Педагогические науки, № 5, 2010
Общая педагогика, история педагогики и образования
Буторина Т.С., доктор педагогических
наук, профессор, зав. кафедрой
Кабринская Н.И., заместитель начальника учебно-методического управления,
аспирант
(Институт строительства и архитектуры Северного (Арктического) федерального университета)
СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Статья посвящена развитию учебных заведений Министерства Народного Просвещения. <...> В
данной работе мы рассматриваем состояние образования на территории Архангельской губернии в
первой четверти XIX века. <...> Ключевые слова: благотворительность, гимназия, уездные и приходские училища,
«Предварительные правила народного просвещения», учебный округ. <...> Первым законодательным актом, закрепившим создание системы народного просвещения и её структуры, стал Указ № 20597 (24.01.1803 г.) императора Александра I «Об устройстве училищ и распространении наук в империи нашей, утверждаются Предварительные
правила народного просвещения». <...> С целью эффективной организации деятельности образовательных учреждений
вводилась особая структура управления, которая официально была установлена указом №
20598 (24.01.1803 г) «Об утверждении учебных округов, с назначением для каждого особых
губерний». <...> Об устройстве училищ и распространении
наук в империи нашей, утверждаются Предварительные правила народного просвещения. <...> 2
7
Педагогические науки, № 5, 2010
нескольких губерний, «сходных между собой по местным обстоятельствам» 1. <...> Данным документом устанавливалась строгая иерархическая
структура управления учебными заведениями: приходские училища подчинялись
смотрителю уездного училища, уездные училища – директору гимназии, гимназии же –
ректору университета, университет – попечителю учебного округа, а тот министру народного
просвещения. <...> Выделив народное просвещение в «особую Государственную часть», правительство признало, что в стране <...>
Педагогические_науки_№5_2010.pdf
Педагогические науки, № 5, 2010
Общая педагогика, история педагогики и образования
Буторина Т.С., доктор педагогических
наук, профессор, зав. кафедрой
Кабринская Н.И., заместитель начальника
учебно-методического управления,
аспирант
(Институт строительства и архитектуры
Северного (Арктического) федерального
университета)
СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Статья посвящена развитию учебных заведений Министерства Народного Просвещения. В
данной работе мы рассматриваем состояние образования на территории Архангельской губернии в
первой четверти XIX века.
Ключевые слова: благотворительность, гимназия, уездные и приходские училища,
«Предварительные правила народного просвещения», учебный округ.
Начало XIX века ознаменовано проведением государственных реформ в области народного
просвещения. В этот период была создана государственная система народного просвещения
и сформирована централизованная структура управления.
«Система» в энциклопедическом словаре определяется как «множество элементов,
находящихся в отношении и связях друг с другом, образующих определённую целостность,
единство»1. Система
образования
представляет
«совокупность
преемственных
образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть
реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием» 2.
Первым законодательным актом, закрепившим создание системы народного просвещения
и её структуры, стал Указ № 20597 (24.01.1803 г.) императора Александра I «Об устройстве
училищ и распространении наук в империи нашей, утверждаются Предварительные
правила народного просвещения». В целях «нравственного образования граждан…» предполагалось
открыть четыре вида училищ: приходские, уездные, губернские или гимназии и
университеты», которые составили сеть образовательных учреждений страны3. Каждое
учебное заведение должно не только реализовывать преемственные образовательные программы,
но и давать законченное образование тем, кто не может или не желает дальше
учиться, и подчиняться учреждаемому в округе университету.
С целью эффективной организации деятельности образовательных учреждений
вводилась особая структура управления, которая официально была установлена указом №
20598 (24.01.1803 г) «Об утверждении учебных округов, с назначением для каждого особых
губерний». Образовательное пространство страны делилось на учебные округа, которые
«составляли систему местного управления образовательными учреждениями ведомства
Министерства Народного Просвещения»4. Округ состоял из университета и училищ
1 Советский энциклопедический словарь. – М.:Советская энциклопедия, 1984. С.1209.
2 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Авт. –
сост.Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.171.
3 ПСЗРИ: 1802 – 1803. – СПб., 1830. – Т.XXVII. – №20597. Об устройстве училищ и распространении
наук в империи нашей, утверждаются Предварительные правила народного просвещения. С. 438.
4 Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких,
В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Бол. Российская энциклопедия, 2004. С.302.
7
Стр.1