Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Гендерные основы
социально-психологических
отношений
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Психология
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 316.6
ББК Ю 35я73
П 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
директор Центра психолого-медико-социального сопровождения
«Доверие» г. Ярославля, кандидат психологических наук В.А. Шелкова;
кафедра педагогической психологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Панкратова, Т.М. Гендерные основы социально-психологических
П 16
отношений : учеб. лособие / Т.М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль
: ЯрГУ, 2006. – 144 с.
ISBN 5-8397-0456-3
Учебное пособие «Гендерные основы социально-психологических
отношений» посвящено актуальной теме социальной психологии – анализу
психологических особенностей гендерных отношений и взаимодействий.
В нем представлены основные методологические подходы к исследованию
гендерных явлений, понятия и положения гендерной теории. В
работе обсуждаются социально-психологические механизмы гендерной
социализации личности, раскрывается понятие гендерной социализации
личности, обозначается роль семьи и образовательных учреждений в развитии
гендерных моделей поведения. Содержатся современные методики
диагностики гендерных стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов
личности в различных сферах жизнедеятельности.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по
специальности 020400 Психология (дисциплина «Гендерные аспекты социально-психологичексих
исследований», блок ДС), очной формы обучения.
УДК
316.6
ББК Ю 35я73
© Ярославский государственный
университет, 2006
ISBN 5-8397-0456-3
© Т.М. Панкратова, 2006
2
Стр.2
Оглавление
Введение ................................................................................................ 5
Глава 1. Теоретический анализ гендерных аспектов
межгрупповых отношений и взаимодействий .................. 7
1.1. Основные теоретические подходы к гендерным исследованиям
в зарубежной науке ..................................................................... 13
1.1.1. Особенности процесса формирования гендерных
установок .......................................................................... 13
1.1.2. Взаимоотношения между полами как предмет анализа
межгрупповых отношений и взаимодействий .............. 21
1.2. Изучение гендерных отношений и взаимодействий
в отечественной психологии ...................................................... 35
1.2.1. Факторы детерминации межгруппового восприятия
и взаимодействия ............................................................. 36
1.2.2. О взаимосвязи гендерных установок с поведением
мужчин и женщин ........................................................... 44
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи гендерных
характеристик личности с некоторыми особенностями
межгруппового восприятия и взаимодействий ............... 53
2.1. Гендерные установки и некоторые особенности
восприятия внутрисемейных отношений ................................. 54
2.2. Влияние полового состава групп на оценку результатов
их деятельности .......................................................................... 64
2.3. Эмпирическое изучение взаимосвязи гендерных установок
со стратегиями поведения в конфликте. .................................. 72
2.4. Применение гендерного подхода в обучении
старшеклассников на примере содействия
их полоролевому самоопределению. ........................................... 99
2.4.1. Некоторые особенности оказания социальнопсихологического
содействия процессу полоролевого
самоопределения в юношеском возрасте .................... 100
3
Стр.3
2.4.2. Программа содействия полоролевому
самоопределению старшеклассников “Я В МИРЕ
ЦЕННОСТЕЙ” для учащихся старших классов
образовательных учреждений ...................................... 104
Глава 3. Диагностика гендерных стилей руководства,
ценностей и потенциалов личности. ............................... 109
3.1. Методика гендерной самооценки лидерского стиля
(Р.Бейлз – К.Шнейдер в модификации Т.В. Бендас). .............. 109
3.2. Диагностика гендерных стилей руководства
(А. Кэнн и Л. Зигфрид в модификации Т.В. Бендас) ............... 111
3.3. Интегральная самооценка гендерных потенциалов
жизнедеятельности личности (мофикация Н.П. Фетискина).
