Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Директор школы

Директор школы №10 2012 (140,00 руб.)

0   0
Страниц113
ID197262
АннотацияЖурнал для преподавателей и руководителей школ
Директор школы .— Москва : Издательская фирма "Сентябрь" .— 2012 .— №10 .— 113 с. — URL: https://rucont.ru/efd/197262 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Издается с 1993 года директор школы Главный редактор <...> Картина управленческой жизни 5 Образовательная политика Педагогическое образование: есть ли шанс? <...> ФГОС в школе: риски и проблемы реализации Сальникова Л. <...> Какие рейтинги школ нам нужны Рябцев М. <...> Технология маркетингового исследования 18 23 28 36 43 Организация учебного процесса Громыко Г., Рязанов В. <...> Освоение языков при взаимном обучении в парах Лобок А. <...> О возможности иного отношения к словесности 51 57 64 Как потолок влияет на обучение Науменко Ю. <...> Как обучать детей с ОВЗ в массовой школе? <...> Социальный педагог в школе: его возможности и проблемы 88 Школа и родители Энусова Э. <...> Нюансы комплектования библиотечного фонда 100 Уроки здоровья Здоровье школьников: светодиодное освещение 10`12 директор школы www.direktor.ru 106 <...> Суть инновационной образовательной программы — в осуществлении системных изменений в практике воспитания молодежи путем формирования жизненных установок лицейского сообщества. <...> В образовательном пространстве лицея создаются среды, направленные на формирование инициативных ответственных действий учеников. <...> Реализация намеченных преобразований в рамках такой образовательной среды, с одной стороны, накладывает высокую ответственность, а с другой — вдохновляет коллектив следовать намеченному курсу развития лицейского образования в городе. <...> Кризис в том, что управленцу нужно определить вектор развития учреждения, который явно не задан, и взять ответственность за результат реализации замыслов, соответствующих вектору развития, на себя. <...> Что мы понимаем под качеством лицейского образования? <...> Принцип инициативного ответственного действия (принцип ИОД) как принцип оценивания мы трактуем следующим образом: «Оценивание ориентировано на фиксацию инициативных ответственных действий, проявленных учащимися в урочной и внеурочной деятельности. <...> Инициативные ответственные действия формируются, реализуются и представляются в определенных институциональных <...>
Директор_школы_№10_2012.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Директор_школы_№10_2012.pdf
Стр.1
Письмо редактора Пожелание Этим летом я был на семинаре, который проводился Высшей школой экономики. Он был посвящен точности сделанных когда-то прогнозов. Организаторы предъявили прогнозы развития системы образования, которые были сделаны в 2003 году группой экспертов на десять лет вперед, и предложили обсудить эти прогнозы с позиции ситуации 2012 года, т.е. спустя десять лет. Попытка, надо сказать, не имеющая прецедентов и не только в российском образовании. Чаще бывает, что сделанные прогнозы предпочитают не вспоминать. Это тем более важно в связи с тем, что сегодня составляются прогнозы на следующее десятилетие. Каково же наше умение предсказывать будущее и строить в соответствии с этими предсказаниями образовательную политику? Крайне интересным при сравнении прогнозов с реальной ситуацией было то, что все негативные прогнозы абсолютно сбылись: и дифференциация школ, и проблемы с квалификацией и все прочее, что мы сегодня имеем. Было ощущение, что негативные сценарии развития были просто взяты из прогноза и реализованы, т.е. мы «влипли» во все мыслимые проблемы. А вот в области позитивных трендов ситуация иная. Позитивные сценарии были прописаны крайне неопределенно и реализованы не áûëè. Ïðè÷åì, читая прогноз 2003 ãîäà, я бы в то время подписался практически под каждым словом (в той части, которая касалась среднего образования). Если мы посмотрим «Стратегию – 2020», то обнаружим то же самое: там есть четыре сценария развития образования: два негативных и два позитивных. И опять негативные сценарии прописаны точно и определенно, позитивные значительно менее. Это какая-то особенность, как мне кажется, не только экспертов, которые создают прогнозы (очень высокая квалификация при расчете рисков и очень невысокая при прогнозе положительного развития). На языке управления это означает, что у нас нет видения будущего (на макроуровне) как тогда в 2003 ãîäó, òàê, ïîõîæå, и ñåé÷àñ. Поскольку это последний номер этого года, то я хочу высказать пожелание: «Пусть в будущем году мы увидим это будущее и пусть оно будет позитивным!» Константин Ушаков 10`12 директор школы www.direktor.ru d. 1
