Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Сибирские огни

Сибирские огни №2 2001 (50,00 руб.)

0   0
Страниц219
ID195613
Аннотация«СИБИРСКИЕ ОГНИ» — один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.
Сибирские огни .— 2001 .— №2 .— 219 с. — URL: https://rucont.ru/efd/195613 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Он не мог пожаловаться на отсутствие читательского внимания. <...> Именно этот, первоначальный, вариант «Рассказов старшины Арбузова» мы и предлагаем читательскому вниманию. <...> — Хэндэ хох! — еще раз с визгом выкрикнул враг. <...> А у автоматчиков — все вокруг Моисеенко, развеселого, ладного на язык казака. <...> И говорит, значит, мне, — продолжает Моисеенко, а сам аккуратно стряхивает землю с пилотки,— выйду, говорит, замуж за тебя, Моисеенко. <...> Там обычно останавливался с кухней Михеич, повар наш эскадронный. <...> Я взял Моисеенко и еще четырех казаков, и мы стали спускаться между кустов в лог. <...> В эскадроне за маленький рост, за красоту звали ее 12 ласковым девичьим именем: «Феничка». <...> Феничка повернула голову, взяла с ладони сахар и захрустела, а Моисеенке — радость: смеется. <...> Надо сказать, что по характеру Феничка была совсем не то, что ее хозяин: нрав у нее был общительный и... как бы объяснить? <...> Бывало, в марше обедают казаки возле кухни, Феничка поглядывает на них мокрыми блестящими глазами, словно бы радуется их крепкому аппетиту. <...> На этот раз Михеич был разговорчивее и, чего с ним никогда не бывало, даже с улыбкой обратился к Моисеенке: — Ну, Моисеенко, спел бы что-нибудь! <...> — Я ничего, товарищ гвардии старшина, ей-богу ничего, — отвечает он, а у 21 самого губы кривятся. <...> Потом говорит староста: — Я сам объясню, как было дело, товарич капитан. <...> Из толпы вышел маленький старичок с веселыми детскими глазами и повторил: — Гашек, товарич капитан. <...> — Казак Моисеенок говорит ему: давай помогу, руки работать хотят. <...> Староста повернулся к чехам, и они зашумели, заговорили все разом: — Правда, товарич капитан, правда! <...> На улицы высыпают все, и старые и малые, машут шляпами, платками и ласково кричат: — Наздар! <...> Они тоже машут вслед нам ветками в белом цвету и тоже как будто шепчут, шелестят: — Наздар! <...> Иван Федорович отогнул 49 полу плащ-палатки, отцепил от ремня пехотный котелок, подал Михеичу. <...> Иван Федорович слушал их, смеялся, и каждая рябинка его лица тоже <...>
Сибирские_огни_№2_2001.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Сибирские_огни_№2_2001.pdf
ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ «СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» Владимир САПОЖНИКОВ РАССКАЗЫ СТАРШИНЫ АРБУЗОВА За сорок лет литературной работы один из интереснейших современных Владимир Константинович Сапожников (1922 — 1998) издал более трех десятков книг. Он не мог пожаловаться на отсутствие читательского внимания. Имя его было известно далеко за пределами родного Новосибирска, а произведения переводились на многие европейские языки. На вопрос, о чем он пишет, В. Сапожников обычно отвечал: «О жизни, как она есть». И главной целью считал «в меру своих сил написать правдивый портрет Времени». Благо жизненого багажа ему было не занимать. В. Сапожников родился на Алтае. Было в его судьбе все: и сума, и тюрьма, и война, и дорога. Он ходил с геологами по Саянам, плавал по Енисею матросом, ловил с байкальскими рыбаками омуля., исколесил с журналистским блокнотом всю Сибирь, учительствовал… Все это так или иначе отразилась в его творчестве. «Тяга земная», «Дорога на Коён», «Кассиопея», «Сивка Бурка», «Без лицензии», «Повесть о последней охоте», «Распятие с бриллиантами» и другие повести и рассказы В. Сапожникова хорошо известны российскому читателю. В них он показал себя художником большой изобразительной силы и острого социаольного зрения. Но начинал В. Сапожников с рассказов о новелл о войне. В цикле «Рассказы старшины Арбузова», с которым писатель дебютировал, война показана глазами рядового ее участника, каким и был сам В. Сапожников, прошедший фронтовыми дорогами в составе 4-го Кубанского кавалерийского корпуса и отмеченный за свой ратный труд боевыми наградами. Есть в этих внешне незамысловатых рассказах и интересные человеческие судьбы, и высокий трагизм, и серьезные раздумья, но есть и поэзия, и добрый юмор. Герои их 1
