Н.А. Опарина
Массовые праздники и зрелища
в культурно-досуговой
деятельности школьников
2
№ 2, 2012 г.
Нина Александровна Опарина — член Союза писателей
СССР (России), автор поэтических сборников, множества
пьес, инсценировок, сценариев праздников и других форм
театрализованного досуга детей и юношества, много лет
сочетает творческую работу с научно-педагогической деятельностью. <...> Н.А. Опарина
Массовые праздники и зрелища
в культурно-досуговой
деятельности школьников
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
4 УДК 373.138.32
№ 2, 2012 г.
ББК 74.200.58
О-60
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> Массовые праздники и зрелища
в культурно-досуговой деятельности школьников. <...> У древних греков праздник
являлся одной из самостоятельных, развитых и чрезвычайно популярных форм досуга. <...> История русской культуры хранит факты жестокого насилия и расправы со скоморохами,
которые считались душой народных гуляний. <...> С ранних лет дети учатся воспринимать ход
того или иного праздника, его особенности, обычаи, ритуальные
действа, запоминать песни, хороводы, игры, потешные увеселения. <...> В настоящее время массовые праздники и зрелища прочно вошли в
детский досуг, базируясь на традициях народа, на лучших принципах
предшествующего организационно-творческого опыта. <...> Одни ребята ждут от них лишь развлечений, другие являются зрителями мероприятий, а многие ощущают
необходимость эстетического сопереживания, хотят быть участниками тех или иных акций и творческих эпизодов праздника. <...> Педагогу, организатору важно учесть отношение детей к таким формам досуга и стремиться к тому, чтобы ребята получали наибольшую
возможность развития и обогащения своего интеллектуально-творческого потенциала. <...> В празднике множество других эпизодов, в него
входят порой обряды, ритуалы. <...> Совокупность этих черт и создает праздничную ситуацию
в конкретном детском или другом обществе. <...> 12
№ 2 <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№2_2012.pdf
¹ 2, 2012 ã.
1
воспитание
№2, 2012
Н.А. Опарина
Массовые праздники и зрелища
в культурно-досуговой
деятельности школьников
Стр.1
2
¹ 2, 2012 ã.
Нина Александровна Опарина — член Союза писателей
СССР (России), автор поэтических сборников, множества
пьес, инсценировок, сценариев праздников и других форм
театрализованного досуга детей и юношества, много лет
сочетает творческую работу с научно-педагогической деятельностью.
Кандидат
педагогических наук, профессор, Н.А. Опарина
свое сценарно-режиссерское и культурологическое
образование, литературный талант и умение работать с
детско-юношеской аудиторией много лет удачно применяет
в творческой педагогической деятельности. Накопленным
опытом и знаниями она делится с будущими педагогами на
семинарах и мастер-классах для учителей Москвы и других
регионов России.
Стр.2
¹ 2, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 2, 2012 год
3
Н.А. Опарина
Массовые праздники и зрелища
в культурно-досуговой
деятельности школьников
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
4
УДК 373.138.32
ББК 74.200.58
Î-60
¹ 2, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Î-60
Н.А. Опарина. Массовые праздники и зрелища
в культурно-досуговой деятельности школьников. —
Ì.: Ñåíòÿáðü, 2012. — 208 ñ.
ISBN 9785-88753-135-9
Как организовать массовый праздник в школе? Все
можно сделать легко и интересно, если перед вами эта
книга.
Соблюдая социально-педагогические требования,
автор рассказывает, как устроить самые разнообразные
детские праздники, как обеспечить их творческую составляющую.
Готовые
сценарии театрализованных представлений
и многое другое можно найти в этой книге и использовать
в образовательном процессе школы.
УДК 373.138.32
© Опарина Í.À., 2012
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2012
Ìîñêâà, 2012
Стр.4
¹ 2, 2012 ã.
