_процессами.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет печати
имени Ивана Федорова
Б.З. Зельдович
Деловые игры
в управлении полиграфическими
и издательскими процессами
Учебное пособие
Допущено УМО по образованию
в области полиграфии и книжного
дела для студентов вузов, обучающихся
по направлению
080500.62 — Менеджмент
и специальности
080502.65 — Экономика и управление
на предприятии (полиграфия)
Москва
2011
Стр.2
УДК 005.311.7:655
ББК 65.290-2
З 50
Рецензенты:
Р.А. Чванов, доктор экономических наук, профессор
Российской академии государственной службы
при Президенте РФ;
Н.М. Гущина, генеральный директор
ОАО «Научно - исследовательский центр управления,
экономики и информатики», кандидат
экономических наук
Зельдович Б.З.
З 50
Деловые игры в управлении полиграфическими и издательскими
процессами : учеб. пособие / Б.З. Зельдович; Моск. гос.
ун-т печати им. Ивана Федорова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова,
2011. — 232 с.
ISBN 978-5-8122-1138-7
В учебном пособии рассмотрены роль и значение деловых игр в преподавании
управленческих дисциплин, описаны основные сферы и виды деятельности, где
целесообразно использовать деловые игры, раскрыты основные понятия, применяемые
в деловых играх, охарактеризованы главные аспекты подготовки и проведения
деловых игр, разработана оригинальная классификация деловых игр,
включающая четырнадцать разделов, посвященных различным управленческим
проблемам.
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей
высших учебных заведений, предпринимателей, руководителей и менеджеров различных
организаций и фирм
Печатается в авторской редакции.
УДК 005.311.7:655
ББК 65.290-2
ISBN 978-5-8122-1138-7 © Зельдович Б.З., 2011
© Московский государственный
университет печати
имени Ивана Федорова, 2011
Стр.3
СоДержание
I. роль и Значение Деловых игр
в препоДавании УправленчеСких ДиСциплин ......... 5
II. понятие Деловой игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
III. поДготовка Деловых игр .................................... 10
IV. провеДение Деловых игр .................................... 11
V. клаССификация Деловых игр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1. ОРГАНИЗАцИя БИЗНесА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Деловые игры № 1–3: стратегия охотников за солнцем . . . . . . . . . . . . . 15
Новогодняя вечеринка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Литературное Агентство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2. КОНКУРеНтНАя БОРьБА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Деловые игры № 4–13: Борьба за территорию ........................ 28
Ресторан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Внедрение компании на новый рынок . . . . . . . . 31
Господдержка малого
предпринимательства ........................ 33
Борьба за тендер ............................. 37
Получение кредита банка. .................... 40
В коллектив пришел новичок . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Конфликт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Попытка договориться ....................... 55
Конфликтная ситуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
4. МежЛИчНОстНый КОНФЛИКт ............................. 68
Деловые игры № 14–17: Дискуссия ................................... 68
Беседа с подчиненным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Поведение в конфликте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Переезд офиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
5. ПРИНятИе РАцИОНАЛьНОГО РешеНИя ................... 80
Деловые игры № 18–22: Уволить или повысить ....................... 80
Бизнес - консалтинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Повышение и увольнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
«Акционер» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Новая коллекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
6. ДеЛОВые сОВещАНИя ...................................... 103
Деловые игры № 23–25: стили руководства .......................... 103
Проведение дискуссии ...................... 106
Выработка верного решения ................. 111
Стр.4
7. ДеЛОВые ПеРеГОВОРы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Деловые игры № 26–29: Открытие производства ..................... 116
Переговоры с иностранцами ................. 119
Деловые переговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Контрагенты ................................ 125
8. ПОДБОР КАДРОВ .............................................. 135
Деловые игры № 30–34: Вакансия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Кандидат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Подбор персонала ........................... 146
Контракт с руководителем . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Выбор директора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
9. ПЛАНИРОВАНИе ДеятеЛьНОстИ ПРеДПРИятИя . . . . . . . 158
Деловые игры № 35–37: Внедрение компании на новый рынок . . . . . . . 158
Поиск причины кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Издательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
10. МАРКетИНГ .................................................. 166
Деловые игры № 38–40: Выбор ...................................... 166
Ребрендинг ................................. 169
Навыки продаж ............................. 170
11. РеКЛАМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Деловые игры № 41–44: Разработка рекламы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
черный PR . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Реклама в журнале .......................... 184
Рекламная акция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
12. АДАПтАцИя РАБОтНИКОВ ОРГАНИЗАцИИ . . . . . . . . . . . . . . 188
Деловые игры № 45–48: Определение характера собеседника
и общение с ним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Хитрецы .................................... 190
Идеальный менеджер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
типы менеджеров ........................... 201
13. ВыРАБОтКА КРеАтИВНОГО МышЛеНИя ................. 207
Деловые игры № 49–51: Рефрейминг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Продюсерская группа ....................... 209
Выборы декана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
14. КОМПЛеКсНые ИГРы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Деловые игры № 52–55: Оперативное принятие управленческих
решений .................................... 212
Рынок ...................................... 214
Инвестиционная поддержка ................. 220
Интонации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Заключение ........................................................ 226
БиБлиографичеСкий СпиСок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Стр.5