Новосибирский государственный педагогический университет
Вступление
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (40) 2012
научный журнал
Редакционная коллегия <...> Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ <...> . Научно-образовательная
среда университета как фактор формирования гуманитарной
культуры студентов и «скрытые учебные программы» ................................... 79
Раздел II. <...> . Идентификация образовательного субъекта
в условиях современного образовательного пространства ........................... 134
Покасова Е. В. <...> . Дизайн как метод регионизированной
эстетизации учебно-воспитательного пространства школы .......................... 254
Наливайко А. В., Наливайко Н. В. <...> . Потенциал самоопределения как фактор
становления инновационного потенциала студентов технических вузов ....... 289
Раздел VII. <...> Е-mail: info@philos.msu.ru
3
Философия образования, №1(40), 2012
тив развития и умещается в достаточно короткий временной промежуток, после чего начинается очередной «откат», сопряженный с критикой
неподготовленных реформ. <...> Ряд исследователей отме5
Философия образования, №1(40), 2012
чают в этой связи, что послепетровское развитие России представляло
собой коррекцию (или контрреформу) петровской реформы, которая реализовывалась в отрыве от российских условий*. <...> В итоге реформ Алек-
7
Философия образования, №1(40), 2012
Наряду со сложностью самого процесса проведения любых реформ в
России необходимо также указать на социокультурные условия, в которых протекает и от которых зависит процесс модернизации в целом, причем не только в нашей стране, но и в большинстве стран мира. <...> И вместо того чтобы бороться с причинами этого явления
(в том числе на тот период и с нищенским существованием преподавательского состава вузов), был предложен механизм «ЕГЭ ГИФО (государственные именные финансовые обязательства)». <...> И, хотя позже от
этой системы остался только ЕГЭ без ГИФО, все предостережения,
которые высказывались в тот <...>
Философия_образования_№1_2012.pdf
Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
Вступление
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 1 (40) 2012
Редакционная коллегия
научный журнал
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) НГПУ
доктор философских наук, заместитель председателя
Комитета по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент РФО
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан в
2001 ã.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и
массовых
коммуникаций
ПИ ¹ 77-12553
от 26 апреля 2002 ã.
© НИИ ФО ÍÃÏÓ, 2012
Все права защищены
СОДЕРЖАНИЕ
Миронов В. В. (Москва). Размышление о реформе Российского образования ..... 3
Раздел I. СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Князев Н. А. (Красноярск). Актуальные вопросы методологических
исследований в области философии образования .............................................. 44
Ãîïòàð¸â Â. Í. (Êàçàíü). Paradeigma: òåîðèÿ, ïîäõîäû, ошибки ........................ 54
Петров В. В. (Новосибирск). Интеграция науки и образования в условиях
модернизации российского общества ................................................................... 64
Макарова О. Б. (Новосибирск). Проблемы интеграции содержания
образования в истории развития науки и практики ........................................... 70
Горбухова М. Ю., Сытых О. Л. (Барнаул). Научно-образовательная
среда университета как фактор формирования гуманитарной
культуры студентов и «ñêðûòûå учебные программы» ................................... 79
Раздел II. РЕФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Эмих Н. А. (Чита). Проблема реформирования системы российского
образования в современных условиях .................................................................. 86
Петрова Э. Д. (Новосибирск). Управление образованием личности
и бизнес-образование ................................................................................................ 93
Наумова А. Ю. (Новосибирск), Ушакова Е. В. (Барнаул). Закономерности
взаимодействия социокультурных моделей образования
в глобализирующемся мире ................................................................................... 102
Антонов Д. А. (Красноярск). Образование как система воспроизведения
идентичности îáùåñòâà.......................................................................................... 111
Душин А. В. (Москва). Гегель как теоретик и реформатор образования
и современные образовательные реформы ....................................................... 119
Майкова Э. Ю. (Тверь). Автономия как личностная диспозиция
в образовательном пространстве ......................................................................... 126
Черных С. И. (Новосибирск). Идентификация образовательного субъекта
в условиях современного образовательного пространства ........................... 134
Покасова Е. В. (Новосибирск). Трансформируемое образование:
модернизационные возможности и адаптационный потенциал ................... 141
1
Í.
Â.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
.
А. А. Корольков
П
Жафяров
О
.
В. И. Паршиков
В. Майер
Á.
А. Н. Нысанбаев
Лепин
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Â.
С. Целищев
Â.
Ст¸пин
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Раздел III. КОМПЕТЕНЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Александрова З. А. (Куйбышев). К вопросу о внедрении инноваций
в систему образования на основе компетентностного подхода ................... 146
Бауэр В. П. (Новосибирск). Методологические аспекты формирования
профессиональной компетентности выпускников военных институтов
внутренних войск МВД России ............................................................................ 153
Скибицкий Э. Г. (Новосибирск), Ахметова Э. Ж. (Петропавловск).
