Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова
Эффективный урок
в мультимедийной
образовательной среде
2
№ 6, 2012 г.
Аствацатуров Георгий Осипович — руководитель научно-исследовательского центра
внедрения информационно-образовательных
технологий при Армавирской государственной
педагогической академии, кандидат исторических наук. <...> Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова
Эффективный урок
в мультимедийной
образовательной среде
(практическое пособие)
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
4 УДК 373.1.02:371.6
№ 6, 2012 г.
ББК 74.202
А91
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> Эффективный
урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). <...> ISBN 978588753139-7
Вопросам формирования информационно-технологической культуры в образовании сегодня уделяется все
большее внимание. <...> В педагогике сложилась отдельная
отрасль — мультимедийная дидактика как конструктор
обучения в информационно-образовательной среде. <...> Авторы
подробно рассмотрели особенности мультимедийных
уроков (этапы, целеполагание, постановку учебных задач,
критерии эффективности и т.д.) и технологические приемы мультимедийной дидактики (интерактивный модуль,
плакаты и инфографика, опорный конспект, тренажер,
тестер и др.) <...> 34
Как организовать мультимедийное занятие ........................ 34
Особенности педагогического общения в новых условиях ... <...> И никакое
увеличение числа электронных средств обучения не даст
своих результатов, если у основных участников образовательного процесса не сформирован определенный
уровень информационно-технологической культуры. <...> Выделение отдельных отраслей педагогики (медиа
образование, информационная педагогика, электронная педагогика, медиапедагогика), а также отраслей
дидактики (электронная дидактика, медиадидактика,
мультимедийная дидактика) демонстрирует серьезную
постановку вопроса в среде педагогической общественности о методическом сопровождении <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№6_2012.pdf
¹ 6, 2012 ã.
1
педагогика
педагогика
№ 6, 2012
¹ 6, 2012
Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова
Эффективный урок
в мультимедийной
образовательной среде
Стр.1
2
¹ 6, 2012 ã.
Аствацатуров Георгий Осипович — руководитель
научно-исследовательского центра
внедрения информационно-образовательных
технологий при Армавирской государственной
педагогической академии, кандидат исторических
наук. Автор книг «Дизайн мультимедийного
урока», «Медиадидактика и современный урок»,
«Технология целеполагания урока», «Технология
модульно-редуктивного обучения на уроках
истории и обществознания». Персональный сайт
http://didaktor.ru/
Кочегарова Любовь Васильевна — заведующая
центром новых информационно-образовательных
технологий Сахалинского областного
института переподготовки и повышения квалификации
кадров.
Стр.2
¹ 6, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 6, 2012 год
3
Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова
Эффективный урок
в мультимедийной
образовательной среде
(практическое пособие)
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
4
УДК 373.1.02:371.6
ББК 74.202
À91
¹ 6, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
À91
Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова. Эффективный
урок в мультимедийной образовательной среде (практическое
ïîñîáèå). — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2012. — 176 ñ.
ISBN 9785-88753-139-7
Вопросам формирования информационно-технологической
культуры в образовании сегодня уделяется все
большее внимание. В педагогике сложилась отдельная
отрасль — мультимедийная дидактика как конструктор
обучения в информационно-образовательной среде. Основное
внимание в книге уделено организационно-методическим
вопросам мультимедийного обучения. Авторы
подробно рассмотрели особенности мультимедийных
уроков (этапы, целеполагание, постановку учебных задач,
критерии эффективности и т.д.) и технологические приемы
мультимедийной дидактики (интерактивный модуль,
плакаты и инфографика, опорный конспект, тренажер,
тестер и äð.).
УДК 373.1.02:371.6
© Аствацатуров Ã.Î., Кочегарова Ë.Â., 2012
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2012
Ìîñêâà, 2012
Стр.4
¹ 6, 2012 ã.
Содержание
Введение .................................................................... 7
Интеграция педагогических и информационных
технологий в системе образования ................................. 9
Этапы медиаобразования ..................................................... 9
Общие принципы и факторы технологичности
образовательного процесса ............................................... 12
Комплексный подход к описанию мультимедийной
образовательной среды ..................................................... 16
Мультимедийная дидактика как конструктор обучения
в информационно-образовательной среде ......................... 21
Психолого-педагогические основы
мультимедийной дидактики ............................................... 21
Элементы мультимедиа как источник технологий обучения ... 26
Организация образовательной деятельности
в мультимедийной среде ................................................... 28
Методические особенности мультимедийной дидактики ... 34
Как организовать мультимедийное занятие ........................ 34
Особенности педагогического общения в новых условиях ... 38
Виды деятельности и планируемые результаты
на мультимедийном занятии .................................................. 43
Понятие педагогического дизайна мультимедийного урока ... 46
Виды мультимедийных уроков ............................................ 48
Понимание интерактивности в мультимедийной дидактике .. 55
Визуализация учебной информации .................................... 61
Принципы конструирования диосцены
в мультимедийном занятии ................................................ 68
Дизайн мультимедийного урока ..... ................................ 73
Принципы предъявления визуальных объектов ................... 73
Основные принципы использования текста ........................ 84
Цветовой дизайн мультимедийной разработки ................... 88
Звук как источник учебной информации ............................. 90
5
Стр.5
6
¹ 6, 2012 ã.
Организация мультимедийного занятия и управление им ... 93
Планирование статичных, динамичных и интерактивных
элементов мультимедийной разработки .......................... 100
Основные требования к сценарию
и режиссуре мультимедийного урока ............................... 103
Учебный эпизод как самостоятельная
дидактическая единица .................................................... 107
Конструктор мультимедийного урока ................................ 110
Критерии эффективности мультимедийного урока ........... 121
Технологические приемы мультимедийной дидактики ..... 125
Приемы мультимедийной дидактики ................................ 128
Дидактические требования
к видеолекциям и видеоурокам ........................................ 159
Виртуальный эксперимент. Моделирование ..................... 161
Обучающие возможности технологий
дополненной реальности ................................................. 166
Заключение ............................................................. 170
Рекомендуемая литература ........................................... 171
Стр.6
¹ 6, 2012 ã.
7
Введение
У
же не раз в официальных документах, трудах ученых,
средствах массовой информации поднимался
вопрос о низкой эффективности процесса информатизации
образования. В ходе острых дискуссий появилось
осознание того, что понятие «информатизация»
гораздо шире понятия «компьютеризация». И никакое
увеличение числа электронных средств обучения не даст
своих результатов, если у основных участников образовательного
процесса не сформирован определенный
уровень информационно-технологической культуры.
Однако такое емкое понятие чаще всего понимается
однобоко как овладение соответствующими программными
оболочками. Осознание того, что мультимедиа
имеют свои специфические методы и приемы обучения,
дается с трудом.
Выделение отдельных отраслей педагогики (медиаобразование,
информационная педагогика, электронная
педагогика, медиапедагогика), а также отраслей
дидактики (электронная дидактика, медиадидактика,
мультимедийная дидактика) демонстрирует серьезную
постановку вопроса в среде педагогической общественности
о методическом сопровождении процессов
информатизации.
Предлагаемая читателям книга стала результатом обобщения
практического опыта работы в системе повышения
квалификации.
Стр.7