Педагогические науки, № 6, 2011
Общая педагогика, история педагогики и образования
Абдуазизова В.В., соискатель Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук им. <...> Т.Н. Кары Ниязи
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
И ЛИЧНОСТНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
В статье идет речь о развитии творческих способностей и совершенствовании профессиональных качеств будущих инженер-педагогов. <...> Педагогическое творчество – глубоко осознанный и систематический поиск учителем
или воспитателем более совершенных эффективных методов, средств и форм организации
учебно-воспитательной работы с учащимися. <...> Педагогическое творчество – это не только поиск и нахождение нового в своей профессиональной деятельности. <...> Педагогическое творчество педагога проявляется
в стремлении к непрерывной творческой актуализации своего творческо-педагогического
потенциала, своих творческих способностей в педагогической деятельности. <...> Педагогу необходим креатив – способность создавать новое, оригиналь10
Педагогические науки, № 6, 2011
ное, способность принимать нестандартные решения. <...> Определим требования к педагогическому творчеству: вдохновение, творческий настрой;
чувство нового; целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность;
последовательность, настойчивость, принципиальность; любовь к детям и педагогическому
труду; педагогическая интуиция; педагогический такт; оптимизм; творческий подход к своей
работе; профессиональные знания (психологии, педагогики, своего предмета, его методики);
педагогические способности (общительность, наблюдательность, эмоциональная стабильность, прогнозирование и др.); педагогическая технология и техника (техника речи, панто11
Педагогические науки, № 6, 2011
мимическая техника, техника воздействия, техника контактного взаимодействия, управление
собой); владение высоким уровнем педагогического мастерства; потребность в профессионально-творческом <...>
Педагогические_науки_№6_2011.pdf
Педагогические науки, № 6, 2011
Общая педагогика, история педагогики и образования
Абдуазизова В.В., соискатель Узбекского
научно-исследовательского института
педагогических наук им. Т.Н. Кары
Ниязи
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
И ЛИЧНОСТНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
В статье идет речь о развитии творческих способностей и совершенствовании профессиональных
качеств будущих инженер-педагогов.
Ключевые слова: творчество, личность, совершенствование, инженер-педагоги, компонент,
творческая деятельность, мышление.
PEDAGOGICAL CREATIVITY AND ITS ROLE IN PROFESSIONAL
AND PERSONAL PERFECTION
The given article is about development of creative abilities and perfection of professional qualities of future
engineers-teachers.
Keywords: creativity, personality, perfection, engineers-teachers, a component, creative activity, thinking.
Творчество
– мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения
возникшей задачи уже известными способами. Творчество при доминировании в процессе
мышления проявляется как воображение. Будучи компонентом цели и способа деятельности,
оно поднимает ее до уровня творческой деятельности как обязательного условия
мастерства и инициативы. Творчество при различных степенях его выраженности может
проявляться в любом виде деятельности и связано с иерархией переживаний – от интереса
через увлечение и вдохновение до озарения. При высшем проявлении творчества в сознании
доминирует вдохновение, вплоть до озарения, в личности – потребность деятельности,
а в деятельности – стремление к достижению новых, ранее не ставившихся целей, новыми,
ранее не апробированными средствами.
Педагогическое творчество – глубоко осознанный и систематический поиск учителем
или воспитателем более совершенных эффективных методов, средств и форм организации
учебно-воспитательной работы с учащимися. Творчество проявляется в педагогической деятельности
и связано с иерархией переживаний – от интереса через увлечение и вдохновение
до озарения. Потребность в деятельности – стремление к достижению новых, ранее не ставившихся
целей, новыми, ранее не апробированными средствами. Педагогическое творчество
– это не только поиск и нахождение нового в своей профессиональной деятельности. Оно
заключается в многообразных формах и способах педагогическо-творческой самореализации
личности педагога, а, следовательно, может рассматриваться как процесс проявления, формирования,
развития и совершенствования универсально-оригинальных способностей. Это
еще и реализация потребности педагога в самоактуализации и самореализации – ведущей
базовой потребности личности. Педагогическое творчество педагога проявляется
в стремлении к непрерывной творческой актуализации своего творческо-педагогического
потенциала, своих творческих способностей в педагогической деятельности. Это еще и желание
осознать и принять свою уникальность, оригинальность и неповторимость в педагогической
миссии, доказать свое призвание и предназначение быть учителем (педагогом). Творческий
характер педагогической деятельности – это постоянный поиск решения сложных педагогических
задач. Педагогу необходим креатив – способность создавать новое, оригиналь10
Стр.1
Педагогические науки, № 6, 2011
ное, способность принимать нестандартные решения. Обычно выделяют несколько уровней
педагогического творчества:
1) репродуктивный – уровень воспроизведения готовых рекомендаций, освоения того,
что создано другими;
2) уровень оптимизации, характеризующийся умелым выбором и целесообразным сочетанием
известных методов и форм обучения;
3) эвристический уровень – поиск нового, обогащение известного своими собственными
находками;
4) исследовательский, личностно-самостоятельный – педагог сам продуцирует идеи и
конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности,
соответствующие его творческой индивидуальности.