О подготовке преподавателей в системе военного образования ................. 159
Жафяров А. Ж. (Новосибирск). Философские противоречия
в интерпретациях понятий «êîìïåòåíöèÿ» и «êîìïåòåíòíîñòü» ................. 163
Карякин Þ. Â. (Òîìñê). К компетентности через понимание .......................... 169
Цигул¸ва О. В. (Новосибирск). Теоретический аспект развития
профессиональной мобильности .......................................................................... 174
Караваев И. Н. (Москва). Профессионально-педагогическая подготовка
руководящего и преподавательского состава вузов Министерства
обороны РФ ............................................................................................................... 181
Черных С. И., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Образовательное
взаимодействие как объект философского анализа ........................................ 186
Раздел IV. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
Ушакова Е. В. (Барнаул), Карасартова М. М. (Караганда). Правосознание
и правовая культура: соотношение и структурные компоненты
в современном юридическом образовании ........................................................ 192
Маркеев А. И. (Новосибирск). Правовые основы оказания платных
услуг пользователям общедоступных библиотек ............................................ 201
Карасартова М. М. (Караганда), Косенко Т. С. (Новосибирск). Роль
правового образования (воспитания) в становлении
правовой культуры .................................................................................................. 210
Кармазина Å. Â. (Íîâîñèáèðñê). Свобода и социальная система ..................... 218
Раздел V. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ
Наумов Р. Ю. (Новосибирск). Аксиологический базис государства
и его связь с отечественным образованием ...................................................... 225
Нижегородов Д. Г., Серикова Л. А. (Саранск). Аксиологический
подход к нравственному воспитанию личности в условиях
современной системы образования ..................................................................... 233
Моисеева Н. А. (Балашиха). Статус национального характера
в пространстве социального взаимопонимания ................................................ 239
Демченко З. А. (Архангельск). Научная школа студента-исследователя
как вариативный проект развития ценностно-смысловой позиции
ее слушателей ........................................................................................................... 247
Зубкова М. Ф. (Москва). Дизайн как метод регионизированной
эстетизации учебно-воспитательного пространства школы .......................... 254
Наливайко А. В., Наливайко Н. В. (Новосибирск). Региональное
образование: некоторые вопросы современного развития ............................ 259
Раздел VI. КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Сапрыкина Г. А. (Новосибирск). Информационные и коммуникационные
технологии как фактор становления личности ................................................ 267
Барахович И. И. (Красноярск). Коммуникативные стратегии продвижения
инновационных процессов в образовании ......................................................... 274
Самойлов Е. А. (Самара). Коммуникация и сотрудничество как ключевые
компетенции ............................................................................................................. 281
Расщепкина Н. А. (Самара). Потенциал самоопределения как фактор
становления инновационного потенциала студентов технических вузов ....... 289
Раздел VII. ИНФОРМАЦИЯ
Др¸мова Л. И., Тихомирова Е. Е. (Новосибирск). Теоретические
и прикладные аспекты истории культуры ......................................................... 297
Правила оформления статей для авторов .................................................................. 302
Журнал включен в
Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
ВАК для
публикации основных
научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук;
Журнал размещен в
Научной электронной
библиотеке и
включен в базу
данных «Российский
индекс научного
цитирования»
(ÐÈÍÖ)
Редактор
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
22.02.2012
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 27.0 ë.
Ó÷.-èçä. 27.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Цена свободная
Заказ ¹ 67
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Отпечатано в
типографии
СО РАН
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 1 (40) 2012
Editorial Board
Scientific journal
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director of the
Research Institute of
Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
Scientific Secretary
of the journal, Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy of
Education
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal
is based in 2001
Leaves 6 yearly
The journal is
registered by Federal
service on supervision
in sphere
of communication,
information
technologies and mass
communications
PI ¹ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research
Institute of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2012
All rights reserved
300
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Physical and Mathematical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Academician of the Russian Academy of Education
Doctor of Pedagogical Sciences,
Doctor of Philosophical Sciences, Science
Pro-Rector of Novosibirsk State Pedagogical University
Director of the Institute of Philosophy and political
sciences, the academician (Republic of Kazakhstan)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair
on Education of the State Duma Committee
Academician of the Russian Academy of Sciences,
President of the Russian Philosophical Society
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician
of the Academy of Pedagogical and Social Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Director
of the Institute of Philosophy and Law of the Siberian
Branch of the Russian Academy of Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
CONTENT
Mironov V. V. (Moscow). Reflection about to reform of the Russian education ...... 3
Part I. MODERN INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION
Knyazev N. A. (Krasnoyarsk). The topical problems of methodological research
in philosophy of education ........................................................................................ 44
Goptaryov V. N. (Kazan). Paradeigma: theory, approaches, errors ......................... 54
Petrov V. V. (Novosibirsk). Integration of science and education
in the conditions of the Russian society modernization ....................................... 64
Makarova O. B. (Novosibirsk). The problems of integration of the education
content in the history of development of science and practice ............................. 70
Gorbukhova M. Yu. (Barnaul). The scientific-educational environment of the
university as a factor of forming the students’ humanitarian culture and the
«hidden curricula» ...................................................................................................... 79
Part II. REFORMING AND MANAGING THE DOMESTIC
EDUCATION SYSTEM
Emikh N. A. (Chita). The problem of reforming the Russian education
system in modern conditions .................................................................................... 86
Petrova E. D. (Novosibirsk). Management of person’s education and business
education ...................................................................................................................... 93
Naumovà À. Yu. (Novosibirsk), Ushakova E. V. (Barnaul). The regularities
of relations between the socio-cultural models of education
in the globalizing world ........................................................................................... 102
Antonov D. A. (Krasnoyarsk). Education as a system of reproducing
the society’s identity ................................................................................................. 111
Dushin A. V. (Moscow). Hegel as a theorist and reformer of education
and the contemporary educational reforms .......................................................... 119
Maikova E. Yu. (Tver). Autonomy as a personal disposition
in the educational space ........................................................................................... 126
Chernykh S. I. (Novosibirsk). Identification of the educational subject in the
conditions of modern educational space ............................................................... 134
Pokasova E. V. (Novosibirsk). Transforming education: modernization
capabilities and adaptation potential ...................................................................... 141
A. D. Gerasyov
N. V. Nalivayko
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
P. V. Lepin
B. O. Mayer
V. I. Parshikov
A. N. Nasanbaev
V. I. Panarin
N. Pelcova
N. S. Rybakov
O. N. Sm
T. S. Kosenko
V. S. Stepin
olin
Ya. S. Turbovskoi
V. V. Tselishchev
E. V. Ushakova
A. Hogenova
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
Стр.3