Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Сибирские огни

Сибирские огни №5 2001 (50,00 руб.)

0   0
Страниц381
ID195616
Аннотация«СИБИРСКИЕ ОГНИ» — один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.
Сибирские огни .— 2001 .— №5 .— 381 с. — URL: https://rucont.ru/efd/195616 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Видишь, как по мертвому лицу Николы бежит, щупая усиками, рыжий лесной муравей. <...> А посмотреть — надо, хотя Яшка говорит — нет там никаких строений, одни болота. <...> К тому же северный лес тщедушен, как и Яшка. <...> — Я — веселый мужик! — заорал Яшка и хлопнул Николу по плечу. <...> Оглядела Николу — сожалеюще, чиркнула по мне гневным взглядом. <...> — Бог простит, бог благословит, — ответил белый старец и присел со смирением на подставленный сутуночек. <...> А белый старец сверкнул глазами на старосту и погрозил ему бледным длинным пальцем. <...> Белый старец все улыбался и качал головой. <...> От вспышек фонарика болотные люди поначалу пятились. <...> Болотные люди, засев по избам, разводили под полатями дымокуры и, ворочаясь в дыму, шевелили мозгами. <...> И болотные люди завистливо говорили: — Нехристи ведь, а как живут! <...> Как человек достаточно долго проработавший на производстве, он довольно быстро разобрался в нехитром механизме операций, проворачиваемых родной фирмой. <...> Серов, месяц проболтавшись в коммерческих и околокомбинатовских кругах, пришел к выводу, что веревочке не так уж долго осталось виться, если не предпринять кардинальных шагов по оздоровлению ситуации. <...> Своими сомнениями он поделился с руководством родной фирмы -- Ребровым и Лаховым. <...> - Я не вижу смысла в поисках виноватых, - пожал плечами Серов, - но ситуация изменилась, господа, и вы это знаете не хуже меня. <...> - По большому счету Никита Андреевич прав: идея себя изжила. <...> - Я же не предлагаю бросаться в воду с бухты-барахты, - пожал плечами Серов. <...> - Я над этим уже думал, - вздохнул Лахов, - но, к сожалению, далеко не все отнеслись к моему предостережению с пониманием. <...> Возможно, эта реплика относилась к Реброву, а возможно, к кому-то другому - Серов вникать не стал. <...> Ниночка тоже все время норовила позаботиться о младшей сестре, из-за чего и возникали между ними скандалы с ревом и рукоприкладством. <...> Настя никак не хотела соглашаться с ролью младшей и ведомой. <...> Оттолкнуть от себя Наталью он, пожалуй, пока <...>
Сибирские_огни_№5_2001.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Сибирские_огни_№5_2001.pdf
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО «СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» Аскольд ЯКУБОВСКИЙ МШАВА Повесть Сегодня мы хотим напомнить читателям еще об одном литературном крестнике нашего журнала — о замечательном сибирском писателе Аскольде Якубовском (1927 — 1983). Это был художник яркого самобытного таланта и широкого творческого диапазона. С одинаковым успехом он выступал и как писатель-реалист, и как фантаст (его перу принадлежит более десятка фантастических произведений, среди которых такая широко известная вещь, как повесть «Аргус-12»). Осваивал А. Якубовский в своем творчестве многие темы, поднимал различные проблемы современного ему бытия. Но, пожалуй, ближе всего писателю (и острее он их чувствовал) были взаимоотношения человека и природы. Об этом писал он всю жизнь много, охотно и увлекательно, даря читателям прекрасные рассказы и повести о рыбалке, охоте, «братьях наших меньших»… Собаки, надо сказать, были особой А. Якубовского страстью. С них началось его литературное творчество, им посвятил он целую серию рассказов («Стрелка», «Лобастый», «Возвращение цезаря» и др.) и полную трагизма повесть «Четверо» о брошенных на произвол судьбы четвероногих «друзьях человека». Здесь А. Якубовский выступил не только как блестящий анималист и писатель-натуралист, но и как тонкий художник-психолог. Видимо, это обстоятельство и дало основание В. Астафьеву — самому страстному охотнику, рыбаку и ценителю природы — сказать по поводу этих произведений: «Очень трогательны, до трепетности добры и одухотворены рассказы… о животных, особенно о собаках — тут уж прочитаешь, руками разведешь и подумаешь: «Вот если бы наши писатели умели так о людях писать…». И такое одухотворенное чувствование всего, что касается природы, являлось для А. Якубовского естественным состоянием. Самой природой оно ему изначально было отпущено и дальнейшей жизненной судьбой закреплено. Аскольд Павлович Якубовский родился в Новосибирске. Отец его был художником, архитектором и изобретателем (отсюда и врожденный дар живописца словом). С детских лет будущий писатель самозабвенно любил природу и охоту. После десятилетки он окончил курсы картографии и с длительными экспедициями изъездил Сибирь и Дальний Восток. В них упрочивалась его страсть к охоте, вырабатывалось пристальное внимание к природе. И нарастало противоречие: любил все живое и не мог расстаться с