Стр.1
храбро воюют, но при этом со страниц рассказов всьтает мир простых человеческих дел и радостей. Война и смерть мчатся бок о бок с белыми конями любви и мечты о мирной счастливой жизни. Прежде чем стать отдельной книжкой, а потом переиздаваться в различных сборниках В. Сапожникова, «Рассказы старшины Арбузова» были напечатаны двумя продолжившими друг друга подборками в «Сибирских огнях» в 1955 (№4) т 1960 (№2) годах. Именно этот, первоначальный, вариант «Рассказов старшины Арбузова» мы и предлагаем читательскому вниманию. Один на один В Венгрии это было. Брали тогда наши войска город Хатван. Послали меня один раз вражеский лес разведать. Трудное было дело. Только прошёл окопы свои, сразу лес начинается, густой-густой. Деревья стоят тесно одно к одному, высоко над головой всё сплелось, и лишь кое-где клочок неба голубеет. Лес глухой такой, сумрачный. Вот как сейчас помню: редко где упадёт на землю солнце, осветит кустик незабудок, валежник сухой. Ползу я тихонько от дерева к дереву, от одной мурашиной кучи к другой, в землю вдавливаюсь, прижимаюсь к ней, матушке, стараюсь с травой слиться. За валежиной, за кустом шиповника — везде жди врага: блеснет огонь, выстрел хлопнет и... не сделать разведчику своего дела. Так что обязательно первому надо врага увидеть, дыхание его услышать. А в лесу тихо. Фронтовая тишина — она обманная бывает. То слышишь, как шмель над цветком гудит, а то вдруг ка-ак взревет где-нибудь пулемет, разбудит эхо, и мечется оно по лесу, гремит, пока не успокоится... И опять станет тихо. Слушаю, ловлю каждый звук, разгадываю каждую мелочь. Что темнеет за большим пнём? Не сапог затаившегося врага? А вон в той воронке что блеснуло? Не ствол ли автомата? Майский день душным теплом дышит. Я закутан в зеленый маскхалат, со 2
Стр.2
лба на траву горький солдатский пот падает. В руке у меня автомат, друг неразлучный. Прошли мы с ним вместе немало дорог, в разных местах воевали. Ползу, передвигаю его рядом с собой, каждую секунду готов к плечу вскинуть. Вглядываюсь кругом и замечаю — был здесь уже бой! Земля воронками взрыта, висят на деревьях подсечённые осколками ветки. Стоп! Звякнула пуля, совсем рядом в землю ударилась, обсыпало руку, в которой автомат был. Не меня искала? Впереди лежит на земле толстое дерево. К нему ползу. Нет ли чего там, на той стороне? Может, траншеи впереди или мины заложены? Дерево большое, в три обхвата. Должно быть, снарядом тяжелым ударило, и свалилось оно, ветки по сторонам раскинуло. Видать, недавно: хвоя не пожелтела еще. Подполз, лежу под деревом, слушаю. Спокойно кругом. На вершине сосны попискивает крошечная пичужка. Потихоньку гудят сосны. Минуту слушаю, другую. Вдруг что-то хрустнуло, но тихо, тихо... Автомат на изготовке, жду. Опять прошуршало, треснуло. Что же это? Нет, не так падает с сосны сухая шишка. Подбираюсь, поднимаю голову. В трех шагах от меня куча рыжих сосновых веток. Под ними что-то... Смотрю — что-то зеленое шевельнулось. Чувствую — человек там. Ветки дернулись, из-под них глядят на меня глаза большие, округленные. Миг, и я на ногах. И только на секунду опаздывает он. Вскочил, сбросил маскхалат. Тонкий, высокий, рвет свой автомат вперед. Но мой уже у плеча, смотрит ему в переносицу... «Не зевай, думаю, разведчик! В этой секунде твоя жизнь». Лицо врага перекосилось, рот в беззвучном крике открыт. Нащупываю курок. Сейчас выстрел и — путь свободен. Жму курок... нет выстрела. Почему?! Ломаю крючок, дргаю его, гну — молчит автомат, молчит как мёртвый. Ах, ч-черт! Запорошило, знать, затвор, когда ударила пуля!.. Не будет выстрела!.. И тот, враг мой, понял это. Рот его, раззявленный в страхе, закрылся с 3
Стр.3