№ 7, 2011 г.
М.Е. Бершадский
Когнитивная технология обучения:
теория и практика применения
№ 7, 2011 г.
Бершадский Михаил Евгеньевич, кандидат педагоги
ческих наук, профессор кафедры развития образования
АПКиППРО, отличник народного образования, старший
учитель, создатель когнитивной технологии обучения. <...> Занимается изучением проблем интеллектуального раз
вития учащихся, мониторинга учебного процесса и форми
рования информационной компетентности школьников,
написал более 140 книг и статей. <...> В книге описаны способы
проектирования учебного процесса, основанного на
тщательном изучении когнитивных способностей ребенка
и управлении его познавательной деятельностью с по
мощью специальной системы заданий, обеспечивающих
логическую переработку информации. <...> Так было и так
будет во все времена, однако начало XXI века, вероятно,
представляет собой некий переломный этап в развитии
образования. <...> Никакой запас знаний, полученных в шко
ле и вузе, не поможет защититься от девятого вала вздымающейся
информационной волны, если выпускник этих учебных заведений
не будет обладать информационной компетентностью, развитыми
интеллектуальными способностями и критическим мышлением,
умениями самостоятельно обнаруживать и решать проблемы, искать
или продуцировать необходимую для этого информацию. <...> Над разработкой одного из вариантов когнитивной технологии,
описанию которого посвящена эта книга, я начал работать более
30 лет назад, еще работая в школе учителем физики. <...> Мой выбор пал на
когнитивную психологию, так как только в рамках этого направле
ния познавательные процессы, рассматриваемые с точки зрения
информационного обмена человека с окружающим миром, стали
предметом специального изучения. <...> В процессе ее проектирования и углубленного изучения
исследований в области когнитивной психологии выяснилось, что
для обеспечения понимания учебной информации необходимо
сформировать информационную компетентность <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№7_2011.pdf
№ 7, 2011 г.
1
М.Е. Бершадский
Когнитивная технология обучения:
теория и практика применения
Стр.1
2
№ 7, 2011 г.
Бершадский Михаил Евгеньевич, кандидат педагоги
ческих наук, профессор кафедры развития образования
АПКиППРО, отличник народного образования, старший
учитель, создатель когнитивной технологии обучения.
Занимается изучением проблем интеллектуального раз
вития учащихся, мониторинга учебного процесса и форми
рования информационной компетентности школьников,
написал более 140 книг и статей.
Стр.2
№ 7, 2011 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 7, 2011 год
М.Е. Бершадский
Когнитивная технология
обучения: теория и практика
применения
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СентябРь»•
Стр.3
4
УДК 7.02.015
ббК 74.202
б52
№ 7, 2011 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
б52
Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: те
ория и практика применения. — М.: Сентябрь, 2011. — 256 с.
ISBN 97858875 1 11
технологии обучения нового типа — когнитивные —
способны обеспечить эффективное понимание учащи
мися окружающего мира, успешную адаптацию к жизни
в информационно пересыщенной среде и интеллекту
альное развитие школьников. В книге описаны способы
проектирования учебного процесса, основанного на
тщательном изучении когнитивных способностей ребенка
и управлении его познавательной деятельностью с по
мощью специальной системы заданий, обеспечивающих
логическую переработку информации.
Книга может быть полезна руководителям учреждений,
учителям, родителям.
УДК 7.02.015
© бершадский М.е., 2011
© Издательская фирма «Сентябрь», 2011
Москва, 2011
Стр.4
№ 7, 2011 г.
Оглавление
5
Введение в когнитивную технологию обучения ........ 7
Глава 1. Теоретические основы когнитивной
технологии обучения ................................................ 18
Когнитивные схемы как основа человеческого
познания ..................................................................18
Виды когнитивных схем ............................................2
Семантические сети ................................................. 2
Искусственный интеллект о человеческом
познании. Фреймы ................................................... 8
Понимание учебной информации с точки зрения
теории когнитивных схем .........................................50
Методы интеллекткарт и карт понятий .....................59
Декларативная и процедурная информация.
Структура когнитивной технологии обучения ............86
Глава 2. Когнитивный мониторинг ...........................96
Структура когнитивных способностей .......................98
Методики для изучения когнитивных
способностей .........................................................105
Когнитивная модель учащегося ..............................1 8
Глава 3. Урок изучения декларативной
информации .................................................................. 142
Входная диагностика .............................................. 147
Изучение новой информации ..................................184
Стр.5
6
№ 7, 2011 г.
Первичное усвоение новой информации,
его диагностика и коррекция ............................................ 20
Глава 4. Уроки изучения процедурной информации ........... 219
теории усвоения процедурной информации .................... 220
Урок введения процедурной информации ....................... 229
Урок формирования умений применять процедурную
информацию ................................................................... 240
Рекомендуемая литература .............................................. 249
Стр.6
№ 7, 2011 г.
Введение в когнитивную
технологию обучения
Посвящается моей любимой супруге
7
З
ачем, чему и как учить современного школьника?
Похоже, что эта триада вопросов является вечной
проблемой человечества, так как цели, содержание
и методы обучения должны удовлетворять потребностям
непрерывно изменяющегося общества. так было и так
будет во все времена, однако начало XXI века, вероятно,
представляет собой некий переломный этап в развитии
образования. Возможно, что читатель сочтет это заяв
ление преувеличением значения того мига в истории,
в котором нам довелось жить. Однако действительность
начала третьего тысячелетия демонстрирует некие яв
ные признаки того, что в школьном образовании грядет
нешуточная революция. Доказательству этого вывода
можно посвятить целую книгу, что и было сделано Гор
доном Драйденом и Джаннет Вос в их прекрасной моно
графии, которая имеет полное право носить название
«Революция в обучении»*
, так как в ней представлено
множество аргументов в пользу необходимости ради
кальных изменений в системе образования и примеров
новых моделей обучения, отвечающих потребностям
современного общества. Чем же вызвано столь сильное
* См.: Драйден Г. Революция в обучении / пер. с англ. / Г. Драйден, Дж.
Вос. — М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. — 672 с.
Стр.7