Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Гендерные основы социально-психологических отношений (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПанкратова Т. М.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц144
ID200121
АннотацияУчебное пособие «Гендерные основы социально-психологических отношений» посвящено актуальной теме социальной психологии - анализу психологических особенностей тендерных отношений и взаимодействий. В нем представлены основные методологические подходы к исследованию тендерных явлений, понятия и положения тендерной теории. В работе обсуждаются социально-психологические механизмы тендерной социализации личности, раскрывается понятие тендерной социализации личности, обозначается роль семьи и образовательных учреждений в развитии тендерных моделей поведения. Содержатся современные методики диагностики тендерных стилей руководства, тендерных ценностей и потенциалов личности в различных сферах жизнедеятельности.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов специальности Психология
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Гендерные аспекты социально-психологических исследований», блок ДС), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0456-3
УДК316.6
ББКЮ35я73
Панкратова, Т. М. Гендерные основы социально-психологических отношений : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т; Т. М. Панкратова .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 144 с. — авт. указ. на обороте тит. листа; ISBN 5-8397-0456-3 .— ISBN 978-5-8397-0456-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/200121 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Гендерные основы социально-психологических отношений Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2006 УДК 316.6 ББК Ю 35я73 П 16 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К.Д. Ушинского П 16 Панкратова, Т.М. Гендерные основы социально-психологических отношений : учеб. лособие / Т.М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т. <...> Содержатся современные методики диагностики гендерных стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов личности в различных сферах жизнедеятельности. <...> Эмпирическое изучение взаимосвязи гендерных установок со стратегиями поведения в конфликте. <...> Диагностика гендерных стилей руководства, ценностей и потенциалов личности. <...> Третья глава учебного пособия содержит современные методики диагностики гендерных стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов личности в различных сферах жизнедеятельности. <...> В отличие от западной гуманитарной науки, где ученые не одно десятилетие проводят исследования социального пола, в нашей стране гендерный подход все еще не получил достаточного развития. <...> 8 Во-вторых, гендерные исследования возникли в ответ на попытки найти разрешение социально-экономического противоречия относительно комбинирования населением производственных и семейных ролей, объяснить механизм данного противоречия и проанализировать степени участия женщин и мужчин в процессе разрешения данного противоречия. <...> В социальной психологии проблемы, связанные с межгрупповыми отношениями, с влиянием половой идентичности и полоролевых стереотипов на те или иные аспекты социального взаимодействия, стали предметом изучения зарубежных психологов в конце 40-х – начале 50-х годов, отечественных – с конца 80-х годов ХХ века. <...> В отечественной психологии межгрупповой уровень анализа использовался при изучении внутригрупповых социально-психологических <...>
Гендерные_основы_социально-психологических_отношений_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Гендерные основы социально-психологических отношений Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Психология Ярославль 2006
Стр.1
УДК 316.6 ББК Ю 35я73 П 16 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензенты: директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» г. Ярославля, кандидат психологических наук В.А. Шелкова; кафедра педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Панкратова, Т.М. Гендерные основы социально-психологических П 16 отношений : учеб. лособие / Т.М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 144 с. ISBN 5-8397-0456-3 Учебное пособие «Гендерные основы социально-психологических отношений» посвящено актуальной теме социальной психологии – анализу психологических особенностей гендерных отношений и взаимодействий. В нем представлены основные методологические подходы к исследованию гендерных явлений, понятия и положения гендерной теории. В работе обсуждаются социально-психологические механизмы гендерной социализации личности, раскрывается понятие гендерной социализации личности, обозначается роль семьи и образовательных учреждений в развитии гендерных моделей поведения. Содержатся современные методики диагностики гендерных стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов личности в различных сферах жизнедеятельности. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Гендерные аспекты социально-психологичексих исследований», блок ДС), очной формы обучения. УДК 316.6 ББК Ю 35я73 © Ярославский государственный университет, 2006 ISBN 5-8397-0456-3 © Т.М. Панкратова, 2006 2
Стр.2
Оглавление Введение ................................................................................................ 5 Глава 1. Теоретический анализ гендерных аспектов межгрупповых отношений и взаимодействий .................. 7 1.1. Основные теоретические подходы к гендерным исследованиям в зарубежной науке ..................................................................... 13 1.1.1. Особенности процесса формирования гендерных установок .......................................................................... 13 1.1.2. Взаимоотношения между полами как предмет анализа межгрупповых отношений и взаимодействий .............. 21 1.2. Изучение гендерных отношений и взаимодействий в отечественной психологии ...................................................... 35 1.2.1. Факторы детерминации межгруппового восприятия и взаимодействия ............................................................. 36 1.2.2. О взаимосвязи гендерных установок с поведением мужчин и женщин ........................................................... 44 Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи гендерных характеристик личности с некоторыми особенностями межгруппового восприятия и взаимодействий ............... 53 2.1. Гендерные установки и некоторые особенности восприятия внутрисемейных отношений ................................. 54 2.2. Влияние полового состава групп на оценку результатов их деятельности .......................................................................... 64 2.3. Эмпирическое изучение взаимосвязи гендерных установок со стратегиями поведения в конфликте. .................................. 72 2.4. Применение гендерного подхода в обучении старшеклассников на примере содействия их полоролевому самоопределению. ........................................... 99 2.4.1. Некоторые особенности оказания социальнопсихологического содействия процессу полоролевого самоопределения в юношеском возрасте .................... 100 3
