Е.А. Максимова
Командная работа —
ресурс развития школы
2
№ 8, 2012 г.
Максимова Елена Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Саратовского государственного социально-экономического
университета. <...> Е.А. Максимова
Командная работа —
ресурс развития школы
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
4 УДК 373.5(470)
№ 8, 2012 г.
ББК 74.200
М17
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> Значительную практическую значимость имеют приведенные в книге приложения: тесты по диагностике
педагогического коллектива; упражнения для команды,
раскрывающие содержание ее работы. <...> Анализу процесса формирования команды в педагогическом коллективе и посвящена предлагаемая книга. <...> № 8, 2012 г.
9
Конечно, мы не рассматриваем нашу работу как универсальную,
дающую полный и всесторонний анализ проблемы формирования
эффективной команды в школе, проблем и перспектив, сопровождающих данный процесс. <...> О.М. Леонтьева
Команда —
группа взаимодополняющих друг друга
в ходе достижения поставленных целей людей,
имеющих общее видение ситуации
и владеющих
отработанными процедурами взаимодействия
Команда —
особая
модель
поведения индивидов
на основе общей
цели, ответственности и
единства
действий
Команда — автономный самоуправляемый
коллектив,
созданный
с целью решения поставленной задачи более оперативно, эффективно
и качественно,
чем при традиционной организации работ
Команда —
группа,
достигшая высокого
уровня
взаимопонимания и слаженности
в работе
Самое емкое определение команды предложено Е.Ю. Безруковой. <...> Она выступает
в качестве особой формы организации, основанной на продуманном
позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации
и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. <...> Автор обращает внимание не только на направленность на достижение общезначимой цели, но и указывает <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№8_2012.pdf
¹ 8, 2012 ã.
1
управление
№ 8, 2012
Е.А. Максимова
Командная работа —
ресурс развития школы
Стр.1
2
¹ 8, 2012 ã.
Максимова Елена Александровна — кандидат педагогических
наук, доцент кафедры иностранных языков Саратовского
государственного социально-экономического
университета. Автор более 60 научных статей по проблемам
профессионального образования, профессиональной
ориентации, менеджменту профессионального развития.
Занимается изучением организации эффективного взаимодействия
в образовательном процессе высшей школы,
профессиональных сообществах. Автор монографии «Подготовка
студентов к работе в команде как составляющая
компетентностно-ориентированного профессионального
образования».
Стр.2
¹ 8, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 8, 2012 год
3
Е.А. Максимова
Командная работа —
ресурс развития школы
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
4
УДК 373.5(470)
ББК 74.200
Ì17
¹ 8, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ì17
Е.А. Максимова. Командная работа — ресурс развития
øêîëû. — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2012. — 144 ñ.
ISBN 9785-88753-141-0
Книга посвящена одному из важнейших направлений
модернизации управления жизнедеятельностью школы —
командной работе в образовательной организации. Автор
подробно рассказывает о том, как сформировать в школе
команду педагогов, приводит пошаговую схему ее создания.
Детально описывает практический инструментарий,
используемый для проведения диагностики коллектива
педагогов, кооперации в решении профессиональных
конфликтов, рефлексии командной работы и др.
Значительную практическую значимость имеют приведенные
в книге приложения: тесты по диагностике
педагогического коллектива; упражнения для команды,
раскрывающие содержание ее работы. Книга адресована
непосредственно директорам образовательных
учреждений.
УДК 373.5(470)
© Максимова Å.À., 2012
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2012
Ìîñêâà, 2012
Стр.4
¹ 8, 2012 ã.
5
Содержание
Введение. Сможет ли командная работа изменить
ситуацию в øêîëå? ....................................................... 7
Современные подходы к формированию команды
как ресурсу развития школы .......................................... 10
Команда — производное коллектива? ................................ 10
Сравнение работы в ãðóïïå, коллективе, команде .............. 14
Структура командной работы .............................................. 19
Преимущества, недостатки и риски командной работы ......... 23
Критерии оптимальной организации работы в команде ......... 28
Этапы формирования команды .......................................... 30
Диалог членов команды — основа ее работоспособности ... 34
Диалог и монолог в принятии решений .............................. 34
Регулирование конфликтных ситуаций ............................... 37
Диалог и монолог в совместной деятельности
членов команды ................................................................. 42
Схема создания команды .............................................. 45
Подготовка ведущего к занятиям по созданию команды .... 45
Диагностический этап ........................................................ 52
Тренинговый этап ............................................................. 55
Шаг 1. Актуализация потребности введения командной
работы ........................................................................... 56
Шаг 2. Адаптация к новым условиям работы .................. 58
Шаг 3. Группировка для достижения общей цели ........... 61
Шаг 4. Кооперация в решении проблем и регулировании
конфликтов ..................................................................... 64
Шаг 5. Нормирование совместной деятельности ........... 68
Шаг 6. Оценка результатов .............................................. 71
Рефлексивный этап ............................................................ 72
Стр.5
6
Практический инструментарий к занятиям
по созданию команды .................................................. 74
Способы проведения диагностики ..................................... 74
Приемы актуализации потребности работы в команде ........ 81
Упражнения для адаптации к новым условиям работы ........ 83
Приемы, направленные на группирование
для достижения общей цели .............................................. 85
Способы кооперации в решении проблем и регулировании
конфликтов ......................................................................... 87
Приемы нормирования совместной деятельности ............. 89
Алгоритм оценки результата работы ................................... 91
Способы рефлексии участия в командной работе .............. 92
Заключение ................................................................ 95
Приложения ............................................................... 98
Приложение ¹ 1. Тест «Восприятие индивидом ãðóïïû» ... 98
Приложение ¹ 2. Тест «Определение деловых ролей членов
организации» ..................................................................... 101
Приложение ¹ 3. Тест «Исследование предпочтений
в командной ðàáîòå»......................................................... 105
Приложение ¹ 4. Оценка уровня творческого потенциала
личности ........................................................................... 110
Приложение ¹ 5. Карточки для игры
«Öåííîñòè êîìàíäû».......................................................... 112
Дополнительные упражнения к проведению занятий ........ 116
Ðàçîãðåâ, снятие барьеров .................................................. 116
Выработка общего решения .............................................. 119
Анализ проблемных ñèòóàöèé............................................. 124
Распределение обязанностей в команде ............................. 132
Определение препятствий эффективной работы ................. 132
Снятие физического напряжения ......................................... 133
Оценка результатов работы ................................................. 134
Рекомендуемая литература ........................................ 140
¹ 8, 2012 ã.
Стр.6
¹ 8, 2012 ã.
7
Введение.
Сможет ли командная
работа изменить ситуацию
в школе?
За последние два десятилетия мы привыкли к постоянному
реформированию системы образования.
В педагогический лексикон прочно вошли понятия личностно
ориентированного образования, педагогической
поддержки и сопровождения, культуросообразного образовательного
процесса, диалогических отношений,
свободного воспитания.
Нововведения коснулись содержания образования,
организации учебно-воспитательного процесса, досуга
и каникул. Остался ресурс — модернизация управления
жизнедеятельностью школы; повышение квалификации
педагогического состава в области эффективности
их деятельности. Однако этот ресурс в подавляющем
большинстве учебных заведений находится в стадии ознакомления.
С этим, пожалуй, связана и разная судьба
педагогических инноваций в образовательных учреждениях
— в одних школах вновь возникающие тенденции
апробируются и становятся неотъемлемой частью школы,
Стр.7