5
Содержание
Введение .......................................................................6
Социально-педагогическая сущность массовых
праздников и зрелищ .....................................................9
Организационно-творческая специфика детских
праздников и зрелищ массового характера .................. 14
Сценарии праздников и различных мероприятий
для школьников ............................................................22
«Äåä Мороз на ôåñòèâàëå»..................................22
«Îò бала до äèñêîòåêè!» ......................................38
«Äåíü çäîðîâüÿ» ..................................................64
«Äåíü Грибоедова» ..............................................83
«ß верю в будущность Ðîññèè!» ..........................94
«Мужество, верность и честь, есть вы на свете,
åñòü!» ................................................................115
«Ñâåò ìîé, зеркальце! ñêàæè...» ........................ 130
Сценарий театрализованного представления
«Íîâîå дело Õîëìñà» ........................................ 154
«Çäðàâñòâóé, Масленица» ................................. 178
Летняя юморина ................................................ 193
Заключение ................................................................206
Рекомендуемая литература ........................................207
Стр.5
6
¹ 2, 2012 ã.
Введение
П
о характеру народных праздников, то есть по одному
из самых массовых и демократических искусств,
мы можем судить о стране, об эпохе и о народе.
Сопоставление массовых празднеств разных времен
и народов доказывает это. Знакомство с их историей подтверждает,
что в народе всегда жила и живет великая тяга
к коллективному художественному творчеству.
История массовых праздничных действ насчитывает
около 30 веков. Массовые празднества зародились
в Древней Элладе. Вместе с праздниками древних
греков появилось и греческое слово «эортология», то
есть наука о празднествах. У древних греков праздник
являлся одной из самостоятельных, развитых и чрезвычайно
популярных форм досуга. Праздники содержали
сильный деятельностный компонент, поэтому большинство
из них носило характер состязаний, игр, творческих
соревнований.
История донесла до нас сведения о Дельфийских,
Пифийских, Немейских, Панафинских и других играх.
А вершиной таких игр-праздников древних греков стали
всем теперь известные Олимпийские игры. Организаторы
детского досуга в настоящее время часто проводят
свои малые олимпийские игры, то есть внутри школы
по образцу олимпиады проводится свое массовое меро
Стр.6
¹ 2, 2012 ã.
7
приятие зрелищно-игрового характера с элементами спортивных и
творческих состязаний. Дети активно участвуют в них и любят такие
олимпиады.
Праздники в Древней Греции считаются одним из первых образцов
организованного массового действа, которое имеет те же черты, что
и праздники нашего времени: массовость, комплексность, зрелищность
и игровой характер.
Праздники Древнего Рима многое заимствовали у греков и имеют
общие с ними корни. Широко известен лозунг римской толпы тех
времен: «Хлеба и зрелищ!» Римские зрелища представляли собой
триумфальные шествия императоров, гладиаторские бои, сражения
на воде, цирковые состязания. Размахом, масштабностью и помпезностью
отличались массовые зрелища Римской империи.
В Средние века народные праздники были массовыми, окрашенными
в более светлые и оптимистичные тона. А официальные
празднества носили пафосный характер, помпезный и слишком
серьезный.
В эпоху Возрождения городские и дворянские празднества постепенно
вышли из-под главенства и монополии церкви, а в праздниках
Великой французской революции на некоторое время официальная
и народная линии слились. Эти праздники впервые в истории
происходили по четкому сценарию, где все действия тщательно прорабатывались
и осуществлялась режиссура этих празднеств.
В России развивались и официальные церковные праздники, и яркие
массовые народные гулянья, которые включали в себя элементы
сатиры, высмеивающей социальные пороки. История русской культуры
хранит факты жестокого насилия и расправы со скоморохами,
которые считались душой народных гуляний. В годы царствования
Алексея Михайловича скоморохи были практически истреблены, и
погиб богатейший пласт русской культуры, пласт народного опыта в
организации массовых театрализованных празднеств и зрелищ на
нашей земле.
История досуга нашего народа неразрывно связана с бытовыми
традициями, обрядами, героическими деяниями и желанием их
увековечить, с любовью к своей земле, с добрым и светлым мироощущением.
Во
время праздников выстраивались балаганы, где ставились це
Стр.7