Л.С. Ямковая, Т.В. Фролова
Социальный педагог в школе:
содержание и методы
практической деятельности
2
№ 7, 2012 г.
Ямковая Людмила Сергеевна — педагогпсихолог высшей квалификационной категории
Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие» (г. Москва). <...> Много лет работала в ДОУ, в коррекционных школах,
в школах-интернатах для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. <...> Л.С. Ямковая, Т.В. Фролова
Социальный педагог в школе:
содержание и методы
практической деятельности
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
4 УДК 371.12.013.42
№ 7, 2012 г.
ББК 74.6
Я55
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> ISBN 978588753140-3
В условиях обострения проблем детства в России в последние десятилетия и при отсутствии четких ориентиров
в воспитательной работе особое значение приобретает
организация социальной и психолого-педагогической
помощи детям на основе соблюдения прав и интересов
ребенка. <...> Книга посвящена организации социально-педагогической службы в школе. <...> Авторы рассказывают
об основных направлениях работы социального педагога: с малообеспеченными и многодетными семьями,
с педагогическими и социально запущенными детьми
и подростками и др. <...> Задача далеко не простая,
так как деятельность специалистов, занимающихся социально-педагогической поддержкой, находится в стадии становления, требует
специальных исследований, осмысления как российского, так и зарубежного опыта. <...> При этом книга не только включает в себя
множество методик для социальной работы в рамках школы, но и служит определенным ориентиром в выборе направлений и способов
деятельности, важнейшими из которых являются:
• профилактика отклонений в поведении детей и подростков;
• работа с девиантными детьми и подростками;
• поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях;
• социально-педагогическая работа с семьей. <...> № 7, 2012 г.
9
В ходе работы выявились основные <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№7_2012.pdf
¹ 7, 2012 ã.
педагогика
№ 7, 2012
1
Л.С. Ямковая, Т.В. Фролова
Социальный педагог в школе:
содержание и методы
практической деятельности
Стр.1
2
¹ 7, 2012 ã.
Ямковая Людмила Сергеевна — педагогпсихолог
высшей квалификационной категории
Центра психолого-медико-социального сопровождения
«Взаимодействие» (г. Москва). Людмила
Сергеевна имеет большой опыт работы
педагогом-психологом с детьми с различными
нарушениями психической деятельности. Много
лет работала в ДОУ, в коррекционных школах,
в школах-интернатах для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Фролова Татьяна Васильевна — старший
научный сотрудник, кандидат педагогических
наук. Занимается проблемами развития творческого
потенциала детей и взрослых.
Татьяна Васильевна работала в НИИ педагогических
инноваций АПН РФ. Десять лет работает
методистом в Центре психолого-медико-социального
сопровождения «Взаимодействие»
в г. Москве. Имеет высшую квалификационную
категорию.
Стр.2
¹ 7, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 7, 2012 год
3
Ë.Ñ. ßìêîâàÿ, Ò.Â. Фролова
Социальный педагог в школе:
содержание и методы
практической деятельности
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
4
УДК 371.12.013.42
ББК 74.6
ß55
¹ 7, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
ß55
Л.С. Ямковая, Т.В. Фролова. Социальный педагог
в школе: содержание и методы практической деятельности.
— Ì.: Ñåíòÿáðü, 2012. — 176 ñ.
ISBN 9785-88753-140-3
В условиях обострения проблем детства в России в последние
десятилетия и при отсутствии четких ориентиров
в воспитательной работе особое значение приобретает
организация социальной и психолого-педагогической
помощи детям на основе соблюдения прав и интересов
ребенка. Книга посвящена организации социально-педагогической
службы в школе. Авторы рассказывают
об основных направлениях работы социального педагога:
с малообеспеченными и многодетными семьями,
с педагогическими и социально запущенными детьми
и подростками и др. Особенно полезными могут стать
включенные в книгу документация социального педагога
и диагностические материалы: анкеты, методики, тесты,
рекомендации, а также описание практических приемов
работы.
