ISBN 978-5-98704-623-4
Дана краткая теоретическая и методическая информация о трактовке качества результатов образования в рамках компетентностного подхода, о измерениях в образовании и практических подходах к оцениванию компетенций. <...> Компетентностный подход
с позиций оценивания качества результатов обучения...... 12 <...> Надежность педагогических тестов, ее виды и оценка ..... <...> Хотя статистическая теория обоснования качества тестовых оценок очень хорошо
развита за рубежом, а в России вышло несколько учебных пособий на
эту тему, создание тестов в нашей стране по-прежнему ведется интуитивно, без опоры на научные методы теории измерений. <...> В первую
очередь речь идет о количественных оценках валидности задания, числа оцениваемых переменных (размерности задания) и вклада ошибочного компонента по отдельным заданиям в общую ошибку измерения. <...> Для краткости изложения и доступности материала в книге сознательно опущены темы, посвященные разработке междисциплинарных
тестов и многомерному шкалированию. <...> Отсутствует информация по современной теории тестов (Item Response Theory) и т.д. <...> Также не-
Предисловие
11
верно думать, что разработка тестов – удел исключительно профессионалов, поскольку одни специалисты никогда не смогут обеспечить измерителями все направления подготовки высшего профессионального
образования. <...> Глава 1
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
С ПОЗИЦИЙ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ <...> Приоритеты при трактовке качества результатов образования сместились на характеристику компетенций выпускника учебного заведе-
14
Глава 1. <...> Компетентностный подход с позиций оценивания качества результатов обучения
ния, его способностей к адаптации в профессиональном сообществе,
развитие его когнитивных и креативных способностей, формирование
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности
и культуры. <...> Компетентность и компетенции, понятийный аппарат
15
эти данные в виде дескриптивной (описательной) статистики <...>
Оценка_качества_результатов_обучения_при_аттестации.pdf
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ ПРИ АТТЕСТАЦИИ
Стр.1
В.И. Звонников, М.Б. Челышкова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ ПРИ АТТЕСТАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения
по образованию в области менеджмента в качестве
учебного пособия по дисциплине специализации специальности
«Менеджмент организации»
Москва ● Логос ● 2012
Стр.3
УДК 37.0:005.7
ББК 74.58
З44
Рецензент
Н.Ф. Ефремова, доктор педагогических наук, профессор
Звонников В.И.
З44
Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный
подход): учеб. пособие / В.И. Звонников,
М.Б. Челышкова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2012. –
280 с.
ISBN 978-5-98704-623-4
Дана краткая теоретическая и методическая информация о трактовке
качества результатов образования в рамках компетентностного подхода,
о измерениях в образовании и практических подходах к оцениванию
компетенций. Представлены методики разработки аттестационных
педагогических тестов, сопровождаемые примерами. Содержатся обзор
возможностей различных видов инновационных измерителей и требования
к их характеристикам. Описаны методики обработки, анализа и
интерпретации данных о качестве образования. Приведены методики
определения пороговых баллов для выделения уровней освоения компетенций.
Для
преподавателей и сотрудников системы профессионального образования.
Может использоваться преподавателями школ, в системе
повышения квалификации работников образования и в процессе обучения
студентов педагогических вузов по курсу «Современные средства
оценивания результатов обучения».
