На правах рукописи
СОКОЛОВА МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА
ПРОЕ КТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
13.00.01-Общая педагогика, история педагогики и
образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Архангельск-2001
Стр.1
3
Работа выполнена на кафедре педагогики Поморского
государственного университета имени М.В. Ломоносова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
Диссертация посвящена проблеме проектирования индивидуальных
доктор педагогических наук,
профессор Н.Ф. Радионова
доктор педагогических наук,
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
профессор Е.И. Казакова;
кандидат педагогических
наук, доцент
Т.И. Молодцова
Санкт-Петербугский
университет педагогического
мастерства
Защита состоится: «_» декабря
образовательных маршрутов студентов в вузе.
Актуальность исследования. За долгие годы своего существования
система высшего образования России накопила богатый опыт
индивидуализации обучения студентов: программированный подход,
индивидуальные планы работы, спецкурсы, индивидуальная
исследовательская работа и другое. В современных политических и
социально-экономических условиях перед высшей школой поставлена
задача содействия личностно-профессиональному становлению
специалиста нового поколения. В связи с этим проблема
индивидуализации образовательного процесса в вузе существенно
актуализировалась. Благодаря диверсификации высшего образования
появились реальные возможности для ее решения в новой образовательной
ситуации.
Однако эмпирический опыт показывает, что эти возможности
2001
года в_________________________ часов
на заседании диссертационного совета КМ 212.008.02 по защите
диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
в Архангельском государственном техническом университете (163002, .
г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17, ауд. 1228).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Архангельского
государственного технического университета.
Автореферат разослан « ____ » ноября 2001 года.
реализуются далеко не полностью. Часто это связано с тем, что
преподаватели и студенты ни практически, ни психологически не готовы к
этой деятельности.
В современной педагогической науке имеется необходимая
совокупность знаний для постановки и решения проблем, связанных с
индивидуализацией образования в вузе. Раскрыты теоретические основы
индивидуализации образования (Г.З. Алибекова, М.М. Анцибор, А.А.
Аукум, А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, Г.Н. Кондратенко, Т.М. Николаева,
Н.В. Промоторова, А.В. Рудковская, И.Э. Унт и другие), однако, в этих
исследованиях не поднимался вопрос о проектировании индивидуальных
образовательных маршрутов.
Разработана концепция личностно-ориентированного образования
(Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие), однако,
исследованию не подвергались
технологии его осуществления
применительно к высшей школе.
Обоснованы концептуальные положения, связанные с развитием
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук
СЮ. Мосягина
высшего образования (Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, Б.Б. Коссов,
Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и другие); обозначены подходы к
пониманию и разработке образовательных программ для вуза (Р.У.
Богданова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, и другие), однако, не
исследованы
процессы
проектирования
образовательного маршрута студента в вузе.
индивидуального
Стр.2
4
Сформулированы задачи, принципы, логика педагогического
проектирования, особенности проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов учащихся в школе (B.C. Безрукова, СВ.
Воробьева, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына и
другие), однако, проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов студентов в вузе не являлось предметом специального
изучения в этих исследованиях.
Общественная значимость и недостаточная теоретическая
разработанность указанной проблемы определили тему исследования:
«Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов
студентов в вузе».
Цель исследования: научно обосновать и практически реализовать
педагогический подход к включению студентов в проектирование и
реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
Объект исследования: индивидуализация образовательного процесса
в вузе.
Предмет исследования:
проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов студентов в вузе
Гипотеза исследования:
1. На современном этапе система высшего образования России
располагает достаточно
богатыми
индивидуализации образовательного процесса в вузе.
2. Включение студентов в проектирование своего индивидуального
образовательного маршрута можно рассматривать в качестве
современного пути индивидуализации образовательного процесса в
вузе.
3. Педагогический подход к включению студентов в проектирование и
реализацию индивидуальных образовательных маршрутов предполагает
специальным образом организованную совместную деятельность
преподавателей и студентов.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были
поставлены следующие задачи исследования:
• выявить возможности системы высшего образования России для
индивидуализации образовательного процесса в вузе;
• раскрыть сущностные характеристики индивидуализации современного
образовательного процесса в вузе;
• обосновать педагогический подход к включению студентов в
проектирование индивидуальных образовательных маршрутов;
• экспериментально проверить педагогический подход к включению
студентов в проектирование и реализацию индивидуальных
образовательных маршрутов.
возможностями для
5
методов исследования, который включал в себя: теоретический анализ
философской,
психолого-педагогической,
Для решения поставленных задач был использован комплекс
социологической,
педагогической литературы, нормативно-правовых актов; проектирование
индивидуальных образовательных маршрутов студентов; диагностические
методы (включенное наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,
анализ продуктов деятельности); педагогический эксперимент,
направленный на апробирование подхода к включению студентов в
проектирование и реализацию индивидуальных образовательных
маршрутов.
Методологической основой исследования явились идеи о развитии
высшего образования как открытой многовариантной системы;
теоретические положения о педагогическом проектировании как
полифункциональной педагогической деятельности; идеи об
индивидуализации образовательного процесса в вузе как предпосылке
личностно-профессионального становления специалиста.
Базой исследования
явился Поморский государственный
университет имени М.В. Ломоносова. В констатирующем эксперименте
приняли участие 217 студентов. Опытно-экспериментальная работа
проводилась в течение трех лет на математическом факультете. В ней
приняли участие 44 студента.
Этапы и организация исследования. На первом этапе (1998-1999гг.)
проводился теоретический анализ проблемы, разрабатывался авторский
подход к включению студентов в проектирование собственных
образовательных маршрутов, выявлялись возможности образовательной
среды вуза для индивидуализации образовательного процесса.
На втором этапе (1999-2000гг.) уточнялись теоретические позиции
исследования, связанные с проектированием индивидуальных
образовательных маршрутов студентов в вузе; проводилась
экспериментальная работа по апробации педагогического подхода к
включению студентов в проектирование и реализацию индивидуальных
образовательных маршрутов; отслеживалась динамика достижений
студентов.
На третьем этапе (2000-2001гг.) обобщались, систематизировались и
оформлялись результаты экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Современная система высшего образования,
специализация), уровню (бакалавр,
характеру
связи
с
располагающая
богатыми возможностями для реализации вариативных образовательных
программ, различающихся по своей направленности (область высшего
образования,
направление высшего образования, специальность,
специалист, магистр),
Стр.3