Экспертно-проектное управление
развитием школы
№ 4, 2011 г.
Ясвин Витольд Альбертович — доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области
образования. <...> В течение ряда лет руководитель сетевого проекта «Развитие школьных образовательных систем» Департамента
образования города Москвы, а также эксперт и член жюри
конкурсов «Лучшие школы России», «Учитель года», «Педагогический дебют». <...> Автор более 150-ти публикаций, в том числе 15-ти книг,
среди которых «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», «Школа как развивающая среда»,
«Экспертиза и мониторинг образовательных условий в
современной школе» и др. <...> В.А. Ясвин
Экспертно-проектное управление
развитием школы
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
УДК 373.1.014
№ 4, 2011 г.
ББК 74.204
Я82
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> ISBN 978588753128-1
В книге подробно, с большим количеством примеров
и практического материала описаны основные направления мониторинга развития школы: ее образовательноорганизационной системы, содержания образовательной
программы школы, школьной среды, организационной
культуры педагогического коллектива, взаимной толерантности членов образовательного сообщества. <...> Представленная вниманию читателей технология экспертно-проектного управления развитием
школы в основном была разработана нами как раз на
рубеже XX и XXI веков, и в течение последующих 10 лет
шла ее апробация и доработка. <...> Прежде всего я выражаю благодарность профессору Владимиру
Александровичу Карпову, с которым мы начинали и многие годы
вели инновационный проект по экспертно-проектному управлению
развитием школьных организаций. <...> Современная
организационно-педагогическая система школы должна
ненавязчиво интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал коллектива
на удовлетворение разнообразных образовательных
потребностей каждого <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№4_2011.pdf
№ 4, 2011 г.
1
управление
Ясвин В.А.
Экспертно-проектное управление
развитием школы
Стр.1
2
№ 4, 2011 г.
Ясвин Витольд Альбертович — доктор психологических
наук, лауреат Премии Правительства РФ в области
образования.
Профессор Института психологии им. Л.С. Выготского
Российского государственного гуманитарного университета
и в Института педагогики и психологии образования
Московского городского педагогического университета.
В течение ряда лет руководитель сетевого проекта «Развитие
школьных образовательных систем» Департамента
образования города Москвы, а также эксперт и член жюри
конкурсов «Лучшие школы России», «Учитель года», «Педагогический
дебют».
Автор более 150-ти публикаций, в том числе 15-ти книг,
среди которых «Образовательная среда: от моделирования
к проектированию», «Школа как развивающая среда»,
«Экспертиза и мониторинг образовательных условий в
современной школе» и др.
Стр.2
№ 4, 2011 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 4, 2011 год
В.А. Ясвин
Экспертно-проектное управление
развитием школы
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СентябРь»•
Стр.3
4
УДК 7 .1.014
ббК 74.204
я82
№ 4, 2011 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
я82
ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием
школы. — М. : Сентябрь, 2011. — 176 с.
ISBN 9785-8875 -128-1
В книге подробно, с большим количеством примеров
и практического материала описаны основные направления
мониторинга развития школы: ее образовательноорганизационной
системы, содержания образовательной
программы школы, школьной среды, организационной
культуры педагогического коллектива, взаимной толерантности
членов образовательного сообщества.
Особое практическое значение имеет программа
развития школы, которая составляется на основе данных
системного мониторинга. Предложенные методики
диагностики и анализа читатели могут непосредственно
использовать в своей работе.
УДК 7 .1.014
© ясвин В.А..
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2011
Стр.4
№ 4, 2011 г.
Содержание
5
От автора .........................................................7
Введение ....................................................... 10
Экспертное зеркало для школьных инноваций ..... 13
Основы педагогической инноватики .........................1
Экспертиза качества образовательных систем .........2
Взаимодействие с консультантами ........................... 2
Системный мониторинг развития школьной
организации .............................................................4
Анализ образовательной системы школы
и проектирование изменений ............................53
Организационно-образовательная модель ..............5
Содержание образовательного потенциала .............71
Образовательный процесс .......................................8
Школьная среда .......................................................96
Проектирование организационной системы школы
и развитие педагогического коллектива ............. 118
Организационная структура школы ..........................118
Педагогический коллектив ...................................... 12
Мониторинг и формирование
социально-психологического климата в школе ....143
Организационная культура педагогического
коллектива .............................................................. 14
Стр.5
6
№ 4, 2011 г.
Отношение к школе .............................................................. 152
Взаимная толерантность членов образовательного
сообщества .......................................................................... 156
Взаимодействие учащихся в группах .....................................161
Заключение ........................................................................................165
Приложение .......................................................................................169
Рекомендуемая литература ............................................................172
Стр.6
№ 4, 2011 г.
7
Посвящается
моему любимому директору и ведущему эксперту
Светлане Николаевне Рыбинской
От автора
И
дея написания этой книги вынашивалась достаточно
долго. Представленная вниманию читателей технология
экспертно-проектного управления развитием
школы в основном была разработана нами как раз на
рубеже XX и XXI веков, и в течение последующих 10 лет
шла ее апробация и доработка. Каждый раз казалось, что
еще рано оформлять материал в виде книги для широкого
пользователя. Появлялись различные новые данные,
которые тоже хотелось включить в книгу. Как обычно, все
решил «внешний раздражитель» — звонок из издательства
«Сентябрь» с предложением о публикации.
Эта книга о современной школе, жизнь которой немыслима
без движения и развития. А еще эта книга об
организации условий бытия в школе учащихся, педагогов
и родителей, бытия, обеспечивающего их движение
и развитие.
Эта книга о проектировании такой школы, которая, как
сказочная живая вода обладает волшебными свойствами,
способными оживлять мертвое тело — одухотворять,
благотворно действовать, пробуждать интерес и т.д.
Характерно, что в сказках живая вода часто охраняется
злыми существами и ее добыча связана с риском и ис
Стр.7