Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Современные гуманитарные исследования

Современные гуманитарные исследования №2 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц232
ID197636
АннотацияОперативная публикация статей аспирантов и соискателей для защиты диссертаций.
Современные гуманитарные исследования .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №2 .— 232 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197636 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современные гуманитарные исследования, № 2, 2011 Исторические науки и археология Отечественная история Павлов К.А., аспирант Московского государственного гуманитарного университета им. <...> Действительно, знание о том, как себе представляли древние славяне посмертный мир, знание об их представления о смерти и душе может разъяснить нам не только многие вопросы, касающиеся похоронной обрядности древних славян, но и позволить лучше понять всю систему языческого миропонимания. <...> К таким аспектам относятся актуальные и сегодня вопросы: где, по представлениям древних славян располагался загробный мир; каким его представляли славяне-язычники; верили ли древние славяне в существование ада и рая, и в то, что хорошее посмертие необходимо заслужить добрыми земными делами? <...> По вопросу о том, где по представлению древних славян находился загробный мир, мнения исследователей схожи. <...> Ученые считают, что загробный мир славянам-язычникам виделся и под землей, и на небесах, и за морем, и за горизонтом. <...> Укажем, что такие ученые, как Н.Н. Велецкая, В.И. Еремина, О.С. Осипова так или иначе указывают на важное место в представлениях древних славян о смерти идеи кругооборота жизнь – смерть – жизнь. <...> Рыбаков отмечает появление верований в загробный подземный мир. <...> Душа человека по представлениям древних славян, его жизненная сила теперь не воплощалась в другом теле, а отправлялась в вечный подземный мир, в сонм своих предков. <...> Так, по мнению Б.А. Рыбакова, изменялись представления древних славян о загробном мире. <...> Дискуссионным вопросом в проблеме о представлениях древних славян о загробном мире является вопрос о том, верили ли древние славяне в существование ада и рая, в то, что хорошее посмертие необходимо заслужить добрыми земными делами? <...> Е.Е. Левкиевская так же предполагает, что древние славяне не делили загробный мир на рай и ад, он оставался единым и назывался ирий4. <...> 12 Современные гуманитарные исследования, № 2, 2011 Историография <...>
Современные_гуманитарные_исследования_№2_2011.pdf
Современные гуманитарные исследования, № 2, 2011 Исторические науки и археология Отечественная история Павлов К.А., аспирант Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова ПРОБЛЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ СЛАВЯН О ЗАГРОБНОМ МИРЕ ВО ВЗГЛЯДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ Проблема представлений древних славян о загробном мире является очень важной в современной отечественной науке. Действительно, знание о том, как себе представляли древние славяне посмертный мир, знание об их представления о смерти и душе может разъяснить нам не только многие вопросы, касающиеся похоронной обрядности древних славян, но и позволить лучше понять всю систему языческого миропонимания. В.И. Еремина отметила, что тайна смерти и посмертного существования была одной из главных идей языческого мировоззрения. Видимо поэтому многие современные исследователи обращаются к данной проблеме. Как и в большинстве научных проблем, в проблеме представлений древних славян о загробном мире учеными выделяются ряд сторон, аспектов, особенно важных для науки. К таким аспектам относятся актуальные и сегодня вопросы: где, по представлениям древних славян располагался загробный мир; каким его представляли славяне-язычники; верили ли древние славяне в существование ада и рая, и в то, что хорошее посмертие необходимо заслужить добрыми земными делами? Рассмотрим взгляды современных отечественных ученых по данным вопросам. По вопросу о том, где по представлению древних славян находился загробный мир, мнения исследователей схожи. Ученые считают, что загробный мир славянам-язычникам виделся и под землей, и на небесах, и за морем, и за горизонтом. Так, о сложности, противоречивости и непоследовательности представлений древних славян о загробном мире, который мог находится и под землей, и в космосе, и за горизонтом, и за морем, говорит Н.