Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Педагогические науки

Педагогические науки №6 2010 (180,00 руб.)

0   0
Страниц181
ID197602
АннотацияПедагогические науки
Педагогические науки .— Москва : Спутник+ .— 2010 .— №6 .— 181 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197602 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические науки, № 6, 2010 Общая педагогика, история педагогики и образования Евдокимова Г.А. <...> Это пер8 Педагогические науки, № 6, 2010 вый вид воображения, развивающийся у детей. <...> 9 Педагогические науки, № 6, 2010 Развитие способности воссоздавать в себе образ действительности проходит две главные стадии. <...> На Руси образование, как обучение и воспитание, возникло задолго до образования самого государства. <...> Предпринимались попытки организовать, как это делалось в Европе, школы взаимного обучения, или ланкастерские. <...> В Петербурге был образован особый комитет для устройства ланкастерских школ в России. <...> Одной из форм развития дополнительного образования взрослых в дореволюционный период стали воскресные школы, народные университеты, высшие женские курсы и общины сестер милосердия. <...> 13 Педагогические науки, № 6, 2010 Кленина Л.И., кандидат физикоматематических наук, доцент Московского энергетического института ЛАНКАСТЕРСКИЕ И ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Ланкастерская или Белл-Ланкастерская система – это система взаимного обучения в начальной школе. <...> Так и возникла Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. <...> Ланкастерские школы стали столь популярны благодаря тому, что • во-первых, обучение было бесплатным; • во-вторых, ланкастерский ученик, научившись чему-то сам, превращался в учителя (монитора) для других, которые тоже потом становились учителями; • в-третьих, в этих школах не было классов и учителей (в современном смысле слова) – так же как и учебников. <...> 8 ноября 1819 года в Гомеле открыта первая в России ланкастерская школа. <...> Граф обратился к старшему секретарю российского посольства в Англии барону Штрандману с просьбой подыскать молодого человека, который согласился бы изучить ланкастерский метод преподавания, а потом приехать в Россию для открытия училища такого рода. <...> Он стал организатором первой в нашей стране школы взаимного обучения и основателем известной до сих пор российской династии <...>
Педагогические_науки_№6_2010.pdf
Педагогические науки, № 6, 2010 Общая педагогика, история педагогики и образования Евдокимова Г.А. (Средняя общеобразовательная школа № 296 г. Москвы) ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Работа воображения осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний. Результатом воображения является образ. Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Эти образы должны предвосхищать результаты деятельности или служить средством разрешения определённых умственных задач. Без способности к созданию таких образов творческое мышление было бы невозможно. Воображение не может развиваться на пустом месте. Для того, чтобы начать фантазировать человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, тем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно представляет результат труда до его начала, представляет не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты. Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создаёт психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что способствует их предметному воплощению. Воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; оно мотивируется потребностями личности. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации велика. Чем более привычной, точной и определённой является ситуация, тем меньше простора она даёт фантазии. Поэтому в той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при приближённых сведениях о ситуации, наоборот трудно получить ответ с помощью мышления – здесь вступает в права фантазия. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Но есть и слабые стороны такого решения проблемы. «Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен» [3, с. 250]. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения используется не только как условие творческой деятельности личности, но и при некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности. «В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далёких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тяжёлых условий жизни, от следствия своих ошибок и так далее» [3, с. 250]. Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Ярким примером может служить чтение художественной литературы, чертежа детали. Это пер8
Стр.1