Вопросы гуманитарных наук, № 1, 2011
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Отечественная история
Левин В.Ф., кандидат юридических наук,
доцент, профессор Мордовского государственного университета им. <...> Ранее нормативные документы, устанавливающие ответственность за религиозные преступления, содержались во II главе Уголовного уложения, которая называлась
«О нарушениях ограждающих веру постановлений». <...> Реальная повседневная жизнь показала, что недооценивать религиозные преступления
было нельзя, так как это приводило к обострению политической ситуации в стране после
недавно подавленной Первой русской революции. <...> Важным шагом на пути демократизации законодательства об ответственности за религиозные преступления была отмена ответственности родителей или опекунов за воспитание
детей по правилам «ненадлежащего вероисповедания». <...> Впервые в российской истории законодательно обеспечивались права других конфессий, кроме православной церкви, а также полное устранение постановлений о неисполнении
религиозных обязанностей (за исключением погребения христиан по христианскому обряду). <...> Другим направлением демократизации законодательства о борьбе с религиозными преступлениями стало перенесение в другие главы, не связанные с ответственностью за религиозные преступления таких правонарушение, которые ранее считались религиозными («лжеприсяга», святотатство, оскорбление или насилие над священнослужителем и т. п.) <...> Представленные во второй главе «О нарушении
ограждающих веру постановлений», они были введены в действие законом от 14 марта
1906 г. При этом, из 26 статей, ранее предусмотренных проектом Уголовного уложения,
две статьи (91 и 92) были отменены, а ряд статей (80, 84, 86, 90, 93, 94, 96, 98) подверглись значительным изменениям. <...> Уже при подготовке проекта уложения из главы «О нарушении ограждающих
веру постановлений» были исключены такие составы преступлений как, лжеприсяга, святотатство, уклонение от исполнения <...>
Вопросы_гуманитарных_наук_№1_2011.pdf
Вопросы гуманитарных наук, № 1, 2011
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Отечественная история
Левин В.Ф., кандидат юридических наук,
доцент, профессор Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
И СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН В ПЕРИОД ПРОТИВОСТОЯНИЯ
(КОНЕЦ XVII – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.)
Практически в течение всего периода, начиная с церковного раскола и никонианской реформы
XVII века российское государство с разной степенью интенсивности вело борьбу
со старообрядчеством (расколом). Противостояние старообрядцев с властью в XVII веке достигло
своего апогея, доходило дело до открытого мятежа. Так, например, в XVII веке восстал
Соловецкий монастырь, монахи которого не приняли реформу Никона и восстали. Осада монастыря
царски войсками продолжалась много месяцев, и только тогда, когда предатель выдал
осаждающим калитку, которая вела внутрь монастыря, его удалось взять.
В ответ на массовые притеснения старообрядцев, они по всей России стали устраивать
в качестве протеста массовые самосожжения. В XVII веке старообрядцы как проповедники
самоистребления плоти ради «спасения души» и «староверы»-поповцы, подхватившие идею
о воцарении антихриста в Церкви, изобрели мотивировку насчет «добровольного мученичества»,
оправдывающего самосожжение. С ее помощью им удавалось заманить в свои «морельни»
и «гари» тысячи одурманенных людей. Вряд ли сами лжеучители не знали, чему
учили. Они знали и умели внушить свою «старую веру» другим, а потом сумели изобразить
дело так, что явились в глазах своих доверчивых последователей невинными жертвами [1].
Руководитель раскола протоиерей Аввакум благословил самосжигаться и объяснил, что
в отличие от самоубийц, «сожегшие телеса своя, души же в руце Божии предавшие, ликовствуют
со Христом во веки веком самовольные мученики». Самоубийство было объявлено
добровольным мученичеством и тем самым оправдано. Среди прочих способов предпочтение
было отдано «смерти в огне», и для поощрения именно этого вида самоистребления наряду
с мотивом мученичества был изобретен и еще один. Самосожжение стали трактовать,
как второе крещение, «крещение огнем» [2].
Надо сказать, что в XVII веке самосожжение и другие виды самоистребления (самоуморение,
самоутопление и самозаклание) были распространены главным образом в среде беспоповцев,
то есть сектантов-гностиков, а поповцы сначала не только не поощряли самосожжений,
но некоторые из них даже боролись против зажигателей, доказывая, что все это
не что иное, как самоубийство. Так, например, в середине 1670-х годов в новгородских пределах
проповедовал самосожжение некий Иван Коломенский. Против него уже в то время
написал опровержение поповец-старовер Евфросин « [3].
Первое массовое самосожжение, жертвой которого стали 2000 человек, было организовано
в Нижегородском уезде в 1672 году. Первым видом самоистребления стало самоуморение..
Оно началось в Вязниках, то есть там, где начинал свою проповедь беглый монах Капитон,
но вскоре проникло в другие места и более всего укрепилось в Нижегородском и Костромском
уездах. От Василия Власатого получил свое название особый толк – волосатовщина,
а вскоре возникли толки морельщиков и сожигателей. Морельщики строили особые полуземлянки
для массовых самоуморений, где замуровывали людей, согласившихся
на «пощение до смерти», зачастую с малыми детьми. Они назывались «морельни», и самые
известные из них были построены в Чернораменских лесах, в Заволжье [4].
8
Стр.1