Н. Велецкая1. Подобное мнение имеют Н.И. Толстой2, Е.Е. Левкиевская3. Укажем, что такие ученые, как Н.Н. Велецкая, В.И. Еремина, О.С. Осипова так или иначе указывают на важное место в представлениях древних славян о смерти идеи кругооборота жизнь – смерть – жизнь. Это идея посмертных воплощений, идея реинкарнации, повторного рождения в новом теле. Так, Н.Н. Велецкая пишет, что у древних славян было живо древнеиндоевропейское представление о жизни и смерти, как об извечном кругообороте перевоплощений, а так же связанная с этим представлением идея реинкарнации, идея беспрестанных метаморфоз. После смерти, по воззрениям древних славян, умершие могли перевоплотиться в растения, деревья или птиц, а затем снова в человека. Существовало так же верование, что дух умершего переходит в новорожденного ребенка. Об этом пишет и В.И. Еремина: «смерть, по древним представлениям, – это всегда метаморфоза»4. В.И. Еремина приводит интересные народные рассказы о том, «что любой младенец это есть 1 Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/index.php) 2 Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., 2003. С.18 3 Левкиевская Е.Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский Альманах 2003. С. 353 4 Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991. С. 29 10
Стр.1
Современные гуманитарные исследования, № 2, 2011 возвращенный на землю покойник».1 Еремина пишет: «перед смертью человек говорил внучке, чтобы она росла, выходила замуж, а он родится от нее. Если умирал новорожденный вскоре после появления на свет, говорили: «Прошел мимо, не захотел остаться»2. Отметим правда, что большинство перечисленных современных ученых, являются представителями структуралистического подхода и рассматривают язычество как застывшую сложную систему. В связи с этим большое значение имеет исследование Б.А. Рыбакова, который, используя исторический подход, проследил развитие представлений о загробном мире у древних славян и связанной с ними похоронной обрядности3. В глубокой древности, на протяжении всего каменного и бронзового века, вплоть до века железного, Б.А. Рыбаков отмечает, существование веры в реинкарнацию (то есть веры в возможность повторного рождения), которая, по его мнению, породила такой погребальный обряд, как скорченные захоронения. Далее Б.А. Рыбаков отмечает появление верований в загробный подземный мир. Душа человека по представлениям древних славян, его жизненная сила теперь не воплощалась в другом теле, а отправлялась в вечный подземный мир, в сонм своих предков. При этом человеческий облик сохраняется за покойником и в загробном мире. Умерший сохранял свою индивидуальность и после смерти. Появление веры в загробный подземный мир и связанные с ней представления, по мнению Б.А. Рыбакова, породили обряд простой ингумации (простого захоронения в земле, так называемые вытянутые погребения), который стал преобладать с IX – VIII вв. до н. э. Следующий этап в развитии представлений древних славян о загробном мире произошел с появлением похоронного обряда кремации (сожжения умершего), который возник почти одновременно с обособлением древних славян от индоевропейцев и сосуществовал с ингумацией до тех пор, пока кремация не была вытеснена принятым христианством. Появление обряда кремации Б.А. Рыбаков связывает с развитием земледелия в славянском обществе и складыванием соответствующего мировоззрения, важное значение в котором играет небо – источник важной для земледельца влаги. Теперь, по мнению Бориса Александровича, славяне – земледельцы местом жительства душ предков стали считать небесный мир, а не подземный. Сжигая своих умерших предков на больших кострах, славяне-земледельцы отправляли их души вместе с дымом в небесный мир. Согласно мировоззрению древних славян, находясь в небесном мире, души предков могли содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег), необходимым для земледелия. Так, по мнению Б.А. Рыбакова, изменялись представления древних славян о загробном мире. При этом важно указать вывод Б.