УДК 37.0:005.7
ББК 74.58
ISBN 978-5-98704-623-4
© Звонников В.И., Челышкова М.Б., 2012
© Логос, 2012
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..........................................................................................9
Глава 1. Компетентностный подход
с позиций оценивания качества результатов обучения ......12
1.1. Качество образования, эволюция понятия,
компетентностный подход в федеральных
государственных образовательных стандартах ................ 12
1.2. Компетентность и компетенции,
понятийный аппарат ........................................................ 15
1.3. Кластеризация компетенций ............................................. 20
1.4. Паспортизация компетенций ............................................ 27
1.5. Компетенции как цели освоения дисциплины ................. 29
1.6. Задачи изучения дисциплины в рамках
компетентностного подхода .............................................. 35
1.7. Обучение и оценка в рамках
компетентностного подхода ............................................. 41
Выводы ...................................................................................... 45
Глава 2. Основные положения теории педагогических
измерений ............................................................................47
2.1. Понятийный аппарат теории педагогических
измерений .......................................................................... 47
2.2. Переменные и компоненты измерений
в образовании, надежность и валидность результатов
измерения .......................................................................... 50
Стр.5
6
Оглавление
2.3. Объективность педагогических измерений ...................... 55
2.4. Размерность пространства измерений,
одномерные и многомерные конструкты ......................... 57
2.5. Уровни измерений и шкалы ............................................... 64
2.6. Надежность педагогических тестов, ее виды и оценка ..... 72
2.7. Валидность педагогических тестов, ее виды и оценка ...... 82
Выводы ...................................................................................... 85
Практические задания и вопросы для обсуждения ..................86
Глава 3. Основные подходы к разработке измерителей,
их виды и этапы разработки ................................................89
3.1. Два подхода к интерпретации результатов
педагогических измерений ............................................... 89
3.2. Нормативно-ориентированный подход
и стандартизация тестов .................................................... 90
3.3. Критериально-ориентированный подход
в педагогических измерениях ........................................... 94
3.4. Задачи тестирования и виды тестов ................................. 100
3.5. Компетентностные тесты, основные этапы
разработки тестов для аттестации ................................... 103
3.6. Портфолио ........................................................................ 112
3.7. Кейс-измерители.............................................................. 118
3.8. Анкеты и интервью .......................................................... 129
Выводы .................................................................................... 131
Практические задания и вопросы для обсуждения ............... 133
Глава 4. Содержание компетентностных тестов,
планирование, отбор и экспертиза качества ....................135
4.1. Целеполагание и планирование содержания
аттестационного теста .................................................... 135
4.2. Общие принципы отбора содержания
аттестационных тестов .................................................... 141
4. 3. Экспертиза качества содержания
аттестационных тестов и оценочных рубрик.................. 141
Стр.6
Оглавление
7
Выводы .................................................................................... 144
Практические задания и вопросы для обсуждения .............. 145
Глава 5. Формы тестовых заданий ..................................................147
5.1. Общие требования к заданиям и классификация
форм ................................................................................. 147
5.2. Задания с выбором одного или нескольких
правильных ответов ......................................................... 149
5.3. Задания с конструируемым ответом ................................ 161
5.4. Компетентностно-ориентированные задания ................ 168
5.5. Задания на установление соответствия ........................... 180
5.6. Задания на установление правильной
последовательности ......................................................... 182
5.7. Сравнительная характеристика форм заданий .............. 183
Выводы ................................................................................... 184
Практические задания и вопросы для обсуждения ............... 186
Глава 6. Статистический анализ качества тестовых
заданий и теста ...................................................................188
6.1. Классическая и современная теории
конструирования тестов ................................................. 188
6.2. Математико-статистический анализ качества
тестовых заданий на основе классической теории
тестов ............................................................................... 189
6.3. Использование факторного анализа
и многомерного шкалирования для разработки
компетентностных тестов ............................................... 210
Выводы ................................................................................... 219
Практические задания и вопросы для обсуждения ............... 220
Глава 7. Шкалирование результатов оценивания .........................221
7.1. Общие сведения ............................................................... 221
7.2. Шкала перцентильных рангов ......................................... 222
7.3. Стандартные показатели. Z-шкала .................................. 225
Стр.7
8
Оглавление
7.4. Шкалы стандартных оценок, полученных на
основе линейных преобразования Z-шкалы ................... 228
7.5. Шкалирование результатов выполнения
компетентностных тестов ............................................... 231
Выводы ................................................................................... 234
Вопросы и задания для самопроверки ................................... 234
Глава 8. Стандарты выполнения компетентностных тестов .........235
8.1. Задача установления стандартов ..................................... 235
8.2. Общие подходы к установлению стандартов .................. 236
8.3. Ошибки классификации ................................................. 240
8.4. Общие шаги в установлении стандартов
выполнения тестов .......................................................... 242
8.5. Выбор метода установления стандарта ........................... 245
8.6. Метод Недельски ............................................................. 246
8.7. Метод Эбеля .................................................................... 251
8.8. Метод Ангоффа и его модификации ............................. 255
8.9. Метод контрастных групп .............................................. 263
Заключение ........................................................................................267
Словарь терминов ..............................................................................269
Литература .........................................................................................277
Стр.8