Педагогические науки, № 6, 2010
Общая педагогика, история педагогики и образования
Евдокимова Г.А. <...> Это пер8
Педагогические науки, № 6, 2010
вый вид воображения, развивающийся у детей. <...> 9
Педагогические науки, № 6, 2010
Развитие способности воссоздавать в себе образ действительности проходит две главные
стадии. <...> На Руси образование, как обучение и воспитание, возникло задолго до образования самого государства. <...> Предпринимались попытки организовать, как это делалось в Европе, школы взаимного
обучения, или ланкастерские. <...> В Петербурге был образован особый
комитет для устройства ланкастерских школ в России. <...> Одной из форм развития дополнительного образования взрослых в дореволюционный
период стали воскресные школы, народные университеты, высшие женские курсы и общины
сестер милосердия. <...> 13
Педагогические науки, № 6, 2010
Кленина Л.И., кандидат физикоматематических наук, доцент Московского энергетического института
ЛАНКАСТЕРСКИЕ И ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Ланкастерская или Белл-Ланкастерская система – это система взаимного обучения
в начальной школе. <...> Так и возникла Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. <...> Ланкастерские школы стали столь популярны благодаря
тому, что
• во-первых, обучение было бесплатным;
• во-вторых, ланкастерский ученик, научившись чему-то сам, превращался в учителя (монитора) для других, которые тоже потом становились учителями;
• в-третьих, в этих школах не было классов и учителей (в современном смысле слова) – так же как и учебников. <...> 8 ноября 1819 года в Гомеле открыта первая в России ланкастерская школа. <...> Граф обратился к старшему секретарю российского посольства в Англии барону Штрандману с просьбой подыскать молодого человека, который согласился бы изучить ланкастерский метод
преподавания, а потом приехать в Россию для открытия училища такого рода. <...> Он стал организатором первой в нашей стране школы взаимного обучения
и основателем известной до сих пор российской династии <...>
Педагогические_науки_№6_2010.pdf
Педагогические науки, № 6, 2010
Общая педагогика, история педагогики и образования
Евдокимова Г.А.
(Средняя общеобразовательная школа
№ 296 г. Москвы)
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств
путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Работа воображения
осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний.
Результатом воображения является образ. Образы воображения формируются в процессе
мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей
среде. Эти образы должны предвосхищать результаты деятельности или служить
средством разрешения определённых умственных задач. Без способности к созданию таких
образов творческое мышление было бы невозможно.
Воображение не может развиваться на пустом месте. Для того, чтобы начать фантазировать
человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.
Чем больше знаний, тем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем
больше возможностей для комбинации образов.
Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в
том, что оно представляет результат труда до его начала, представляет не только конечный
продукт труда, но и его промежуточные продукты. Следовательно, воображение ориентирует
человека в процессе деятельности – создаёт психическую модель конечного или промежуточного
продуктов труда, что способствует их предметному воплощению.
Воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо
отыскать новые решения; оно мотивируется потребностями личности. Воображение работает
на том этапе познания, когда неопределённость ситуации велика. Чем более привычной, точной
и определённой является ситуация, тем меньше простора она даёт фантазии. Поэтому в
той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение.
Однако при приближённых сведениях о ситуации, наоборот трудно получить ответ
с помощью мышления – здесь вступает в права фантазия.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход
в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы
для мышления. Но есть и слабые стороны такого решения проблемы.
«Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако
необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению
у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда
останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен» [3, с. 250].
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения
используется не только как условие творческой деятельности личности, но и при
некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности. «В этом случае человек
временно уходит в область фантастических, далёких от реальности представлений, чтобы
скрыться там от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тяжёлых
условий жизни, от следствия своих ошибок и так далее» [3, с. 250].
Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое. Воображение, имеющее
в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Ярким
примером может служить чтение художественной литературы, чертежа детали. Это пер8
Стр.1