С.В. Баныкина
Конфликтологическая
компетентность руководителя
2
№ 5, 2012 г.
Баныкина Светлана Викторовна, кандидат педагогичес
ких наук, доцент кафедры человековедения и физической
культуры Педагогической академии последипломного об
разования. <...> Автор концепции и создания первой в России
конфликтологической службы образовательного учреж
дения. <...> Автор разработки российской модели конфликто
логического образования. <...> Автор многочисленных исследований
и публикаций по проблемам человековедческой компетент
ности руководителей. <...> С.В. Баныкина
Конфликтологическая
компетентность руководителя
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
4 УДК 373.1.014
№ 5, 2012 г.
ББК 74.204
Г93
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> Автор рассказывает не только об основах
педагогической конфликтологии, но и типах конфликтов,
их конструктивных и деструктивных функциях, способах
конфликтовать грамотно. <...> Особую практическую значи
мость имеет раздел книги об организации конфликто
логической службы в школе, основных направлениях ее
работы. <...> 33
Конфликт — ключевое понятие конфликтологии .................. 40
Как руководителю использовать знания о конфликте
в практической деятельности? <...> Явля
ется ли конфликтность одной из реальных характеристик
деятельности современного руководителя в отношениях
с людьми? <...> На все эти непростые вопросы дает ответ наука
о технологии упреждения и разрешения конфликтов —
конфликтология. <...> Определенный потенциал
противоречий (конфликтогенность) заложен в каждом
человеке. <...> Однако это внутренне присущее индивиду
свойство становится вредоносным, если человек не уме
ет регулировать свою конфликтогенность, не может при
давать ей достойную форму или непринципиален в своих
противоречиях. <...> Без знания основ науки — конфликтологии и ис
кусного применения конфликтологического инструментария сегодня
вряд ли вообще возможно эффективное управление <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№5_2012.pdf
¹ 5, 2012 ã.
1
управление
управление
№ 5, 2012
¹ 5, 2012
С.В. Баныкина
Конфликтологическая
компетентность руководителя
Стр.1
2
¹ 5, 2012 ã.
Баныкина Светлана Викторовна, кандидат педагогических
наук, доцент кафедры человековедения и физической
культуры Педагогической академии последипломного образования.
Автор концепции и создания первой в России
конфликтологической службы образовательного учреждения.
Автор разработки российской модели конфликтологического
образования. Автор образовательных программ
дополнительного профессионального образования
и учебных модулей. Автор многочисленных исследований
и публикаций по проблемам человековедческой компетентности
руководителей. Светлана Викторовна обучает персонал,
проводит тренинги, научно-практические семинары
по проблемам делового и межличностного общения, формирования
коллектива и эффективной команды, лидерства,
профилактики и регулирования конфликтов, повышения
коммуникативной, конфликтологической компетентности и
стрессоустойчивости личности; консультирует по вопросам
повышения личной эффективности и профессиональной
успешности руководителя и проблемам управления конфликтами
в коллективе.
Стр.2
¹ 5, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 5, 2012 год
3
С.В. Баныкина
Конфликтологическая
компетентность руководителя
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
4
УДК 373.1.014
ББК 74.204
Ã93
¹ 5, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ã93
С.В. Баныкина. Конфликтологическая компетентность
руководителя. — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2012. — 192 ñ.
ISBN 9785-88753-135-9
Книга посвящена чрезвычайно важной для директоров
образовательных учреждений теме — умению работать
с конфликтами в коллективе, предупреждать их и успешно
решать. Автор рассказывает не только об основах
педагогической конфликтологии, но и типах конфликтов,
их конструктивных и деструктивных функциях, способах
конфликтовать грамотно. Особую практическую значимость
имеет раздел книги об организации конфликтологической
службы в школе, основных направлениях ее
работы. С целью практического овладения умениями
работать с конфликтами автор включил в книгу большое
количество приложений для руководителей: образовательных
программ, анкет и тестов, рекомендаций, вопросов
для размышлений, заданий для руководителя.
УДК 373.1.014
© Баныкина Ñ.Â., 2012
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2012
Ìîñêâà, 2012
Стр.4
¹ 5, 2012 ã.
