Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
Вместо вступления
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 5 (44) 2012
Редакционная коллегия
научный журнал
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) НГПУ
доктор философских наук, заместитель председателя
Комитета по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент РФО
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 ã.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ ¹ 77-12553
от 26 апреля 2002 ã.
© НИИ ФО ÍÃÏÓ, 2012
Все права защищены
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ....................................................................................................... 3
Раздел I. СОЦИУМ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИУМА
Жабина В. В. (Саратов). Инновационное общество как объект
социально-философского ïîçíàíèÿ............................................................... 4
Демченко З. А. (Архангельск). Парадигмальный подход
к формированию понятия «научная школа» как инновационный
подход к развитию молодежной науки ...................................................... 12
Панарин В. И. (Новосибирск). Модернизационные процессы
в образовании и îáùåñòâå: âñåîáùåå, îáùåå, особенное ...................... 20
Подолько Е. О., Филиппченкова С. И. (Тверь). Рекрутирование
элиты в образовательных практиках ......................................................... 29
Орлова В. В. (Томск). Методологические аспекты социальных
практик молодежи на основе системного подхода в контексте
инновационных ïðîöåññîâ............................................................................ 35
Богданова В. О. (Челябинск). Педагогический конструктивизм:
образование как адаптация .......................................................................... 40
Турченко В. Н., Шматков Р. Н. (Новосибирск). Онтологические
и гносеологические проблемы качества высшего образования:
постановка проблем ....................................................................................... 47
Ушакова Е. В., Кулипанова Н. В. (Барнаул). Антропохолизм
и антропопарциализм как альтернативные парадигмы
образования XXI века ..................................................................................... 54
Раздел II. ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И БЕЗОПАСНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Лойко О. Т. (Томск). Столкновение ценностей в современном
мировом образовательном пространстве: тенденции и решения ........ 62
Борисов Ñ. Â. (×åëÿáèíñê). Аксиология образования: «èùó ÷åëîâåêà!» ..... 69
1
Í.
Â.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
.
А. А. Корольков
П
Жафяров
О
.
В. И. Паршиков
В. Майер
Á.
А. Н. Нысанбаев
Лепин
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Â.
С. Целищев
Â.
Ст¸пин
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Павлова Т. А. (Барнаул). Взаимосвязь социальной безопасности и
свобод человека: опыт социально-философского анализа проблемы ... 77
Кузнецова М. Ф. (Красноярск). Проблема национальной
безопасности в научно-образовательном пространстве ........................ 85
Камашев С. В. (Новосибирск). Диалог мировоззрений – основание
для безопасного развития мировой цивилизации .................................... 91
Кусмарцев М. Б. (Волгоград). Предмет и логика процесса
патриотического воспитания в общем образовании .............................. 97
Николина О. И. (Омск). Значение дискурса сексуальности для
воспитания современного человека (на примере феномена любви) .... 103
Емельянов В. А. (Челябинск). Девиация молодежи как следствие
неудачной социально-экономической политики и «шоковых»
реформ в середине 90-õ ............................................................................... 110
Борисов И. В. (Новосибирск). Философско-иррационалистическая
мысль конца XIX – начала XX â. в мировоззренческой парадигме .... 113
Раздел III. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Каравка А. А. (Новосибирск). Философские и психолого-педагогические
аспекты дидактических игр в математике ............................... 122
Чупахин Н. П. (Томск). Потенциал и актуализация знания
как основания модернизации образования ............................................. 127
Раздел IV. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ
АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чапля Т. В. (Новосибирск). Социально-философские аспекты
ценности информации ................................................................................. 133
Коновалова Е. А. (Омск). Изменение содержания образования
в рамках тотальной информатизации общества .................................... 141
Фишов П. М. (Новосибирск). Интерактивные медиатехнологии
в современном образовательном пространстве .................................... 147
Чепиль À. Ð., Анемподистова Ì. Ã., Петрова Ã. Ñ. (Íåðþíãðè).
