Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы гуманитарных наук

Вопросы гуманитарных наук №1 2011 (180,00 руб.)

0   0
Страниц96
ID197528
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: исторические науки, экономические науки, филологические науки, юридические науки, педагогические науки, искусствоведение, архитектура, психологические науки, социологические науки, политические науки, культурология.
Вопросы гуманитарных наук .— Москва : Спутник+ .— 2011 .— №1 .— 96 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197528 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы гуманитарных наук, № 1, 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ Отечественная история Левин В.Ф., кандидат юридических наук, доцент, профессор Мордовского государственного университета им. <...> Ранее нормативные документы, устанавливающие ответственность за религиозные преступления, содержались во II главе Уголовного уложения, которая называлась «О нарушениях ограждающих веру постановлений». <...> Реальная повседневная жизнь показала, что недооценивать религиозные преступления было нельзя, так как это приводило к обострению политической ситуации в стране после недавно подавленной Первой русской революции. <...> Важным шагом на пути демократизации законодательства об ответственности за религиозные преступления была отмена ответственности родителей или опекунов за воспитание детей по правилам «ненадлежащего вероисповедания». <...> Впервые в российской истории законодательно обеспечивались права других конфессий, кроме православной церкви, а также полное устранение постановлений о неисполнении религиозных обязанностей (за исключением погребения христиан по христианскому обряду). <...> Другим направлением демократизации законодательства о борьбе с религиозными преступлениями стало перенесение в другие главы, не связанные с ответственностью за религиозные преступления таких правонарушение, которые ранее считались религиозными («лжеприсяга», святотатство, оскорбление или насилие над священнослужителем и т. п.) <...> Представленные во второй главе «О нарушении ограждающих веру постановлений», они были введены в действие законом от 14 марта 1906 г. При этом, из 26 статей, ранее предусмотренных проектом Уголовного уложения, две статьи (91 и 92) были отменены, а ряд статей (80, 84, 86, 90, 93, 94, 96, 98) подверглись значительным изменениям. <...> Уже при подготовке проекта уложения из главы «О нарушении ограждающих веру постановлений» были исключены такие составы преступлений как, лжеприсяга, святотатство, уклонение от исполнения <...>
Вопросы_гуманитарных_наук_№1_2011.pdf
Вопросы гуманитарных наук, № 1, 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ Отечественная история Левин В.Ф., кандидат юридических наук, доцент, профессор Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН В ПЕРИОД ПРОТИВОСТОЯНИЯ (КОНЕЦ XVII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.) Практически в течение всего периода, начиная с церковного раскола и никонианской реформы XVII века российское государство с разной степенью интенсивности вело борьбу со старообрядчеством (расколом). Противостояние старообрядцев с властью в XVII веке достигло своего апогея, доходило дело до открытого мятежа. Так, например, в XVII веке восстал Соловецкий монастырь, монахи которого не приняли реформу Никона и восстали. Осада монастыря царски войсками продолжалась много месяцев, и только тогда, когда предатель выдал осаждающим калитку, которая вела внутрь монастыря, его удалось взять. В ответ на массовые притеснения старообрядцев, они по всей России стали устраивать в качестве протеста массовые самосожжения. В XVII веке старообрядцы как проповедники самоистребления плоти ради «спасения души» и «староверы»-поповцы, подхватившие идею о воцарении антихриста в Церкви, изобрели мотивировку насчет «добровольного мученичества», оправдывающего самосожжение. С ее помощью им удавалось заманить в свои «морельни» и «гари» тысячи одурманенных людей. Вряд ли сами лжеучители не знали, чему учили. Они знали и умели внушить свою «старую веру» другим, а потом сумели изобразить дело так, что явились в глазах своих доверчивых последователей невинными жертвами [1]. Руководитель раскола протоиерей Аввакум благословил самосжигаться и объяснил, что в отличие от самоубийц, «сожегшие телеса своя, души же в руце Божии предавшие, ликовствуют со Христом во веки веком самовольные мученики». Самоубийство было объявлено добровольным мученичеством и тем самым оправдано. Среди прочих способов предпочтение было отдано «смерти в огне», и для поощрения именно этого вида самоистребления наряду с мотивом мученичества был изобретен и еще один. Самосожжение стали трактовать, как второе крещение, «крещение огнем» [2]. Надо сказать, что в XVII веке самосожжение и другие виды самоистребления (самоуморение, самоутопление и самозаклание) были распространены главным образом в среде беспоповцев, то есть сектантов-гностиков, а поповцы сначала не только не поощряли самосожжений, но некоторые из них даже боролись против зажигателей, доказывая, что все это не что иное, как самоубийство. Так, например, в середине 1670-х годов в новгородских пределах проповедовал самосожжение некий Иван Коломенский. Против него уже в то время написал опровержение поповец-старовер Евфросин « [3]. Первое массовое самосожжение, жертвой которого стали 2000 человек, было организовано в Нижегородском уезде в 1672 году. Первым видом самоистребления стало самоуморение.. Оно началось в Вязниках, то есть там, где начинал свою проповедь беглый монах Капитон, но вскоре проникло в другие места и более всего укрепилось в Нижегородском и Костромском уездах. От Василия Власатого получил свое название особый толк – волосатовщина, а вскоре возникли толки морельщиков и сожигателей. Морельщики строили особые полуземлянки для массовых самоуморений, где замуровывали людей, согласившихся на «пощение до смерти», зачастую с малыми детьми. Они назывались «морельни», и самые известные из них были построены в Чернораменских лесах, в Заволжье [4]. 8
Стр.1