Стр.1
ружьем. «Это мучило, — признавался А. Якубовский в автобиографии, — быть может, это и толкнуло к литературному труду». И не только к нему. Был А. Якубовский еще и отменным фотохудожником-натуралистом, что, кстати, хорошо чувствуется в его словесных картинах природы. Живописать А. Якубовский умел не только природу и ее обитателей. Изображение человеческих характеров ему тоже удавалось не хуже. Тем более, если человек оказывался перед лицом природы. А происходило это в большинстве его произведений — тех, прежде всего, где проблема «природа и люди» выходила на передний план. Как в повести «Браконьеры», например. Но и вне контекста природы человеческое существо высвечивалось А. Якубовским до самых подчас потаенных и темных глубин. Чему красноречивое свидетельство одна из лучших его повестей «Дом», в которой писатель показывает, до какого нравственного падения может довести безудержная страсть к стяжательству. Исследованию стяжательства в различных его проявлениях посвящено немало станиц прозы А. Якубовского. А заговорил о нем в полный голос писатель еще в первом своем крупном произведении — повести «Мшава». Впервые она увидела свет в нашем журнале (1965, №12) и стала для А. Якубовского, опубликовавшего, кроме нее и ряда рассказов, в «Сибирских огнях» повести «Браконьеры», «История четырех» «Нивлянский бык» и «Черная фиола», трамплином в большую литературу. Ее мы и предлагаем ниже читательскому вниманию. 1 Бывает такое — придет тяжелый день, чаще в июльские липкие жары. Наползут грозовые тучи. Душно, смутно, люди взвинчены. Все валится из рук, все оборачивается своей неладной стороной. Новый рабочий, делая затес, махнул топором дуроломно и тяпнул по сапогу... Хорошо, что у лентяев не бывает острых топоров! Я забинтовал ему ногу и посадил чинить сапог. Отругал. Разошелся в попреках, возвысил голос, и что же?— вспугнул лося. Тот вывернулся из кустов прямо на установленный теодолит. Свалил, конечно, а прибор, хотя и прочный, но ведь — оптический! Лось ускакал, треща кустами, а я весь остаток дня выверял теодолит. Сижу, а руки дрожат от злости. И в небе прежнее — молнии искрят, прыгают на землю, громы катаются взад и вперед. А дождя — нет, чтобы смыть тяжелое, очистить воздух. Ничего не поделаешь, раз нанесло, остается пережидать. И если разобраться подробнее, то и в жизни иногда бывает свой день несчастья, такой вот тяжелый день. Вот только что все в ней было хорошо, даже превосходно, — и уже нет ничего. Крутится прах, лежат обломки... И кажется — рухнул весь свет.
Стр.2
июля. Такой грозовой день был в моей жизни пять лет назад, двадцать восьмого Проклятый день!.. Оглянешься, и не верится. Неужели было? Неужели вот этими самыми руками... Если бы знать! Если бы только знать! Мог ведь сказать Копалеву: — Нет, Иван Андреевич, я туда не ходок! Куда хочешь посылай, сколько хочешь давай заданий, все сделаю, а туда не пойду. И Копалев послал бы другого. Ну, поворчал бы, ну, вкатил бы выговор. Подумаешь, выговор, — в сравнении с тем, что произошло!.. Но ничего нельзя знать заранее. Забыть тоже нельзя: Хочется все выбросить из головы — и не можешь. Оно срослось с тобой, оно стало частью тебя самого. Живешь настоящим и делаешь все, что положено делать, а мысли (часть их) все еще там, в прошлом. Работали мы в тот год на севере Сибири, в болотистой низменности между Обью и рекой Пур. Такие там места: иной раз километров десять — двадцать пройдешь и по сухому, зато неделями скачешь с кочки на кочку. Да... Пять лет назад... Двадцать восьмого июля... Странная это штука — прошлое. Кажется, ушло, ну и ладно. Как старики говорят — «с богом». Но прошлое — это ты сам, только бывший. ...Помнится кое-что из детства, только хорошее, вкусными кусочками. Помню родных, их, взгляды, улыбки, голоса, руки. Помню разные случаи, помню мягких и теплых домашних зверей. Еще помнятся бутерброды. Их делала мама. Отрезала ломоть хлеба через всю булку, толсто мазала маслом, а сверху клала малиновое варенье: ешь, рыжик! Вкуснее всего эти бутерброды казались на улице, в обществе облизывающихся знакомых собак. Иногда такое даже снится. С годами понемногу забываешь внешний облик прошлого. Оно выцветает в памяти, выдыхается... Но то не забывается. Хочешь забыть и не можешь. И рвется оно из прочих воспоминаний, как вода сквозь размытую плотину. Все видится прозрачная северная тайга, прокисшая, болотистая... В ушах — громом — отзвуки выстрелов. ...Николай Лаптев... Никола... Я помню Николу как живого. Помню лицо, резкую подвижность, бойкий говор, запах — он почему-то всегда пах кедровыми орешками. Должно быть, оттого, что, плутая как-то с теодолитом без продуктов и патронов в нарымских кедрачах, мы недели три кормились орехами... ...Помнишь все, а главное... Оно затаилось, присело, словно медведь кустах. Оно притворяется, делая вид, что забылось, растеряло самые важные мелочи, и приходит изредка и только во сне. Тогда видишь все снова,
Стр.3