Педагогические науки, № 4, 2011
Общая педагогика, история педагогики и образования
Меськов В.С., доктор философских
наук, профессор, зав. кафедрой
Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент
(Московский институт открытого
образования)
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА»
КАК ПРОЕКТ И КАК ЗАДАЧА
Полноценное развитие личности в современном постиндустриальном сообществе предполагает
не только обеспечение профессиональных знаний и навыков для людей, вступающих в жизнь, но и
развитие их творческих способностей для интеллектуального и нравственного самоосуществления в
той социальной среде, где им приходится жить и работать. <...> Профессиональное образование и компетентная работа, социальная
значимость и одобрение общества, ощущение нужности – себе, семье и людям – семена этих
8
Педагогические науки, № 4, 2011
полезных качеств можно и нужно заложить и прорастить в духовной почве младенствующего сознания, а также подпитать и укрепить их стойкость и рост в душах молодых людей. <...> Примерная тематика научно-методических и учебно-методических работ исследовательского проекта «Энциклопедия интеллектуального мира (ЭИМ)» выглядит следующим
предлагаемым образом: <...> Духовная генетика социального человека: ценность интеллекта // Современные гуманитарные исследования. <...> Духовная генетика социального человека: ценность семьи // Актуальные проблемы современной науки. <...> Духовная генетика социального человека: ценность труда // Современные гуманитарные исследования. <...> 13
Педагогические науки, № 4, 2011
Абдуллаева Ш.Ш., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой
Ташкентского
архитектурно-строительного института (Узбекистан)
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИВАЮЩЕГО УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В статье раскрывается понятие развивающего учебного взаимодействия студентов и преподавателя, приводится описание 6 типов учебных групп развивающего характера, поведенческих стратегий <...>
Педагогические_науки_№4_2011.pdf
Педагогические науки, № 4, 2011
Общая педагогика, история педагогики и образования
Меськов В.С., доктор философских
наук, профессор, зав. кафедрой
Коломейцев А.Е., кандидат философских
наук, доцент
(Московский институт открытого
образования)
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА»
КАК ПРОЕКТ И КАК ЗАДАЧА
Полноценное развитие личности в современном постиндустриальном сообществе предполагает
не только обеспечение профессиональных знаний и навыков для людей, вступающих в жизнь, но и
развитие их творческих способностей для интеллектуального и нравственного самоосуществления в
той социальной среде, где им приходится жить и работать. Постановка такой задачи и вариации
ее решения на образчиках великих мыслителей – как раз и являются целью данного проекта.
Ключевые слова: знание, умение, труд, истина, убежденность, уверенность.
«ENCYCLOPEDIA OF INTELLECTUAL WORLD»
AS A PROJECT AND A TASK
Full development of a personality in the modern postindustrial society means not only professional
knowledge and skills for people entering a global life, but a development of their creative abilities for intellectual
and moral existans in the social society where they ought to live and work. Putting such a task and
variations of its solving on the examples of great thinkers is a purpose of this project.
Keywords: knowledge, ability, labour, truth, belief, confidence.
Хаос в желаниях порождает ступор в действиях. Любая социальная программа должна
быть выверена на успех в социальных действиях. Индивидуальный успех в социальных действиях
должен сказываться благотворным образом на развитии социальной системы и улучшении
жизни людей. Будь то партия или класс, нация или государство – хорошее нужно сохранять,
чтобы лучшее построить. Жить хорошо хотят все: пустые мечты рождают пустые
желания. Чтобы желания были жизненно открытыми и социально полезными, реализовывать
их нужно через труд – добросовестный труд на благо общества. На пользу себе – но не во
вред другим, на пользу другим – но не во вред себе. Таков характер «я» и «мы» – в совести и
разуме.
Развитие рационализма во всех его исторических и национальных формах показало, что
«рациональность» означает не только «разумность», но и «рассудочность» человеческого
сознания, уходящего корнями в жизненную почву своей нации и питающегося жизненными
соками ее здравого смысла. Разум – целесообразен, рассудок – ценосообразен: посредством
разума мы воплощаем общие и личные цели, посредством же рассудка мы эти цели оцениваем
– придавая им жизненную значимость и ценностный смысл. Истина и вера, красота и любовь,
правда и справедливость – вот наше добро = как духовное имущество, как духовная
ценность, как духовное достояние. Сокровенная собственность моего я – за пределами продажного
состояния.
Педагогические задачи, исходя из вышесказанного, распадаются на два, по крайней мере
обозримых, класса образовательных и воспитательных задач по формированию духовной
сущности и духовного облика человека. Нельзя сказать, что существует некая однозначная
модель сотворения идеального существа. Даже природа и бог – с этим не справились.
Но создание гармоничной личности, живущей в миру с собой и в согласии с людьми, возможно
и необходимо. Профессиональное образование и компетентная работа, социальная
значимость и одобрение общества, ощущение нужности – себе, семье и людям – семена этих
8
Стр.1
Педагогические науки, № 4, 2011
полезных качеств можно и нужно заложить и прорастить в духовной почве младенствующего
сознания, а также подпитать и укрепить их стойкость и рост в душах молодых людей.
