Memory turn: проявленная
биоэтикой бренность интеллектуальных традиций ... <...> Взаимосвязь моделей корпоративного управления и уровня инновационной активности в разных странах ............................ 77
G.P. <...> Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения ........... 107
T.A. <...> 11 января в Государственной Областной научной библиотеке (Новосибирск) прошел
круглый стол журнала «Идеи и идеалы» на тему: «Смысл преподавания философии в университете». <...> Смысл преподавания философии
в университете
Смысл существования философии в нашем
современном университете не очевиден. <...> В конце концов, это и позволит превратить
преподавание философии в органон адаптации специалиста к его профессии, а личности профессионала – к жизни. <...> Я думаю, это
вполне адекватное название, выражающее
основную интенцию. <...> И я бы сказал, что смысл преподавания
философии в университете действительно
непонятен. <...> Ну и, наконец, третий момент – это связь
философии с общекультурным дискурсом,
без учета которой преподавание философии в университетах будет стагнировать, в
лучшем случае. <...> Поэтому если преподавание философии в университетах не будет ориентироваться на данную потребность, явно проявляющуюся сейчас, то тоже ничего хорошего не получится. <...> Вот эта смена психологической ориентации на непосредственное,
причем моментальное впечатление, – это и
есть тот самый процесс, который приводит
к такому, сейчас уже широко известному
феномену, как клиповое сознание. <...> Однако, мало кто задумывается, как философия облегчает управление гражданами, контролируя их сознание,
снимая социальное напряжение и агрессию с помощью рефлексии и отрешения. <...> Классические и неклассические стратегии философии
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
УДК 101.1
КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ
СТРАТЕГИИ ФИЛОСОФИИ
В.Ю. Кузнецов
МГУ им. <...> Ключевые слова: стратегии философии, современная философия, классические стратегии
философии, неклассические стратегии философии. <...>
Идеи_и_идеалы_№1_2013.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ISSN 2075-0862
Индекс Роспечати 37150
Включен в Перечень ВАК
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
№ 1(15) т. 1 *
Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л
ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО
http://ideaidealy.ru
2013
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
(Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.)
УЧРЕДИТЕЛИ:
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)
Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ)
СОДЕРЖАНИЕ
Поздравляем юбиляра! ............................................ 3
Круглый стол. Смысл преподавания философии
в университете .............................................................. 5
Философская традиция и современный мир
В.Ю. Кузнецов. Классические и неклассические
стратегии философии .................................................. 39
И.В. Мелик-Гайказян. Memory turn: проявленная
биоэтикой бренность интеллектуальных традиций ... 49
В.В. Мархинин. Специфика гуманитарного научного
познания в философской герменевтике Х.-Г. Гадамера
(часть вторая) .......................................................... 64
Экономика: принципы организации
Г.П. Литвинцева, Н.А. Гахова. Взаимосвязь моделей
корпоративного управления и уровня инновационной
активности в разных странах ............................ 77
Обсуждаем общество
К.А. Антонов. Субъекты политических протестов
в регионе: интересы, убеждения, мотивы .................. 95
Т.А. Рубанцова, Е.А. Крутько. Детская безнадзорность
как феномен социального отчуждения ........... 107
В.И. Игнатьев, А.И. Крейк, Е.В. Комф. Синергия –
актуальный ресурс органичной модернизации ......... 115
Сongratulations! .......................................................... 3
Round table. The meaning of the teaching of philosophy
at the Universities .................................................... 5
Philosophical tradition and the modern world
V.Yu. Kuznetsov. Classical and non-classical strategies
in philosophy .................................................................. 39
I.V. Melik-Gaykazyan. Memory turn: manifested by
bioethics the frailty of intellectual traditions ................... 49
V.V. Markhinin. Specifi c character of humanities as
academic knowledge in H.-G. Gadamer’s philosophical
hermeneutics .................................................................. 64
Economics: principles of organization
G.P. Litvintseva, N.A. Gakhova. Relationship model
of corporate governance and level of innovative activity
in different countries ....................................................... 77
Discussing society
K.A. Antonov. Subjects of political protest in the region:
interests, beliefs, motives ............................................... 95
T.A. Rubantsova, E.A. Krutko. Child neglect is
a phenomenon of social exclusion ................................ 107
V.I. Ignatyev, A.I. Kreyk, E.V. Komf. Synergy as actual
resource of organic modernization ................................ 115
_______________
* В предыдущем номере (№ 4 (14), т. 2) допущена досадная ошибка: на стр. 132, где переводчик
Е.И. Спешилова выражает благодарность проф. Е.В. Борисову, оказалось имя автора переводимого
текста.