Идеи педагогического творчества:
• дидактические: в усвоении учебного материала, использовании наглядности, свободном
выборе учащимися заданий, видов и способов деятельности, стимулировании
учащихся к само- и взаимоанализу;
• воспитательные: учение без принуждения, коллективная творческая деятельность,
личностный подход к ученику, поощрение его самостоятельности, субъектсубъектный
характер общения.
Идеи педагогического творчества реализуются через технологии.
Педагогическая деятельность близка художественной следующими параметрами: созиданием,
творческими процессами; вдохновением, озарением, интуицией; артистичностью и
сценичностью; владением своей личностью как главным инструментом в педагогике. Педагогическое
творчество можно сравнить с поэтическим: в нем столько прекрасного, связанного
с самым высоким явлением в мире – человеком.
В творческо-педагогической деятельности есть свои нормы, правила и условия: творчество
педагога должно быть прогрессивным, творческо-инновационным, самосозидательным
и саморазвивающим, ведущим к самоудовлетворению. В педагогическом творчестве должна
быть своя позиция, свои установки и четко осознанная направленность. Важно, чтобы в педагогическо-творческом
труде сочетались: заинтересованность, увлеченность, чувство долга,
ответственность перед обществом. А девиз в творческо-педагогическом труде следующий:
«Хочу – надо – могу = трудно – преодолимо = прекрасно – радостно = удовлетворение = социальное
чувство глубоко бескорыстного характера».
Мощной предпосылкой развития педагогического творчества является осознание педагогом
общественного смысла своего творческого труда. Творческий характер педагогической
деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности
учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который измеряется
не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства
и жизненной мудрости, то есть реализации своего человеческого предназначения.
В педагогическом творчестве раскрывается подлинный потенциал личности учителя (педагога).
Это – могучий фактор не только творческого роста, реализации творческого потенциала
педагогической профессии, но и совершенствования личности. Творческий стиль деятельности
педагога – стремление и потребность реализовать новые педагогические идеи,
практические умения и формы профессиональной деятельности.
Определим требования к педагогическому творчеству: вдохновение, творческий настрой;
чувство нового; целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность;
последовательность, настойчивость, принципиальность; любовь к детям и педагогическому
труду; педагогическая интуиция; педагогический такт; оптимизм; творческий подход к своей
работе; профессиональные знания (психологии, педагогики, своего предмета, его методики);
педагогические способности (общительность, наблюдательность, эмоциональная стабильность,
прогнозирование и др.); педагогическая технология и техника (техника речи, панто11
Стр.2
Педагогические науки, № 6, 2011
мимическая техника, техника воздействия, техника контактного взаимодействия, управление
собой); владение высоким уровнем педагогического мастерства; потребность в профессионально-творческом
самопроявлении, самовыражении, самоутверждении; осознанное развитие
своей творческо-педагогической индивидуальности; внесение в педагогику своего творческого
вклада.
Педагогическое творчество играет важную роль не только в профессиональном совершенствовании,
но и развитии – совершенствовании личности учителя (педагога).
ЛИТЕРАТУРА
1. Еримбетова А.Т. Использование инновационных образовательных технологий в системе
субъект-объектных взаимодействий в процессе обучения: Учебное пособие. – Шымкент:
Южно-Казахстанск. гос. университет им.М.Ауезова, 2005. – 116 с.
2. Стефановская Т.А. Педагогика. Наука и искусство: Учебное пособие. Курс лекций для
студентов ВУЗов и слушателей институтов повышения квалификации. – М.: Совершенство,
1998. – 368 с.
3. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. Изд.5. – М.: Политлит, 1986. – 584 с. – М.,
2005. – 180 с.
12
Стр.3