А. Рыбакова о том, что языческие представления развивались не путем замены старых представлений новыми, а путем наслоения новых представлений на старые. В таком случае старые верования, несколько изменяясь, продолжали существовать наряду с новыми. Во многом схожи взгляды ученых и по вопросу о том, как представляли себе славянеязычники загробный мир. Большинство современных исследователей считают, что загробный мир представлялся древним славянам очень похожим на мир земной, мало чем от него отличался. Это отмечают Е.Е. Левкиевская, В.И. Еремина, Н.Н. Велецкая. Е.Е. Левкиевская отмечает, что человек в посмертном мире продолжал вести такую же жизнь, какую вел при жизни. Исследовательница указывает, что «новую душу на «том» свете встречают ранее умершие родственники и соседи»4. Б.А. Рыбаков считает, что славяне представляли загробный мир как цветущий сад. Н.Н. Велецкая пишет, что природа загробного мира была схожа с природой нашего мира, загробный мир был подобен земному. «В нем также цветут деревья и луга, текут реки, возвышаются горы; рай обычно представляется вечно цветущим садом, 1 Там же 2 Там же. С. 30 3 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. 4 Левкиевская Е.Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский Альманах 2003. М.: Индрик, 2004. С. 351 11
Стр.2
Современные гуманитарные исследования, № 2, 2011 наполненным плодами, цветами, поющими птицами. То же можно сказать и относительно предков, которые и там сохраняют семейные и родовые связи»1 – пишет Н.Н. Велецкая. Дискуссионным вопросом в проблеме о представлениях древних славян о загробном мире является вопрос о том, верили ли древние славяне в существование ада и рая, в то, что хорошее посмертие необходимо заслужить добрыми земными делами? Б.А. Рыбаков полагает, что славяне верили только в рай, который, в отличие от рая христианского, не требовалось заслуживать добрыми земными делами, он неизбежно ожидал всех умерших2. Подобного мнения придерживается и Н.И. Толстой, который считает, что славяне до принятия христианства ада и рая не различали, представление об аде были привнесены вместе с крещением Руси3. Е.Е. Левкиевская так же предполагает, что древние славяне не делили загробный мир на рай и ад, он оставался единым и назывался ирий4. Напротив, О.С. Осипова убеждена, что славяне верили и в рай и в ад, а так же в то, что после смерти человек получал ту судьбу, которую заслуживал своими поступками при жизни. При этом О.С. Осипова отмечает, что «для язычника всегда существовала возможность заслужить от богов прощение за грехи. Славяне очищали себя при жизни молитвой и жертвой, а по смерти обрядом поминовения»5. Н.Н. Велецкая же считает, что в языческих представлениях о смерти существенную роль играла идея посмертных превращений, согласно которой после смерти человек воплощался в растении, дереве, животном или человеке, причем посмертное существование определялось земными делами и устремлениями, славянам была близка древнеиндоевропейская идея кармы, согласно которой рождение животным рассматривалось как наказание за нарушение заповедей6. Подобные воззрения приводит и В.И. Еремина. Таковы взгляды современных отечественных исследователей по проблеме представлений древних славян о загробном мире. Мы увидели, что по многим вопросам мнения исследователей схожи, что на наш взгляд является доказательством истинности полученных знаний. В то же время нами были отмечены спорные вопросы, на которые в науке по-прежнему нет однозначного ответа. В частности вопрос по поводу веры древних славян в рай и ад. В заключении важно отметить, что наука продолжает активно развиваться в изучении данной темы, о чем красноречиво свидетельствуют новые исследования таких авторов, как О.С. Осиповой и Е.Е. Левкиевской. 1 Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/index.php) 2 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 309 3 Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., 2003. С. 18 4 Славянский Альманах 2003 //Е.Е. Левкиевская. Представления о «том свете» у восточных славян. М.: Индрик, 2004. С. 353 5 Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). М., 2000. (http://sadsvt.narod.ru/slav.html) 6 Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/index.php) 12
Стр.3