Идеи и идеалы № 1(15), т.1• 2013
1
Стр.1
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Культурология: проблемы, подходы, решения
Л.В. Савинов. Идеи европейской этнополитики:
реалии и перспективы ................................................. 123
Н.Л. Панина. К проблеме изучения изображения
в поздней рукописной традиции ................................. 139
Л.А. Осьмук, Л.Д. Кассина. Музыка в современном
обществе как форма смыслообразования ................ 149
История художественной жизни
П.Д. Муратов. Первая зональная художественная
выставка ....................................................................... 157
Summary ...................................................................... 170
Наши авторы .............................................................. 174
СОДЕРЖАНИЕ
Cultural studies: problems, approaches, solutions
L.V. Savinov. Ideas of European ethnic politics: realities
and prospects ................................................................ 123
N.L. Panina. The problem of studying the images in
a late manuscript tradition ............................................. 139
L.A. Osmuk, L.D. Cassina. Music in modern society
as a method of the formation of meaning ...................... 149
History of artistic life
P.D. Muratov. The First zonal art exhibition ................. 157
Summary ...................................................................... 170
Our authors .................................................................. 174
2
Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
Стр.2
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА!
Редакция журнала «Идеи и идеалы» поздравляет
члена редакционного совета журнала
Анатолия Пантелеевича Деревянко
с 70-летием!
Деревянко
Анатолий Пантелеевич
А.П. Деревянко родился 9 января 1943 года. В 1963 году окончил историкофилологический
факультет Благовещенского педагогического института и поступил
в аспирантуру Института истории, филологии и философии СО АН СССР.
В 1965 году он защитил кандидатскую, а в 1971 году – докторскую диссертацию. В Сибирском
отделении А.П. Деревянко сначала трудился в должности младшего научного
сотрудника (1965–1968), затем работал заведующим Музеем истории и культуры
народов Сибири ИИФФ СО АН СССР (1968–1970), заместителем директора
института по научной работе (1970–1976). С 1974 года А.П. Деревянко совмещал
научную деятельность с организационно-управленческой работой в аппарате
ЦК ВЛКСМ – сначала как руководитель Совета молодых ученых при ЦК ВЛКСМ, а впоследствии
как секретарь ЦК ВЛКСМ (1976–1979). В 1979 году А.П. Деревянко был избран
членом-корреспондентом Академии наук СССР. После этого он вернулся в Новосибирск,
где сначала работал секретарем Новосибирского обкома КПСС, в 1980 году был назначен
ректором Новосибирского государственного университета и избран членом Президиума
Сибирского отделения АН СССР. В 1983 году он стал директором Института истории,
филологии и философии СО АН СССР. В 1987 году А.П. Деревянко избран действительным
членом Академии наук СССР. В 1991 году его избирают директором Института арИдеи
и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
3
Стр.3
Идеи_и_идеалы_№1_2013_(1).pdf
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ISSN 2075-0862
Индекс Роспечати 37150
Включен в перечень ВАК
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л
№ 1(15) т. 2
ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО
http://ideaidealy.ru
2013
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
(Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.)
УЧРЕДИТЕЛИ:
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)
Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ)
СОДЕРЖАНИЕ
Исследуем философскую традицию
И.А. Манин. Основания философского дискурса
об античном человеке ........................................................ 3
К.А. Родин. Поэт после Витгенштейна ............................. 16
Л.Н. Сумарокова. Философия в Одессе .......................... 23
Социально-экономические проблемы современного
российского общества
В.З. Шурбе. Межпоколенные взаимодействия: конфликт
или новая фигурация? ....................................................... 43
Е.В. Кузьмина. Особенности понятия «уровень жизни»
в системе социально-экономических категорий .............. 54
О.В. Кузьмен. Анализ эволюции модели социальной
политики государства в РФ ................................................ 63
С.М. Коба. Проблема идентификации макросоциальных
групп российского общества .............................................. 70
О.В. Воронкова, В.Н. Якимова. Оценка регионального
уровня бедности в Российской Федерации ...................... 77
И.М. Карицкая. Композиционное социологическое исследование
сферы профессиональной деятельности
на примере туризма ............................................................ 87
С.П. Петров, А.В. Шмаков. Определение оптимальной
величины штрафа за злоупотребление доминирующим
положением ......................................................................... 94
Практика российского образования
И.Л. Клавсуц, Ю.С. Захир. Управление качеством –
стратегический приоритет развития образования
XXI века ............................................................................... 105
М.П. Дудкина. Изменения в школьном образовании
в 1941–1945 годах (на материале Западной Сибири) ..... 115
С.В. Митросенко. Проблемы психолого-педагогического
сопровождения адаптации детей-сирот в замещающей
семье ............................................................................123
Идеи и идеалы № 1(15), т. 2• 2013
Investigating philosophical tradition
I.A. Manin. The backgrounds of the philosophical discourse
about the ancient man .......................................................... 3
K. A. Rodin. Poetry after Wittgenstein ................................. 16
L.N. Sumarokova. Philosophy in Odessa ............................. 23
Social and economic problems of contemporary Russian
society
V.Z. Shurbe. Inter-generational interactions: the confl ict
or new fi guration? ................................................................... 43
E.V. Kuzmina. Features of concepts of «living standard»
in the system of socio-economic categories .......................... 54
O.V. Kuzmen. Analysis of the evolution of the model of social
policy of the state in the Russian Federation .................. 63
S.M. Koba. The problem of identifi cation Russian society
macrosocial groups ................................................................ 70
O.V. Voronkova, V.N. Yakimova. The assessment of the
regional poverty in the Russian Federation ........................... 77
I.M. Karitskaya. Compositional sociological research
of the professional activity sphere on example of tourism .... 87
S.P. Petrov, A.V. Shmakov. Determination of the optimal
size of the fi ne for abusing dominant position ....................... 94
Practice of education in Russia
I.L. Klavsuts, Yu.S. Zakhir. Quality management
is the strategic priority of education in the 21st century ........105
M.P. Dudkina. Changes in school education in 1941–1945
(of Western Siberia materials) ................................................115
S.V. Mitrosenko. Problems of psycho-pedagogical support
adaptation of orphans in substitute family ..............................123
1
Стр.1
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Л.В. Прохорова, Ю.В. Веселова. Изобразительное
искусство как средство инклюзивного образования
пожилых людей ...................................................................131
Религия в современном обществе
Е.О. Гаврилов. Наука и религия: метаморфозы
взаимовлияния ......................................................................138
Основания европейской культуры
А.А. Быков. Античная цивилизация. У истоков европейской
благотворительности ............................................147
Анонсы
Л.Л. Штуден. «Сюита жанров»........................................... 157
О.А. Донских. «Деградация. Размышления об образовании
и его месте в нашей культуре» ..................................... 159
III Международная научная конференция
«Институциональная трансформация экономики:
условия инновационного развития ...................................... 160
К.А. Антонов, С.В. Козлов. «Коммуникативные
потребности и практики жителей мегаполиса».