Стр.2
d. Главный редактор К.М. Ушаков Зам. главного редактора В.Я. Гринберг Шеф-редактор Е.Е. Терешатова Ответственный секретарь М.Г. Драмбян Технический редактор Е.С. Воронова Компьютерный набор С.Л. Баранова Редакция Е.А. Кучеренко Л.Н. Панина Е.М. Ушакова Эксперты-консультанты Аникеев М.В. Великов А.В. Ермилова Т.Ю. Иванов А.Ю. Качан Н.Н. Комиссаров И.В. Кошелев А.А. Куркова Н.В. Лещев В.А. Щербо И.Н. Корректоры Н.П. Голубцова, Г.В. Яковлева Издательская фирма «СЕНТЯБРЬ»: Распространение и подписка Т.А. Доронина Главный бухгалтер О.А. Архиповская Адрес для писем: 115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99 Òåë.: (495) 710-30-01 E-mail: septem@direktor.ru http://www.direktor.ru © «Äèðåêòîð øêîëû», 2012 © «ÈÔ «Ñåíòÿáðü»» Ликсанова А.Е. Литвинов А.В. Маркова Л.Н. Пономарев Н.И. Рычкова B.À. Сисина Е.А. Скурихин Д.А. Хворов Н.Е. Чижков В.А. Чичурко В.В. Конкурс Качан Н. Картина управленческой жизни Образовательная политика Педагогическое образование: есть ли шанс? Интервью с вице-президентом РАО Болотовым В.А. Искусство управления Губанова Е. ФГОС в школе: риски и проблемы реализации Сальникова Л. Самоидентификация личности Ту À. Какие рейтинги школ нам нужны Рябцев М. История одного опыта, или Путь к самопониманию Трегубова Л. Технология маркетингового исследования Организация учебного процесса Громыко Г., Рязанов В. Освоение языков при взаимном обучении в парах Лобок А. Человек пишущий Максименко П. О возможности иного отношения к словесности 51 57 64 18 23 28 36 43 5 10/2012 (173) Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года директор школы в этом номере Письмо редактора Пожелание 1 12
Стр.3
Как потолок влияет на обучение Науменко Ю. Как обучать детей с ОВЗ в массовой школе? Робский В. Поиск смыслов работы учителя Воспитание и дополнительное образование Фролова Т., Ямковая Л. Социальный педагог в школе: его возможности и проблемы Школа и родители Энусова Э. Тепло и сила отцовского влияния на воспитание ребенка Экономика и право Астапенко Е. Нюансы комплектования библиотечного фонда Уроки здоровья Здоровье школьников: светодиодное освещение 106 95 70 74 81 88 100 10`12 директор школы www.direktor.ru d. 3
Стр.4
Призер Всероссийского конкурса «Äèðåêòîð школы — 2011» Надежда Николаевна Качан 16 лет проработала в должности директора школы, 7 лет — директором МОУ лицей ¹ 1 г. Канска Красноярского края. Миссия лицея в современных условиях состоит в построении образовательного учреждения как культурно-образовательной среды для саморазвития, самореализации и жизненного самоопределения всех субъектов учебного процесса. Лицей — учебное заведение, формирующее инновационное поведение благодаря широкому внедрению современных образовательных технологий. Суть инновационной образовательной программы — в осуществлении системных изменений в практике воспитания молодежи путем формирования жизненных установок лицейского сообщества. В образовательном пространстве лицея создаются среды, направленные на формирование инициативных ответственных действий учеников. В настоящее время в лицее представлено три направления профильной подготовки: физико-математическое, социально-экономическое, химико-биологическое. В лицее разработана и действует система учета личных достижений учащихся. Динамика достижений учитывает успех ребенка на разных этапах развития, при этом сравнение происходит с достижениями самого ученика. В лицее практикуется личностно ориентированная технология преподавания, в рамках которой развивается индивидуальность, самобытность каждого ребенка, его становление не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида. Через все структурные подразделения воспитательной системы лицея реализуется идея развития личности учащихся, формирующая посредством ситуации успеха систему нравственных ориентиров. Реализация намеченных преобразований в рамках такой образовательной среды, с одной стороны, накладывает высокую ответственность, а с другой — вдохновляет коллектив следовать намеченному курсу развития лицейского образования в городе. Надежда Качан — отличник просвещения 1998 г., почетный работник общего образования 2011 ã. С декабря 2011 г. Надежда Качан избрана на должность мэра города Канска. 4 d. 10`12 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