Стр.3
2.4.2. Программа содействия полоролевому самоопределению старшеклассников “Я В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ” для учащихся старших классов образовательных учреждений ...................................... 104 Глава 3. Диагностика гендерных стилей руководства, ценностей и потенциалов личности. ............................... 109 3.1. Методика гендерной самооценки лидерского стиля (Р.Бейлз – К.Шнейдер в модификации Т.В. Бендас). .............. 109 3.2. Диагностика гендерных стилей руководства (А. Кэнн и Л. Зигфрид в модификации Т.В. Бендас) ............... 111 3.3. Интегральная самооценка гендерных потенциалов жизнедеятельности личности (мофикация Н.П. Фетискина). ..................................................................................................... 114 3.4. Диагностика личностной ресурсности (Н.Е. Водопьянов, М.В. Штейн). ............................................. 118 3.5. Гендерная самооценка эмоционального дискомфорта. ......... 122 Заключение ...................................................................................... 125 Литература ....................................................................................... 127 Приложения ..................................................................................... 140 4
Стр.4
Введение О бщественные перемены последних лет в России привели к необходимости нового осмысления проблемы отношений между мужчиной и женщиной как субъектами социальной деятельности. Отношения между полами, рассматриваемые как один из уровней межгрупповых отношений, находят свое выражение в политической, экономической, культурной жизни общества, во многом определяя его настоящее состояние и перспективы. С развитием рыночных отношений в нашей стране наметилась тенденция особой активизации женщин как субъектов социальной деятельности: много женщин занято в предпринимательстве, отмечается их стремление участвовать в государственном управлении, женщины не уступают мужчинам по уровню реализации своих возможностей в области образования, науки, культуры. В то же время исследования в области социологии [60] показывают, что продолжает увеличиваться гендерная асимметрия, выражающаяся в отстранении женщин от процессов государственного управления, в феминизации безработицы, “двойной занятости женщин”, наличии существенной разницы в оплате труда женщин и мужчин. Кроме того, внимание общественности привлекает проблема особой формы насилия против женщин – домашнего насилия, вызванного экономическим неравенством полов, склонностью разрешать конфликты при помощи физической силы, властью и решающим голосом мужчины в большинстве семей [105]. Нарастают негативные тенденции в развитии демографической ситуации в России: по данным Федеральной целевой программы “Молодежь России. 2001 – 2005 годы” в стране родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет; численность 15 – 29-летних жителей в России уменьшилась почти на 1 млн. человек, а количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн. человек; до 70% разводов приходится на молодые семьи; наблюдается рост социального сиротства – отсутствия родительского попечения над ребёнком при живых родителях. Анализ показателей смертности и рождаемости, естественного прироста населения, соотношения браков и разводов в Ярославской области показывает, что демографическая ситуация в области не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к ухудшению: население “стареет” и сокращается, рождаемость “падает”, молодые семьи крайне неустойчивы и около 50% их распадается [166]. 5
Стр.5
В сложившейся ситуации социально-психологический анализ гендерных отношений является необходимым основанием для эффективной деятельности в области разрешения многих социальных проблем. Данная работа является попыткой анализа существующих теоретических подходов к проблеме гендерных отношений и взаимодействий, к проблеме связанных с ними гендерных установок, особенностям их формирования и коррекции. В ней обсуждаются социально-психологические механизмы гендерной социализации личности, раскрывается понятие гендерной социализации личности, обозначается роль семьи и образовательных учреждений в развитии гендерных моделей поведения. В первой главе пособия раскрываются психологические особенности формирования гендерных установок, их связь с поведением мужчин и женщин; проведен сравнительный анализ основных теоретических подходов к гендерным исследованиям в отечественной и зарубежной науке. Во второй главе представлены результаты эмпирических исследований автора, направленных на изучение восприятия молодежью внутрисемейных отношений, на ее отношение к браку, а также результаты исследования, посвященного изучению влияния полового состава групп на оценку результатов их деятельности. Представленные исследования могут быть полезны студентам для обучения планированию и проведению эмпирического исследования. Вторая глава пособия включает в себя описание условий и методов оказания социально-психологического содействия процессу полоролевого самоопределения юношей и девушек, апробированную авторскую программу для общеобразовательных учреждений «Я в мире ценностей». Представленная программа, на наш взгляд, может быть полезна с методической точки зрения для студентов, а также для школьных психологов и педагогов. Особое место в работе занимают вопросы, связанные с методическим инструментарием, позволяющим исследовать психологические особенности развития и поведения мужчин и женщин. Третья глава учебного пособия содержит современные методики диагностики гендерных стилей руководства, гендерных ценностей и потенциалов личности в различных сферах жизнедеятельности. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.