Ордена Трудоаоrо Красного Знамени
Чеховскиi:i полиграфический комбинат
Министерства печати н информации
Россиitской Федерации
1993
142300, r. <...> МАI(СИМОВ
Кандидат юридических наук
Седьмой Съезд народных депута
тов Российской ФедераЦии в поста
новлении «0 состоянии законности,
шумным и быстро затухающим кам
борьбы
кументам как к необходимому, но все
же лишь украшению реальной борь
бы с преступностью. <...> Существуют также и внутренние
недостатки программ (планов), де
с
цией» от
довал
преступностью
и
корруп
14 декабря 1992 г. рекомен
высшим
органам
государст
венной власти и уnравления респуб
лик в составе Российской Федерации,
органам государственной власти и
управления автономной области, ав
тономных округов, краев, областей,
гг. <...> Большая же часть регионов
России нуждается, как минимум, в
примерной модели региональной про-
уголовно-процессуальноrо
исправительно-трудового
и
законода
тельства; нигилистическое отношение
«практиков» к строго научным реко- .
мендациям;
ность
1
традиционная
государственного
склон
аппарата
к
)
)
сожале
нию, возможности получить соответ-
престуnность;
1
научно-мето
ния в системе мер реагирования об
на
1
i
В этой связи нельзя не признать
весьма своевременной рекомендацию
Съезда народных депутатов. <...> Если судить
по такому признаннQму в мировой
вующие затраты на обычных детей) 2 ;
науке показателю правовой культу
над
ры,
как уровень солидарности
насе
-
приоритет нравственных
экономической
ностью, когда
начал
целесообраз
предпочтение должно
ления с требованиями традиционных
уголовно-нравовых запретов
(на
быть отдано наиболее эффективным в
убийство, причинение тяжких телес
ных повреждений,
изнасилование,
разбой, грабеж, кражу), то для су
борьбы с престулностью, а не наибо
лее дешевым, сама борьба с преступ
щественно различаюш.ихся
регионов
гуманитарном
отношении
мерам
ностью носит «затратный» характер
и
не
преследует
цели
получения
России (Москва, Ставрополь, Запад
ная Сибирь) этот-показатель <...>
Законность_№9_1993.pdf
,.,.-...
-- ·· " ·
,.,,.., __ 9
~. ~..... '
.
_ ... .....,.".,._ ....
.. ''
~- .~ ti "\
~
~
1
8 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ·
Проблемы ответственности.
,
1
8 РАССЛЕДОВАНИЕ ИЗНАСИЛОВАНИЙ.
В помощь следователю.
8 ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ
ДО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ДЕЛА.
Нужны ли здесь новшества?
1 ..
8 ПРАВА ОБВИНЯЕМОГО
(ПОДОЗРЕВАЕМОГО).
Требуются процессуальные коррективы.
8 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА
ВЕРХОВНОГО СУДА РФ.
8 ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО
НАДЗОРА.
__ ,_ ,, ..
Стр.1
,~-.-..
..... ---,..,_, ...
•
~ 9 (707)
1
~
Учреднтеnм1
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
РОССИйtКОй (:J)ЕДЕР АЦИИ;·
РЕДАКЦИЯ }IQ{PHAJU\
:
__ ... , ~
ЗАКОННОСТЬ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫй ПРАВОВОй НАУЧНОПРАКТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
ИЗДАЕТСЯ С 1934 ГОДА
Гnаанwй редактор ЗАИКИН Н. П.
Редакцмонна• кonnerм•:
КАРАВАЕВ Н. А. , КЕХЛЕРОВ С. Г.,
КОБЗАРЬ В. А., КОНДРАШКОВ Н. Н.,
ПАНЧИХИН О. Н. , СМИРНОВ Г. П.,
ТАРАНЕНКО В. В., ХВАЛИН А. М.
ТехнмчесмNм редмтор ЕВСТИГНЕЕВА Н. К.
Корректор НИЗАМОБА Т. И.