Конкурс Конкурс «Задайте вопрос, какой управленец нужен сегодня школе, и я с глубоким убеждением скажу: нужен управленец, безусловно, знающий, умеющий нестандартно мыслить, обладающий управленческими компетентностями, тактичный по отношению к коллегам по профессиональному цеху и, конечно, преданный своему делу». Так говорит о профессии директора Качан Надежда Николаевна, на момент участия во Всероссийском конкурсе «Директор школы — 2011» — руководитель лицея ¹ 1 города Канска Красноярского края, а с декабря 2011 года — мэр города Канска. В своем конкурсном эссе она создала целое «художественное полотно» жизни школы. Картина управленческой жизни Н. Качан Я счастливый человек: во-первых, занимаюсь любимым делом. Я часто говорю своим друзьям, что нет более радостного дела, чем быть рядом с детьми, участвовать в их становлении… Во-вторых, я счастливый человек еще и потому, что не каждому управленцу выпадает доля создать новое учреждение, а мне повезло. Мне повезло в том, что я была назначена директором (2003 ã.) вновь создаваемого îá10`12 директор школы www.direktor.ru разовательного учреждения лицей ¹ 1 г. Канска. Напряженность и непредсказуемость Имея к этому времени стаж управленческой деятельности более 15 лет, столкнулась с новой управленческой ситуацией: высокая неопределенность и непредсказуемость современной криd. 5
Стр.6
Конкурс зисной ситуации потребовала от меня предельной мобилизации всех интеллектуальных ресурсов. В качестве ответа на вызов времени мне виделось тогда решение архисложной управленческой задачи. Исходная ситуация имела ряд негативных характеристик: низкое качество знаний пришедших в лицей учащихся (17%); отсутствие традиций учреждения, в том числе в учебной деятельности; деятельность педагогов была обусловлена целями и задачам прежнего образовательного учреждения… Список можно было продолжать. Все это потребовало другого подхода в управлении. Первый этап становления лицея был результативным. Решено много задач: от простых на первый взгляд, например научиться всем участникам образовательного процесса говорить в здании лицея тихо, до задач, связанных с содержательными изменениями. Через три года лицей стал дружным коллективом взрослых и детей, способным решать серьезные задачи образования. Итак, старт состоялся... Появилась новая точка отсчета. И теперь заложенный ресурс стал источником новых изменений. А теперь, друзья, я беру кисти и краски и хочу «написать картину», которая воссоздаст атмосферу жизни лицея и мою деятельность как управленца… Большую часть моего полотна, его центральную часть, занимает сюжет, связанный с современным качеством образования. Попробую написать композицию своего «полотна» на контрасте понятий. Для этого приведу словарь понятий и терминов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании: 6 d. Качество образования — это определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Качество образования — комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека (в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Качество образования — комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Конечно, я даю себе отчет, что выстроенная мною прежняя деятельность в лицее, обеспечивающая стабильное его функционирование, не позволяет решить новые задачи, адресованные школе. Я перед собой ставлю задачу найти управленческий ход по организации такой деятельности, которая обеспечит понимание, принятие и действия коллектива по достижению современного качества образования. 10`12 директор школы www.direktor.ru
Стр.7