К вопросу об использовании дистанционных образовательных
платформ в преподавании иностранного языка .................................... 154
Хомченко Т. В., Беленок И. Л. (Новосибирск). Технология
формирования информационной компетентности будущих
учителей в условиях заочного и дистанционного обучения ............... 157
Раздел V. ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Латова Н. В. (Москва). Опыт управления качеством образования
в высшей школе ............................................................................................ 166
Нелюбов С. А. (Новосибирск). Профессиональная управленческая
деятельность руководителя образовательного учреждения:
сущность и особенности .............................................................................. 173
Пугач¸в А. В. (Новосибирск). Политические аспекты институализации
в области образования (ïî материалам доклада Â. Â. Ìèðîíîâà) .... 181
Гуськова М. В. (Москва). Количественные методы исследования
данных эвалюации ........................................................................................ 186
Раздел VI. РЕЛИГИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Вакаев В. А. (Барнаул). Конвергенция религиозного и научного мировоззрения
в системе образования: возможности и перспективы ............ 194
Ан С. А. (Барнаул). Проблема духовно-нравственной ценности религиоведческих
курсов в государственной образовательной школе .......... 199
Карпов À. Î. (Ìîñêâà). Познавательная культура Реформации ............ 207
Правила оформления статей для авторов ....................................................... 218
Журнал включен в
Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
ВАК для
публикации основных
научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук.
Журнал размещен в
Научной электронной
библиотеке и
включен в базу
данных «Российский
индекс научного
цитирования»
(ÐÈÍÖ)
Редакторы
В. И. Смирнова
À. Ã. Махова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
30.10.2012
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 24.0 ë.
Ó÷.-èçä. 24.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Цена свободная
Заказ ¹ 431.
Издательство
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Отпечатано в
типографии
Издательства
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION
Scientific journal (Special release)
Карлов университет,
Педагогический факультет
5 2012
Editorial Board
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director of the
Research Institute of
Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy of
Education
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Physical and Mathematical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Academician of the Russian Academy of Education
Doctor of Pedagogical Sciences,
Doctor of Philosophical Sciences, Science
Pro-Rector of Novosibirsk State Pedagogical University
Director of the Institute of Philosophy and political
sciences, the academician (Republic of Kazakhstan)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair
on Education of the State Duma Committee
Academician of the Russian Academy of Sciences,
President of the Russian Philosophical Society
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician
of the Academy of Pedagogical and Social Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Director
of the Institute of Philosophy and Law of the Siberian
Branch of the Russian Academy of Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
CONTENT
The journal is
registered by Federal
service on supervision
in sphere
of communication,
information
technologies and mass
communications
PI ¹ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research
Institute of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2012
All rights reserved
Part I. UNIVERSITY: TENDENCIES OF DEVELOPMENT
Hauser Ì. (Prague, the Czech Republic). University in the age of
instrumental rationality. Adorno and the decline of education ........... 3
Kudashov V. I. (Krasnoyarsk, Russia). University education in the
commercialization epoch ......................................................................... 11
Part II. THE TOPICAL PROBLEMS OF EDUCATION
IN MODERN WORLD
Dike B. (Liverpool, United Kingdom). Models of citizenship
education across Europe and America and National unity
in a modern society .................................................................................. 18
Nalivayko N. V. (Novosibirsk, Russia), Naumova A. Yu.,
Ushakova E. V. (Barnaul, Russia). Basic intelligence
and the goals of education in the multicultural world ........................ 32
Ticha‰ M. (Prague, Czech Republic). Profit as a symbol of success
and education to economic thinking (symbols in economy) ............. 39
1
A. D. Gerasyov
N. V. Nalivayko
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
P. V. Lepin
B. O. Mayer
A. N. Nasanbaev
V. I. Parshikov
V. I. Panarin
N. Pelcova
N. S. Rybakov
O. N. Sm
V. S. Stepin
olin
Ya. S. Turbovskoi
V. V. Tselishchev
E. V. Ushakova
A. Hogenova
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
Стр.3