Адрес редакцмм: !03868, ГСП, Москва К-9,
nушкинская ул., 9, строение 6
Теnефон: 229-01 -06
Сдано а набор 23.06.93
Подписано а печать 25.08.93
Формат 70Х 1081 / 16. Бумага
печать. Уел.
печ. л.
Тираж 10 230. Зак. 1040.
Цена 120 руб.
Ордена Трудоаоrо Красного Знамени
Чеховскиi:i полиграфический комбинат
Министерства печати н информации
Россиitской Федерации
1993
142300, r. Че,..ов Московскоi:i облсtстн
© ,;законность», 1993.
5,6.
кн.-журн. Офсетt<ая
Уел. кр.-отт.
5,93.
Стр.2
О МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
С. МАI(СИМОВ
Кандидат юридических наук
Седьмой Съезд народных депутатов
Российской ФедераЦии в постановлении
«0 состоянии законности,
борьбы с преступностью и коррупцией»
от 14 декабря 1992 г. рекомендовал
высшим органам государственной
власти и уnравления республик
в составе Российской Федерации,
органам государственной власти и
управления автономной области, автономных
округов, краев, областей,
гг. Москвы и Санкт-Петербурга разработать
региональные программы
борьбы с преступностью. Как реализовать
эти рекомендации?
Современное состояние проrраммирования
борьбы с преступностью
на региональном уровне. Нельзя
утверждать, что проrраммирование
борьбы с преступностью (т. е. документальное
определение системы,
этапов, задач, средств, сnособов и
ожидаемых результатов) в масштабах
региона - новое явление для
российской уголовной nолитики. Такой
опыт накалливалея в течение
более чем двух десятилетий. Программы
(планы) борьбы с престуnностью
сегодня есть в подавляющем
большинстве республик, краев, областей,
в наиболее крупных (более
1 млн. чел.) городах. Однако почти
повсеместно эти документы не реали·
зуются или дают минималъный эффект.
Причин тому множество: скоротечные
и существенные изменения
в системе мер реагирования общества
на престуnность; ресурсная
необеспеченность программ, резко
увеличивающаяся в условиях экономического
кризиса; непрерывные изменения
административного, уголовного,
уголовно-процессуальноrо и
исправительно-трудового законодательства;
нигилистическое отношение
«практиков» к строго научным реко-.
мендациям; традиционная
склонность
государственного аппарата к
1
шумным и быстро затухающим кампаниям
по борьбе с чем угодно; заведомое
отношение к подобным документам
как к необходимому, но все
же лишь украшению реальной борьбы
с преступностью.
Существуют также и внутренние
недостатки программ (планов), делающие
их малоэффективными: постановка
грандиозных. заведомо невыполнимых
задач (например, снижение
уровня преступности) ; увлечение
уголовно-правовыми
. мерами
борьбы с преступностью (иногда до
70-80% всех содержащихся в программе
мер) в ущерб иным (экономическим,
политическим, культурным,
психол'Огическим,
организа.
ционным); дублирование функциональных
обязанностей правоохранительных
органов; почти полное игнорирование
социальных нужд людей,
профессионально
борьбой с преступностью; отсутствие
nоказателей и источников финансирования
заnрограммированных
мер;
господство «микромероприятий»,
явно не соответствующих выдвигаемым
круnным социальным задачам.
В
этой связи нельзя не признать
весьма своевременной рекомендацию
Съезда народных депутатов. Однако
важно учитывать, что ее реализация
требует надлежащего научно-методического
обеспечения. К сожалению,
возможности получить соответствующую
помощь существенно различаются
по регионам. В лучшем положении
оказываются крупные научные
центры с достаточно сильными
уголовно-правовыми и криминологическими
школами (Москва, СанктПетербург,
Екатеринбург, Казань,
Саратов, OJ'!CK, Томск и немногие
другие). Большая же часть регионов
России нуждается, как минимум, в
примерной модели региональной проi
1
1
.
)
)
~
занимающихся
1
1
1
Стр.3