Общая программа интеллектуального развития личности и формирования ее нравственных
основ была составлена в 2006 году на базе деятельности Центра Института ЮНЕСКО по
информационным технологиям в образовании (см. Приложение 1). За последующие пять лет
(2006–2011 гг.) программа была развернута представительским образом на конференциях и
семинарах, в публикациях научного и методического профиля (см. Приложение 2). Специфика
настоящего проекта заключается в том, что здесь обращено внимание на личностный
характер социального производства и духовного творчества конкретных людей, осуществивших
прямым жизненным образом – посредством усилий своего ума и упорства своей воли
– осуществивших значительный личный вклад в дело цивилизационного прогресса. Со
всеми его особенностями позитивного и негативного порядка. Надо знать – чтобы действовать!
Тогда и сможем – если захотим.
Примерная тематика научно-методических и учебно-методических работ исследовательского
проекта «Энциклопедия интеллектуального мира (ЭИМ)» выглядит следующим
предлагаемым образом:
1. ЭИМ: рациональная этика Сократа (=2,0 п.л.).
2. ЭИМ: атомизм Демокрита (=2,0 п.л.).
3. ЭИМ: идеализм Платона (=2,0 п.л.).
4. ЭИМ: философия и математика в логике Аристотеля (=2,0 п.л.).
5. ЭИМ: мистика чисел в учении пифагорейцев (=2,0 п.л.).
6. ЭИМ: античный космос в терминах Платона (=6,0 п.л.).
7. ЭИМ: принципы организации античного космоса и мышления (=5,0 п.л.).
8. ЭИМ: математическая организация мышления (=6,0 п.л.).
9. ЭИМ: библия природы Галилео Галилея (=2,0 п.л.).
10. ЭИМ: геометрическая этика Б. Спинозы (=2,0 п.л.).
11. ЭИМ: мир человека в мире Гельвеция (=3,0 п.л.).
12. ЭИМ: когнитивные технологии Рене Декарта (=4,0 п.л.).
13. ЭИМ: метаморфозы истины в духе Гегеля (=3,0 п.л.).
14. ЭИМ: долг как основание нравственности И. Канта (=2,0 п.л.).
15. ЭИМ: трансцендентальная этика Фридриха Ницше (=2,0 п.л.).
16. ЭИМ: психология прагматизма У. Джемса (=2,0 п.л.).
17. ЭИМ: социальная физика как научная социология Огюста Конта (=3,0 п.л.).
18. ЭИМ: идеология труда К. Маркса (=3,0 п.л.).
19. ЭИМ: социальная инженерия В.И. Ленина (=2,0 п.л.).
20. ЭИМ: инженерия человеческих душ в социальной кибернетике И.В. Сталина
(=2,0 п.л.).
21. ЭИМ: трудовая дисциплина ума и воли в педагогической системе А.С. Макаренко
(=2,0 п.л.).
22. ЭИМ: задачи любви в генетической этике Вл. Соловьёва (=3,0 п.л.).
23. ЭИМ: философия свободы Н. Бердяева (=2,0 п.л.).
24. ЭИМ: жизнь как живое творчество В.А. Сухомлинского (=2,0 п.л.).
25. ЭИМ: интеллектуальная революция и ее смысл (=2,0 п.л.).
Приложение 1
ПРОГРАММА
исследовательских работ по теме
«Духовное формирование личности как педагогическая задача»
Раздел I. Интеллектуальные технологии (Homo intellectus)
9
Стр.2
Педагогические науки, № 4, 2011
1. Когнитивные технологии античного мышления: истина древних греков.
2. Численный мир пифагорейцев.
3. Атомы и амеры Демокрита.
4. Идеализм Платона.
5. Логическое и математическое в когнитивных технологиях Аристотеля.
6. Античный космос в терминах Платона.
7. Порядок и хаос в античном космогенезисе и миросозерцании.
8. Физическое и математическое в научном реализме Галилея.
9. Интеллектуальные технологии рационального анализа: Рене Декарт.
10. Интуиция очевидного в рациональном анализе.
11. Энумерация достоверного в рациональном синтезе.
12. Природа доказательства.
13. Истина либерального мышления.
14. Проблема истины в абстрактной и прикладной математике.
15. Математическая организация мышления.
16. Математическая культура и прогресс интеллекта.
17. Интеллектуальные технологии диалектического синтеза: Георг Вильгельм Фридрих
Гегель.
18. Метаморфозы истины в духе Гегеля.
19. Сосредоточенное и рассеянное в организации мышления: абстрактное и конкретное.
20. Квантовая экономика Карла Маркса.
21. Социальная инженерия В.И.Ленина.
22. Изобретение и открытие.
23. Технологии квантового мира: Макс Планк.
24. Теория относительности и рационализм: А.Эйнштейн.
25. Инженерные технологии русского полета: небо и космос.
Раздел II. Нравственные ценности (Homo moralis)
1. Семья и любовь.
2. Эгоизм и любовь.
3. Любовь и вера.
4. Вера и правда.
5. Вера и свобода.
6. Рациональная этика Сократа: законы права и законы правды.
7. Нравственная ценность человеческого достоинства.
8. Ценность истины.
9. Ценность денег.
10. Психосинтез ума и воли в рацио-мире Рене Декарта.
11. Истина и вера как крепость и здоровье духа.
12. Функции надежды как смысла жизни.
13. Мир человека в мире Гельвеция.
14. Геометрическая этика Спинозы.
15. Долг как основание нравственности: Иммануил Кант.
16. Когнитивные технологии этики Ницше: трансцендентальный синтез.
17. Духовная генетика Вл. Соловьева.
18. Психосинтез «Я» и «Мы».
Раздел III. Устойчивость личности (Homo stabilis)
1. «Я» как синтез «транс» и «интер».
2. Социальные технологии психосинтеза «я»: благородство и подлость.
10
Стр.3