Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ" (80,00 руб.)

0   0
АвторыСоколова Мария Леонидовна
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID199923
АннотацияДиссертация посвящена проблемам индивидуализации образовательного процесса в вузе.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ" / М.Л. Соколова .— : [Б.и.], 2001 .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/199923 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи СОКОЛОВА МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА ПРОЕ КТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ 13.00.01-Общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Архангельск-2001 3 Работа выполнена на кафедре педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Радионова доктор педагогических наук, профессор Е.И. Казакова; кандидат педагогических наук, доцент ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: <...> Т.И. Молодцова Санкт-Петербугский университет педагогического мастерства Защита состоится: «_» декабря 2001 года в_________________________ часов на заседании диссертационного совета КМ 212.008.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Архангельском государственном техническом университете (163002, . <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Архангельского государственного технического университета. <...> За долгие годы своего существования система высшего образования России накопила богатый опыт индивидуализации обучения студентов: програм мированный подход, индивидуальные планы работы, спецкурсы, индивидуальная исследовательская работа и другое. <...> В современных политических и социально-экономических условиях перед высшей школой поставлена задача содействия личностно-профессиональному становлению специалиста нового поколения. <...> В связи с этим проблема индивидуализации образовательного процесса в вузе существенно актуализировалась. <...> Однако эмпирический опыт показывает, что эти возможности реализуются далеко не полностью. <...> В современной педагогической науке имеется необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблем, связанных с индивидуализацией образования в вузе. <...> Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и другие); обозначены подходы <...>
Автореферат_диссертации_на_соискание_ученой_степени_кандидата_педагогических_наук_ПРОЕКТИРОВАНИЕ_ИНДИВИДУАЛЬНЫХ_ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ_МАРШРУТОВ_СТУДЕНТОВ_В_ВУЗЕ.pdf
На правах рукописи СОКОЛОВА МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА ПРОЕ КТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ 13.00.01-Общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Архангельск-2001
Стр.1
3 Работа выполнена на кафедре педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: Диссертация посвящена проблеме проектирования индивидуальных доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Радионова доктор педагогических наук, ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: профессор Е.И. Казакова; кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Молодцова Санкт-Петербугский университет педагогического мастерства Защита состоится: «_» декабря образовательных маршрутов студентов в вузе. Актуальность исследования. За долгие годы своего существования система высшего образования России накопила богатый опыт индивидуализации обучения студентов: программированный подход, индивидуальные планы работы, спецкурсы, индивидуальная исследовательская работа и другое. В современных политических и социально-экономических условиях перед высшей школой поставлена задача содействия личностно-профессиональному становлению специалиста нового поколения. В связи с этим проблема индивидуализации образовательного процесса в вузе существенно актуализировалась. Благодаря диверсификации высшего образования появились реальные возможности для ее решения в новой образовательной ситуации. Однако эмпирический опыт показывает, что эти возможности 2001 года в_________________________ часов на заседании диссертационного совета КМ 212.008.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Архангельском государственном техническом университете (163002, . г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17, ауд. 1228). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Архангельского государственного технического университета. Автореферат разослан « ____ » ноября 2001 года. реализуются далеко не полностью. Часто это связано с тем, что преподаватели и студенты ни практически, ни психологически не готовы к этой деятельности. В современной педагогической науке имеется необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблем, связанных с индивидуализацией образования в вузе. Раскрыты теоретические основы индивидуализации образования (Г.З. Алибекова, М.М. Анцибор, А.А. Аукум, А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, Г.Н. Кондратенко, Т.М. Николаева, Н.В. Промоторова, А.В. Рудковская, И.Э. Унт и другие), однако, в этих исследованиях не поднимался вопрос о проектировании индивидуальных образовательных маршрутов. Разработана концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие), однако, исследованию не подвергались технологии его осуществления применительно к высшей школе. Обоснованы концептуальные положения, связанные с развитием Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук СЮ. Мосягина высшего образования (Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, Б.Б. Коссов, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и другие); обозначены подходы к пониманию и разработке образовательных программ для вуза (Р.У. Богданова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, и другие), однако, не исследованы процессы проектирования образовательного маршрута студента в вузе. индивидуального
Стр.2
4 Сформулированы задачи, принципы, логика педагогического проектирования, особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе (B.C. Безрукова, СВ. Воробьева, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына и другие), однако, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе не являлось предметом специального изучения в этих исследованиях. Общественная значимость и недостаточная теоретическая разработанность указанной проблемы определили тему исследования: «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе». Цель исследования: научно обосновать и практически реализовать педагогический подход к включению студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов. Объект исследования: индивидуализация образовательного процесса в вузе. Предмет исследования: проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе Гипотеза исследования: 1. На современном этапе система высшего образования России располагает достаточно богатыми индивидуализации образовательного процесса в вузе. 2. Включение студентов в проектирование своего индивидуального образовательного маршрута можно рассматривать в качестве современного пути индивидуализации образовательного процесса в вузе. 3. Педагогический подход к включению студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов предполагает специальным образом организованную совместную деятельность преподавателей и студентов. В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: • выявить возможности системы высшего образования России для индивидуализации образовательного процесса в вузе; • раскрыть сущностные характеристики индивидуализации современного образовательного процесса в вузе; • обосновать педагогический подход к включению студентов в проектирование индивидуальных образовательных маршрутов; • экспериментально проверить педагогический подход к включению студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов. возможностями для 5 методов исследования, который включал в себя: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, Для решения поставленных задач был использован комплекс социологической, педагогической литературы, нормативно-правовых актов; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов; диагностические методы (включенное наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности); педагогический эксперимент, направленный на апробирование подхода к включению студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов. Методологической основой исследования явились идеи о развитии высшего образования как открытой многовариантной системы; теоретические положения о педагогическом проектировании как полифункциональной педагогической деятельности; идеи об индивидуализации образовательного процесса в вузе как предпосылке личностно-профессионального становления специалиста. Базой исследования явился Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В констатирующем эксперименте приняли участие 217 студентов. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение трех лет на математическом факультете. В ней приняли участие 44 студента. Этапы и организация исследования. На первом этапе (1998-1999гг.) проводился теоретический анализ проблемы, разрабатывался авторский подход к включению студентов в проектирование собственных образовательных маршрутов, выявлялись возможности образовательной среды вуза для индивидуализации образовательного процесса. На втором этапе (1999-2000гг.) уточнялись теоретические позиции исследования, связанные с проектированием индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе; проводилась экспериментальная работа по апробации педагогического подхода к включению студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов; отслеживалась динамика достижений студентов. На третьем этапе (2000-2001гг.) обобщались, систематизировались и оформлялись результаты экспериментальной работы. На защиту выносятся следующие положения. 1. Современная система высшего образования, специализация), уровню (бакалавр, характеру связи с располагающая богатыми возможностями для реализации вариативных образовательных программ, различающихся по своей направленности (область высшего образования, направление высшего образования, специальность, специалист, магистр),
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