..................................................................................................... 114
3.4. Диагностика личностной ресурсности
(Н.Е. Водопьянов, М.В. Штейн). ............................................. 118
3.5. Гендерная самооценка эмоционального дискомфорта. ......... 122
Заключение ...................................................................................... 125
Литература ....................................................................................... 127
Приложения ..................................................................................... 140
4
Стр.4
Введение
О
бщественные перемены последних лет в России привели к
необходимости нового осмысления проблемы отношений
между мужчиной и женщиной как субъектами социальной
деятельности. Отношения между полами, рассматриваемые
как один из уровней межгрупповых отношений, находят свое выражение
в политической, экономической, культурной жизни общества, во
многом определяя его настоящее состояние и перспективы.
С развитием рыночных отношений в нашей стране наметилась тенденция
особой активизации женщин как субъектов социальной деятельности:
много женщин занято в предпринимательстве, отмечается
их стремление участвовать в государственном управлении, женщины
не уступают мужчинам по уровню реализации своих возможностей в
области образования, науки, культуры. В то же время исследования в
области социологии [60] показывают, что продолжает увеличиваться
гендерная асимметрия, выражающаяся в отстранении женщин от процессов
государственного управления, в феминизации безработицы,
“двойной занятости женщин”, наличии существенной разницы в оплате
труда женщин и мужчин. Кроме того, внимание общественности привлекает
проблема особой формы насилия против женщин – домашнего
насилия, вызванного экономическим неравенством полов, склонностью
разрешать конфликты при помощи физической силы, властью и решающим
голосом мужчины в большинстве семей [105].
Нарастают негативные тенденции в развитии демографической ситуации
в России: по данным Федеральной целевой программы “Молодежь
России. 2001 – 2005 годы” в стране родилось почти на 6 млн. детей
меньше, чем за предыдущие 10 лет; численность 15 – 29-летних жителей
в России уменьшилась почти на 1 млн. человек, а количество
молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн. человек; до
70% разводов приходится на молодые семьи; наблюдается рост социального
сиротства – отсутствия родительского попечения над ребёнком
при живых родителях. Анализ показателей смертности и рождаемости,
естественного прироста населения, соотношения браков и разводов в
Ярославской области показывает, что демографическая ситуация в области
не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к
ухудшению: население “стареет” и сокращается, рождаемость “падает”,
молодые семьи крайне неустойчивы и около 50% их распадается [166].
5
Стр.5
В сложившейся ситуации социально-психологический анализ гендерных
отношений является необходимым основанием для эффективной
деятельности в области разрешения многих социальных проблем.
Данная работа является попыткой анализа существующих теоретических
подходов к проблеме гендерных отношений и взаимодействий, к
проблеме связанных с ними гендерных установок, особенностям их
формирования и коррекции. В ней обсуждаются социально-психологические
механизмы гендерной социализации личности, раскрывается
понятие гендерной социализации личности, обозначается роль семьи и
образовательных учреждений в развитии гендерных моделей поведения.
В
первой главе пособия раскрываются психологические особенности
формирования гендерных установок, их связь с поведением мужчин
и женщин; проведен сравнительный анализ основных теоретических
подходов к гендерным исследованиям в отечественной и зарубежной
науке.
Во второй главе представлены результаты эмпирических исследований
автора, направленных на изучение восприятия молодежью внутрисемейных
отношений, на ее отношение к браку, а также результаты исследования,
посвященного изучению влияния полового состава групп на
оценку результатов их деятельности. Представленные исследования могут
быть полезны студентам для обучения планированию и проведению
эмпирического исследования.
Вторая глава пособия включает в себя описание условий и методов
оказания социально-психологического содействия процессу полоролевого
самоопределения юношей и девушек, апробированную авторскую
программу для общеобразовательных учреждений «Я в мире ценностей».
Представленная программа, на наш взгляд, может быть полезна с
методической точки зрения для студентов, а также для школьных психологов
и педагогов.
Особое место в работе занимают вопросы, связанные с методическим
инструментарием, позволяющим исследовать психологические
особенности развития и поведения мужчин и женщин. Третья глава
учебного пособия содержит современные методики диагностики гендерных
стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов личности
в различных сферах жизнедеятельности.
6
Стр.6