Отклики
Николай ЛЕВШИН
СПОСОБЫ МАСКИРОВКИ ЭКСПРЕССИВНОЙ
ЛЕКСИКИ НА СТРАНИЦАХ СОВРЕМЕННЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
5 апреля 2013 года президент России утвердил по
правки к «Закону о СМИ» и Кодексу РФ об админист
ративных правонарушениях, предписывающие полный
запрет употребления «нецензурной брани» в отечествен
ных средствах массовой информации1. <...> И теперь российских публицистов беспо
коит резонный вопрос: не забудут ли депутаты в своей
погоне за модой оговорить возможность использования
экспрессивной лексики для сохранения художествен
ной целостности произведений? <...> Ведь хотелось бы того
авторам или нет, но для некоторых читателей экспрес
сивная лексика является естественной и неотъемлемой
компонентой мироустройства, отсутствие которой —
при определенном развитии сюжета — непременно на
толкнет читателя на размышления о несостоятельности
произведения. <...> еще в начале
прошлого века писал:
Заканчивая первую часть «Похождений бравого солдата
Швейка» («В тылу»), сообщаю читателям, что вскоре появят
ся две следующие части — «На фронте» и «В плену». <...> В этих
частях и солдаты, и штатские тоже будут говорить и поступать
так, как они говорят и поступают в действительности. <...> Жизнь — не школа для обучения светским манерам. <...> Смягчать выражения или применять многоточие я счи
таю глупейшим лицемерием. <...> Современный читатель, сталкиваясь с вышеприведен
ными пояснениями автора, может заподозрить его в лу
2
Гашек Ярослав. <...> Несмотря на все утверждения Гашека о том, что
он не собирается «смягчать выражения», приводимые в
его произведениях обороты выглядят детским лепетом в
сравнении с экспрессивной лексикой на страницах совре
менных бестселлеров Стогова, Пелевина, Минаева и мно
гих других российских писателей и публицистов. <...> Однако
без детального изучения вопроса достоверно утверждать,
является ли такое положение вещей следствием желания
Гашека найти компромисс между этикой и реализмом
или же плодом <...>