УДК 371.12.013.42
© Ямковая Ë.Ñ., Фролова Ò.Â, 2012
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2012
Ìîñêâà, 2012
Стр.4
¹ 7, 2012 ã.
5
Содержание
Введение .................................................................... 7
Социально-педагогические технологии
и направления деятельности социального педагога .......... 12
Социально-педагогическая помощь учащимся — важнейшая
составляющая процесса социализации личности ............... 12
Социальные роли социального педагога в школе .............. 24
Основные методы, используемые социальным педагогом .. 26
Социально-педагогическая работа с подростком в школе ...... 30
Основные функции, направления работы
и права социального педагога в школе ................................... 32
Основные направления работы школьного
социального педагога …………………....................................... 33
Пример социально-педагогической технологии работы
с подростком в школе ............................................................ 35
Работа социального педагога с детьми и подростками
с отклоняющимся поведением .............................................. 36
Работа социального педагога с педагогически
и социально запущенными детьми и подростками .................. 41
Схема изучения личности подростка
с отклоняющимся поведением …………................................... 44
Коррекция личности подростка
с отклоняющимся поведением ............................................... 45
Социально-педагогическое сопровождение
подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации .. 46
Социальный педагог в ситуации жестокого обращения
с подростком ………................................................................ 49
Участие социального педагога в профилактике и разрешении
конфликтов ………................................................................... 50
Работа с горем ………................................................................ 54
Стр.5
6
¹ 7, 2012 ã.
Технология работы социального педагога с семьей,
находящейся в трудной жизненной ситуации .................... 61
Технология работы социального педагога с семьей .......…. 61
Классификация типов семьи ......................………………………. 63
Характеристика благополучной и неблагополучной семьи ..…. 64
Взаимоотношения в семье .......…............................................ 64
Позиция ребенка в семье .......…............................................. 65
Формы работы социального педагога с семьей ......…............. 66
Направления работы социального педагога с семьей ............. 66
Критерии оценки положения ребенка в семье ......................... 74
Работа социального педагога с семьей зависимых
от алкоголя ........................................................................ 76
Работа с малообеспеченными семьями ............................. 78
Работа с многодетными семьями ....................................... 79
Работа с семьей, имеющей ребенка
с ограниченными возможностями ...................................... 80
Приложение .............................................................. 83
Документация .................................................................... 83
Диагностика ..................................................................... 104
Практические приемы работы социального педагога
с подростками и родителями ........................................... 143
Заключение .............................................................. 172
Рекомендуемая литература ........................................ 173
Стр.6
¹ 7, 2012 ã.
7
Введение
олжность социального педагога — уже привычное
явление школьной жизни. Еще совсем недавно
оно воспринималось как новация. Предполагалось
решить проблему социально-педагогической помощи
детям и подросткам в адаптации к социальной среде,
в нахождении средств и способов поддержки растущего
человека в трудные периоды его жизни.
Детей, нуждающихся в поддержке, оказалось довольно
Д
много. Это и учащиеся, не желающие посещать школу,
слабоуспевающие, дети, живущие в трудных материальных
условиях, находящиеся под опекой, сироты, в том
числе и «социальные», и пр. Многие из них испытывают
значительные трудности вхождения в школьную среду
и оказываются вне сферы целенаправленного педагогического
влияния.
Для работников образования более понятен был смысл
и назначение работы социального педагога, чем конкретные
пути и способы его деятельности. Возможно, этим
объясняется тот факт, что задачи социального педагога
выглядят чрезмерно громоздкими и широкими. Один
человек при всем желании не может охватить в своей
деятельности весь спектр проблем, которые возникают
у детей в процессе обучения в общеобразовательной
школе. И в этом видится одна из серьезных трудностей
деятельности социального педагога.
Решение проблемы социализации, по мнению исследователей,
заключается еще и в том, что большинство
Стр.7