Исследовательский проект ................................................... 163
Summary ................................................................................ 165
Наши авторы ....................................................................... 171
Информация для авторов ................................................. 173
Religion in modern society
E.O. Gavrilov. Science and religion: mutual metamorphoses
................................................................................. 138
The basis of European culture
A.A. Bykov. Antique civilization. Near the sources of the
European charity .................................................................... 147
Announcements
L.L. Shtuden. «Suite of genres» ............................................. 157
O.A. Donskikh. «Degradation. Refl ection on education
and its place in our culture» .................................................. 159
III International Scientifi c Conference «Institutional
transformation of economics: conditions of innovative
development» ....................................................................... 160
K.A. Antonov, S.V. Kozlov. «Communicative necessities
and practices of the inhabitants of megalopolis». Research
project ..................................................................................... 163
Summary ............................................................................. 165
Our Authors ........................................................................ 171
Information for autors ....................................................... 173
СОДЕРЖАНИЕ
L.V. Prokhorova, J.V. Veselova. Fine arts as a means
of inclusive education of older people .................................... 131
2
Идеи и идеалы № 1(15), т. 2 • 2013
Стр.2
И.А. Манин. Основания философского дискурса
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ
УДК 101
ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
ОБ АНТИЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ
И.А. Манин
МГУ им. М.В. Ломоносова
manin515@yandex.ru
В статье анализируются философские работы, содержащие определенную позицию по вопросу
о человеке в текстах Гомера, «начальных мыслителей» и Платона. Автор пытается не столько
передать содержание той или иной позиции, сколько разобраться в ее основаниях. Цель статьи –
выяснить, на каких основаниях тот или иной философ выделяет человека в античных текстах.
Автор приходит к выводу, что такими основаниями являются представления, которые философы
априорно вводят и налагают на древнегреческие тексты.
Ключевые слова: человек у Гомера, «начальных мыслителей» и Платона; стилизация.
Сразу оговорим, что мы не предполагаем,
будто в античности существовал единый
тип человека. Здесь мы согласны с И.Д. Рожанским,
который в статье «Античный человек»
пишет: «Таким образом, не имеет
смысла говорить об античном человеке в
целом. Слишком велика разница между человеком
так называемой архаической Греции
и Греции развитого полиса или эллинистическим
человеком или, наконец, римлянином
эпохи империи»1
. Здесь словосочетание
«античный человек» мы используем
для краткости и обозначаем им того, кто
фигурирует (еще вопрос, является ли это
существо человеком в современном понимании)
в текстах Гомера и Платона, а также
во фрагментах Гераклита и Парменида.
Последних мы, опираясь на М. Хайдеггера,
именуем «начальными мыслителями»; как
известно, за привычным термином «досо1
Рожанский И.Д. Античный человек / О человеческом
в человеке. – М.: Политиздат, 1991. –
С. 283.
Идеи и идеалы № 1(15), т. 2• 2013
кратики» закреплена определенная традиция
их истолкования как предшественников
Сократа.
Несмотря на то что относительно немногие
философы специально обращались
с антропологической проблематикой
к текстам Гомера, «начальных мыслителей»
и Платона, тем не менее многие из них высказывали
суждения об античном человеке.
В итоге к настоящему моменту накопилось
достаточно большое количество самых разнообразных
высказываний. Сначала мы пытались
их как-то систематизировать. Но после
некоторых попыток поняли, что получающиеся
классификации весьма условны.
За попытками свести множество суждений
об античном человеке в общую картину
стираются те основания, на которых выстроены
эти представления. Ведь философы,
высказывающиеся об античном человеке,
мало того что решают разные задачи,
они еще и исходят из различных оснований
и пользуются различной терминоло3
Стр.3