Содержание
Вместо предисловия ..................................................... 7
Введение .................................... ............................... 10
Конфликтологическая компетентность
современного руководителя ....................... ...................13
Конфликтологическое образование руководителя: соответствие
социальным вызовам и требованиям времени .......... 13
Конфликтологическая компетентность — приоритетная
составляющая профессионализма руководителя ...............18
Эта интересная наука о конфликтах ......... ....................... 26
Для чего и для кого нужна конфликтология? ........................ 26
Уникальность и универсальность конфликтологии .............. 31
Основы педагогической конфликтологии —
для руководителя ..... ........ .......................................... 33
Конфликтогенность и конфликтность личности и социума ... 33
Конфликт — ключевое понятие конфликтологии .................. 40
Как руководителю использовать знания о конфликте
в практической деятельности? ........................................... 43
Êîíôëèêò: это зло или благо для руководителя? ............... 50
Типология конфликтов ..................................................... .. 50
Конструктивные и деструктивные функции конфликта ....... 52
Почему мы конфликтуем? .................................................. 56
Как предупреждать конфликты? .................................... 63
Эффективные меры и способы предупреждения
конфликтов ....................................................................... 63
Будем мыслить позитивно! ............................................... . 69
Управление негативными эмоциями в конфликте .............. 72
Владение эффективными коммуникациями ..................... .. 79
Сохраняем «âçðîñëîå состояние» в общении ................... . 82
5
Стр.5
6
¹ 5, 2012 ã.
Святая наука — услышать друг друга ............................. .... 86
Верный способ нравиться людям ..................................... . 91
Как конфликтовать грамотно ......................................... 96
«Ìû ïðåìóäðû: мы выход в конфликтах íàøëè» ............... .. 96
Межличностные методы разрешения конфликтов .............. 99
Алгоритм анализа, выработки и принятия решения
руководителем по преодолению конфликта ..................... 109
Руководитель — наставник и помощник при разрешении
и регулировании конфликтов
в педагогическом коллективе ........................................... 113
Методы и способы разрешения конфликтов ..................... 123
Как организовать конфликтологическую службу в школе .. 132
Для чего нужна конфликтологическая служба в школе? ... . 132
Основные направления работы службы ............................ 134
Сотрудничество педагогов и школьников ......................... 136
Первые шаги по организации деятельности
конфликтологической службы .......................................... 139
Значение конфликтологической службы
в управлении конфликтами в школе .................................. 139
Заключение ............................................................. 142
Приложение 1. Анкета экспресс-опроса для руководителей ....147
Приложение 2. Анкета для прогноза и оценки ситуации
в коллективе педагогов ............................................................. 150
Приложение 3. Анкета ознакомительная на определение
морально-психологического климата в школе .......................... 153
Приложение 4. Анкета для опроса руководителей образовательных
учреждений по проблеме модернизации образования .............. 156
Приложение 5. Программы элективных курсов человековедческой
направленности для организации предпрофильного обучения
в 9-õ классах средней школы ......................................................... 164
Используемая литература ............................................ 187
Стр.6
¹ 5, 2012 ã.
7
Вместо предисловия
Ч
то такое конфликт? Хорошо это или плохо? Возможно
ли создать имидж «неконфликтного человека»? Умеем
ли мы общаться без конфликтов? Стоит ли? Является
ли конфликтность одной из реальных характеристик
деятельности современного руководителя в отношениях
с людьми? На все эти непростые вопросы дает ответ наука
о технологии упреждения и разрешения конфликтов —
конфликтология. Уверена, что один из главных секретов
создания привлекательного имиджа, деловой репутации
и личной эффективности руководителя кроется в знании
и практическом использовании основ этой науки.
В каждом из нас бьет ключ жизненных противоречий.
Нам свойственно не со всем соглашаться, не все принимать,
быть чем-то неудовлетворенным. В менеджменте
даже существует принцип: если двое во всем согласны,
то один из них лишний. Определенный потенциал
противоречий (конфликтогенность) заложен в каждом
человеке. Однако это внутренне присущее индивиду
свойство становится вредоносным, если человек не умеет
регулировать свою конфликтогенность, не может придавать
ей достойную форму или непринципиален в своих
противоречиях.
Значит, конфликт неизбежен? Вовсе нет. Не все противоречия
перерастают в конфликт. И не каждая конфликтная
ситуация, возникающая между людьми, обязательно
завершается конфликтом.
Стр.7